Надежда Савченко: "Если бы прокуратура предоставляла меньше лжесвидетелей, вопросов было бы меньше"
В Донецке Ростовской области продолжается заседание по делу народного депутата Украины Надежды Савченко, которую полтора года незаконно удерживают в России. Кремль приписывает Савченко причастность к гибели российских журналистов, летом 2014 года снимавших бои под Луганском со стороны боевиков.
На минувшей неделе судебный процесс украинки освещала съемочная группа телеканала СТБ, уже несколько раз «удостоившаяся» пристального внимания российских властей. Так, в ночь на пятницу, 4 декабря, возвращавшихся на родину украинских журналистов задержали на границе. «Говорят, что таможенники в Домодедово неправильно оформили въезд группы и не внесли в некую базу. Предлагают ехать в аэропорт и разбираться. Оператора на таможне в Нехотеевке увели „на разговор“ к сотруднику ФСБ», — сообщил в соцсети о приключениях в России коллег из СТБ корреспондент радио «Свобода».
Стоит отметить, что неприятности у съемочной группы начались еще в конце октября, когда она только приехала в российский Донецк. За полчаса до начала судебного заседания журналистов задержали сотрудники ГИБДД, «заподозрившие», что они ехали в автомобиле, не пристегнувшись. Когда эти подозрения не подтвердились, у съемочной группы потребовали документы, объяснив, что в районе проводится операция «Анаконда». Сотрудники СТБ тогда закрылись в автомобиле и вызвали украинского консула. Виталий Москаленко приехал с адвокатом Надежды Савченко Ильей Новиковым, совместными усилиями они вызволили съемочную группу. Таким образом, журналистам все же удалось понаблюдать за тем, как в ходе судебного заседания адвокаты Надежды Савченко разоблачили фальшивого «свидетеля» обвинения, представившегося подполковником российской спецслужбы Алексеем Почечуевым. Сравнив подписи на документах реального Почечуева и свидетеля, представленного прокурорами, адвокаты выяснили, что это два разных человека…
Очередные «белые нитки», которыми наскоро сшили обвинение, проявились и в ходе изучения показаний экспертов, анализировавших видеозаписи с места обстрела российских журналистов. Так, по видеосвязи из Басманного суда Москвы свидетельствовал эксперт-артиллерист, заместитель начальника ракетных войск и артиллерии сухопутных войск ВС РФ Александр Драговаловский. Он утверждал, что корректировать огонь мог просто обученный человек, совсем необязательно офицер-артиллерист. Дескать, Савченко на эту роль вполне подходит. Тогда руководитель группы защиты Марк Фейгин поинтересовался, может ли корректировать огонь человек не со стопроцентным зрением. Драговаловский ответил, что нет. «Тогда с меня надо снимать обвинение!» — отреагировала Надежда Савченко (у нее не стопроцентное зрение) и указала на еще один прокол в показаниях эксперта, заключившего, что сепаратисты «стреляли из гаубиц с расстояния 3,5—4 километра». «Что же вы за специалист?..» — задала риторический вопрос Савченко.
Участники судебного заседания просмотрели также сюжеты Денисова, коллеги погибших российских журналистов. В группе защиты заметили, что на видео отсутствуют звуки взрыва снарядов, а эксперт-артиллерист Драговаловский утверждал, что определял вид орудий по звукам. «Драговаловскому показывали со звуком. Похоже на подлог», — констатировал адвокат Николай Полозов. А на следующий день при повторном просмотре видеозаписей Денисова звук… появился. Защита указала суду на нарушение законодательства РФ, ведь флеш-карта с видео не была опечатана для исключения доступа посторонних лиц, и потребовала признать сюжет недопустимым доказательством. Но суд ожидаемо отклонил и это требование, и ходатайство об отводе судей.
«Я не хочу лишний день дышать воздухом России. Если бы прокуратура предоставляла меньше лжесвидетелей, вопросов было бы тоже меньше», — резюмировала Надежда Савченко.
По словам Марка Фейгина, в следующий понедельник, 7 декабря, адвокаты намерены представить в суде своего главного свидетеля — сестру Надежды Савченко Веру. «На прения мы выйдем после нового года, ближе к 20 января», — сказал адвокат.
662Читайте нас в Facebook