Сергей Куюн: "Доля контрафактного топлива на наших заправках достигает 25 процентов"
За последнюю неделю цены на бензин и дизельное топливо оставались относительно стабильными, а вот сжиженный автомобильный газ постепенно дорожал. Вчера средняя по стране стоимость литра бензина А-95 составляла 19 гривен 49 копеек, дизтоплива — 17 гривен 32 копейки, сжиженного газа — 9 гривен 58 копеек. Однако оптовые цены на нефтепродукты постепенно повышаются, хотя потребление горючего в Украине падает.
По данным Государственной фискальной службы, за девять месяцев нынешнего года в страну ввезли топлива почти на 3 миллиарда долларов. Тем не менее, если сравнивать с показателем за этот же период прошлого года, импорт нефтепродуктов уменьшился на 42 процента.
— На снижение поставок топлива из-за границы повлиял финансовый кризис: поскольку заработки у людей падают, они экономят, меньше ездят на автомобилях, меньше покупают существенно подорожавшее горючее, — считает директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — Основное снижение потребления пришлось на бензин, это минус 30 процентов по сравнению с показателем прошлого года. Спрос на дизельное топливо упал примерно на 15 процентов.
Сегодня ситуация на отечественных заправках зависит только от двух факторов — мировых цен на нефть и курсовых колебаний гривни по отношению к основным валютам. В последнее время розничные цены постепенно повышались. Это реакция на более существенное подорожание оптовых партий импортного горючего. В свою очередь, рост оптовых цен связан с некоторым увеличением мировых котировок на нефть, а также с прекращением поставок из России. Украине пришлось переориентироваться на другие источники топлива.
Я не думаю, что в ближайшее время существенно повысятся розничные цены на нефтепродукты. Во-первых, наступает традиционное сезонное падение потребления. Во-вторых, объемы продаж и так очень низкие, соответственно, владельцы заправок не спешат поднимать цены, потому что это приведет к дополнительному оттоку покупателей. Скорее всего, нефтетрейдеры пойдут на уменьшение собственного заработка, то есть розничной маржи.
Гораздо большей проблемой остается высокая доля нелегального, контрафактного топлива на наших заправках. По нашим подсчетам, она составляет до 25 процентов от общего объема. И если раньше, пару лет назад, на теневом рынке была в основном контрабанда, то сейчас это «бодяга», которую изготовляют прямо на некоторых нефтебазах без уплаты налогов. Государство теряет огромные суммы налогов. Согласно нашим оценкам, в этом году потери казны от теневого топливного рынка достигнут 7 миллиардов гривен. При этом потребитель за свои деньги качественное горючее не получает.
229Читайте нас в Facebook