Николай Полозов: "Вера Савченко — единственный свидетель защиты. Не исключаю, что ее могут допросить уже в следующий понедельник"
В Донецке Ростовской области продолжается заседание по делу народного депутата Украины Надежды Савченко. Почти полтора года назад луганские боевики взяли украинку в плен и передали России, где ее огульно обвинили в убийстве двух российских журналистов — сотрудников ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина. Они попали под минометный обстрел недалеко от Луганска в тот же день, когда Надежду Савченко взяли в плен.
На этой неделе суд продолжал допрос свидетелей обвинения. Но особое внимание общественности привлекло заседание, на которое прибыл руководитель так называемой «Луганской народной республики» Игорь Плотницкий. Как уже писали «ФАКТЫ», суд, удовлетворив просьбу свидетеля, провел заседание в закрытом режиме — из зала попросили не только журналистов, но и сотрудников украинского консульства. Более того, адвокатам Савченко запретили разглашать подробности допроса Плотницкого.
— К допросу Игорь Плотницкий готовился не только по протоколам, — рассказал «ФАКТАМ» адвокат Николай Полозов, на днях побывавший в Киеве. — Он изучал биографии защитников, смотрел наши публикации в социальных сетях. В России постарались нивелировать его появление в суде — местные массмедиа практически ничего об этом не писали. Это свидетельствует о желании российских властей сохранить Плотницкому лицо.
— После допроса главаря так называемой «ЛНР» российские прокуроры обратились к суду с просьбой привлечь вас и Марка Фейгина к уголовной ответственности за разглашение информации о показаниях Плотницкого…
— Ограничения, наложенные судом на защиту, незаконны. Суд не может запретить то, что свидетель уже озвучил. Все, что мы сообщали, есть в материалах дела. Плотницкий подтвердил данные им ранее показания о том, что он распорядился отпустить Надежду.
— Когда можно ожидать допроса свидетеля защиты — сестры Надежды Савченко Веры?
— Сейчас суд заканчивает исследовать вещественные доказательства по делу. В четверг должны были допросить еще одного свидетеля обвинения — некого Железного, но он на заседание не явился. То есть можно сказать, что с допросом Плотницкого свидетели у обвинителей закончились. Думаю, что на следующей неделе должен быть проведен допрос Веры Савченко (на фото в заголовке. — Ред.). Не исключаю, что это может произойти уже в понедельник (23 ноября. — Ред.).
— Ее уже раз объявляли персоной нон грата в России. Не думаете, что ситуация может повториться?
— На момент, когда Вера в прошлый раз покидала российскую территорию, такого запрета не было. Она — единственный свидетель защиты. Другим людям, которые могли бы свидетельствовать в пользу Надежды Савченко, безопасность была бы не гарантирована. Не думаю, что власти России пойдут на обострение ситуации. Но, с учетом угроз Марку Фейгину и в мой адрес, все может быть. Вы же видите, что им не удается создать даже видимость нормального судебного процесса.
А Марк Фейгин, комментируя в социальных сетях допрос Плотницкого, написал, что главарь так называемой «ЛНР» прямых обвинений в адрес украинки не поддержал, расплывчато сообщив о том, что она якобы выполняла свои функции как офицер. «Плотницкий пытался относительно Савченко делать заявления о том, что ждет ее на свободе, и что с ней он будет решать вопрос будущего Украины. Это прозвучало, так сказать, странно», — рассказал Фейгин. А его коллега Илья Новиков пообещал, что в ближайшее время будет обнародована стенограмма допроса Плотницкого. «Он, видимо, всерьез считает себя политиком и что у него есть какая-то „республика“. Это довольно забавно. Я могу пообещать, что в течение очень короткого времени стенограмма этого допроса, несмотря на то, что он проходил в закрытом режиме, не будем уточнять каким путем, окажется в открытом доступе», — заявил защитник.
В одном из своих интервью Марк Фейгин, прогнозируя дальнейшее развитие событий, предположил, что Надежду Савченко могут обменять на двух российских военных — Александра Александрова и Евгения Ерофеева, которых судят в Киеве.
— Сейчас Москва очень стремится к налаживанию отношений с Западом. И, возможно, отправка Савченко домой после суда и всех процессуальных процедур будет одним из шагов, демонстрирующих, что Кремль хочет решить проблему взаимоотношений, — сказал адвокат в интервью ТСН. — Если политики договорятся о таком обмене, то это же не будет, как на мосту двоих меняют. Будет такая же схема, как по конвенции, Ерофеева и Александрова позже отдадут отбывать наказание в Россию. То есть Надя может уехать раньше, а они — когда их приговор вступит в силу. Обмен произойдет, но не как непосредственное действие одних на других, мгновенно. Для этого должны быть: первое — политические переговоры между Москвой и Киевом. Скорей всего, договоренности эти будут конфиденциальными. Второе — кто-то должен выступить гарантом. Например, США.
— Когда Савченко будет дома?
— Отправят ее в Украину до Нового года, после или даже в феврале — это не меняет дела. Нужно сохранить ее здоровье и не полагаться только на обещания. Сроков никто не называет. Поэтому для нас важно получить какие-то гарантии того, что Савченко в принципе будет отправлена домой.
Марк Фейгин также спрогнозировал, что вслед за Надеждой Кремль может запустить процесс возвращения еще десяти известных политзаключенных украинцев, в частности, Сенцова, Кольченко, Карпюка, Клиха и других:
— Эти дела могут решиться одной коллективной договоренностью, возможно, обменяют всех на всех, по какому-то формату Минских соглашений. То есть вернут их всех домой отбывать наказание, но взамен на что-то. Взамен на дополнительные преференции для Кремля.
Если Савченко окажется на Родине, она возглавит процесс освобождения таких же, как она, украинцев в России. И этот процесс будет носить политический, а не процессуальный характер.
*Адвокаты Надежды Савченко Марк Фейгин и Николай Полозов (справа) на одном из судебных заседаний. Фото radiosvoboda.org
Читайте нас в Facebook