«мама спит пьяная, отец злится, что в доме есть нечего. Дайте хоть борщика поесть, тетенька! »
Увидев Ниночку, грязную, в лохмотьях, забравшуюся в собачью будку и жаловавшуюся, что у нее болит животик, соседи бросились искать ее родителей. Но Оксане и Александру было не до ребенка. Сидя во времянке, они допивали очередную бутылку водки. Впрочем, в селе Дмитрушки Уманского района Черкасской области, где проживают супруги, все знали, что Бардаковы злоупотребляют спиртным. Поэтому, переживая за здоровье девочки, люди позвонили в больницу
«Александр, пожалуй, смог бы бросить пить, если бы жена ему не наливала»
- У девочки была повышена температура, ее лихорадило, — рассказывает главный педиатр Уманского района Черкасской области Надежда Баранова. — С головы до ног она была перепачкана рвотой и калом. Запах ужасный! Она плакала, жаловалась на сильную боль в животе, а также на то, что мама затолкала ее в собачью будку. Медсестры отмыли малышку. Маленькая, худенькая — одни ребрышки торчат, даже не скажешь, что ей семь лет. У девочки было пищевое отравление. «Яблок, — говорит, — зеленых наелась». Хотя чуть позже мы узнали, что мать якобы поила ее самогоном. После лечения состояние Ниночки улучшилось. Когда же спустя несколько дней навестить ее в больницу заявилась мать, еле державшаяся на ногах, я указала ей на дверь и посоветовала сначала протрезветь, а уж потом идти к ребенку. Из инфекционной больницы девочку вскоре отвезли в приют.
Ниночка — поздний ребенок. Она родилась, когда ее маме Оксане исполнилось сорок лет. Обе старшие дочери уже вышли замуж и воспитывали собственных детей. Некоторое время в доме матери проживала семья одной из дочерей — Галины. Именно Галя, которая старше Ниночки на 20 лет, и присматривала за маленькой сестренкой. Вместе со своими детьми водила Ниночку в детсад, следила, чтобы она была накормлена, чистенькая и опрятная. Но, не выдержав каждодневных пьяных скандалов, молодая семья съехала из родительского дома и стала снимать жилье. А Ниночка осталась с родителями-алкоголиками и дворняжкой Умкой, в будку к которой стала частенько прятаться.
- Девочка все время ходила по соседям и просила: «Дай борщика поесть, тетенька!» — сокрушается соседка Бардаковых Мария Смелянец. — Съест тарелку-другую, и снова просит. Ну никак не могла наесться. Спрашиваем ее: «Где мама?» А она становится такой грустной. «Мама спит пьяная, — отвечает. — А отец избил ее, потому что есть нечего и не убрано. Я испугалась, что и меня папа бить будет, поэтому пряталась в будку Умки».
Раньше Оксана хоть немного зарабатывала — то бурьян прополет на огородах у односельчан, то урожай поможет собрать с грядок. Еще как-то хвастала, что трудится на одном из уманских предприятий. Сейчас какой из нее работник? Совсем спилась. Ей, говорят, всего 48, а выглядит, как старуха. Как-то я пристыдила ее, дескать, кончай пить, ведь вокруг тебя все рушится. Она пообещала, что пойдет лечиться. «И в церковь, — говорит, — пойду, грехи замаливать буду». Я даже ей молитвослов купила, надеясь, что таким образом ее можно будет отвлечь от водки. К сожалению, не нашла она в себе сил исправиться. А вот Александр, пожалуй, смог бы бросить пить, если бы жена ему не наливала. Да и, похоже, с маленькой дочкой у него больше взаимопонимания, чем у жены. Не раз видела, как девочка бросается ему навстречу, когда он вечером возвращается домой с работы.
- Александр — работящий мужик и на работе не пьет, — уверяет директор ОАО «Уманское племобъединение» Николай Мацаца, где Ниночкин папа работает разнорабочим. — Вот только иногда «забывает» выйти на смену. Тогда приходится заезжать за ним домой. Оказывается, это жена подговаривает его бросить работу. Сама-то продержалась у нас ровно два дня. Уволил я ее после того, как стала спаивать коллектив, да еще в рабочее время! Ведь многие наши люди от рюмки-другой не откажутся.
За долгие годы я убедился, что самый верный способ избавить человека от алкогольной зависимости — нагрузить его работой. Глядишь, за работой и забудет напиться. Самое страшное, когда с малых лет к горячительным напиткам приобщаются дети. Как-то сыновья-подростки одного из рабочих поделились своим «открытием». Дескать, отец покупает себе водку, а им — лимонад. Так вот, они к «стакану с пузырьками» доливают немного водки, и такой коктейль им очень нравится
«Ниночка — смышленая и добрая девочка, сказок много знает, стихи любит декламировать»
Похоже, Ниночка тоже уже узнала вкус водки. Как-то девочка пожаловалась соседям, что мать заставила ее хлебнуть несколько глотков из стакана. Наверное, для того, чтобы поднять дочке настроение и чтобы забыла о том, что хочет кушать. Вот только водка показалась девчушке такой невкусной, что Ниночка решила больше никогда ее не пробовать. Впрочем, некоторые соседи уверены, что все это Ниночкины выдумки. Дескать, ребенок понимает, что от водки один только вред, и больше всего на свете хочет, чтобы мать не пила. Вот и рассказывает всем, что водка плохая.
- Отец и мать всегда выпивали, а сейчас, похоже, уже не могут жить без водки и самогона, — с грустью говорит взрослая дочь Оксаны и Александра Галина. — Мы со старшей сестрой Таней несколько раз лечили мать от алкоголизма, но через неделю-другую она опять «подсаживалась» на стакан. Я для того и согласилась жить вместе с ней, чтобы контролировать каждый ее шаг. К сожалению, не получилось. Только отвлекусь, чтобы приготовить или постирать, а она уже готова! На выпивку меняла наши вещи, продукты. Нине говорила, что моих детей надо избивать, потому что они, дескать, непослушные. Водила пьяные компании, которые я, конечно же, разгоняла. Да еще такие небылицы о нас рассказывала — стыдно по селу пройти
В общем, и я, и моя семья устали от такой жизни. Хоть и жили-то отдельно от родителей: мы — в доме, который построили еще дедушка с бабушкой по матери, а отец с мамой — во времянке. Почему во времянке? Говорили, что убирать дом им слишком хлопотно. Да и ремонт в нем надо было бы сделать. Когда я сказала матери об этом, она обвинила меня в том, что хочу отобрать у нее дом. Вот теперь вынуждены снимать жилье, а в родительском доме сейчас никто не живет. Собирались забрать с собой и Нину, чтобы оформить опеку над ней, но, хорошенько поразмыслив, поняли, что тогда мать нас вообще в покое не оставит. Молимся, чтобы сестренка попала в хорошую семью.
- Ниночка — смышленая и добрая девочка, знает много сказок, любит декламировать стихи. Окончила первый класс и в умственном развитии от сверстников не отстает, — говорит председатель Дмитрушковского сельсовета Андрей Присяжнюк. — Еще года два назад, когда родители оставили ее зимой одну в неотапливаемом доме, а сами куда-то уехали, мы стали собирать документы, чтобы лишить их родительских прав. Узнав об этом, Оксана упала на колени и стала умолять, чтобы мы дали ей последний шанс и не забирали дочь. «Жить без нее не могу!» — говорит. И действительно, на какое-то время бросила пить. Помогли ей и мужу устроиться на работу. Оплатили их долги за электроэнергию, дров привезли. В общем, помогали чем только могли. Если бы супруги держались — не пили, все бы у них наладилось.
«Родители малышки еще ни разу не навестили дочку в приюте»
- Семья Бардаковых с 2006 года состояла у нас на учете как неблагополучная, — рассказывает начальник отдела семьи, молодежи и спорта Уманской районной администрации Татьяна Балковская. — Мы много помогали семье. Устроили родителей Ниночки в центр занятости, где подыскали работу. Помогли сделать им паспорта, поскольку документы у них были еще советского образца. Устроили их девочку в детсад. Если, бывало, Нина оставалась дома, воспитатели тут же били тревогу. Часто родители не отводили ребенка в сад только потому, что им было лень. Тогда воспитатели сами приходили к ним домой, причесывали Ниночку, одевали и уводили в детсад.
Время от времени мы навещали семью, привозили продуктовые наборы и комплекты с моющими средствами (помогать семьям, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, мы имеем возможность благодаря сотрудничеству с одним из международных фондов). В доме Бардаковых мы убирали вместе с ними, мыли окна, вешали занавеси, готовили. Казалось, что в семье наконец-то все налаживается. А спустя какое-то время Оксана и Александр снова стали выпивать.
Сейчас, пока решается судьба родителей, Нина находится в областном межрегиональном приюте для детей в Умани. В первые дни малышка настороженно разглядывала все вокруг, играла и разговаривала только с куклами. Теперь уже и с детками подружилась. Рассказала воспитателям о своих школьных друзьях, о бабушке и дедушке, о беленькой пушистой собачке Умке, с которой так любила играть. Вот только об отце и матери — ни слова. Как-то Ниночку спросили, не хотела бы она снова увидеть маму, и девочка тут же заплакала.
- У всех наших воспитанников сильно травмирована психика, поэтому так важно для каждого найти доброе слово, подбодрить, успокоить, — разъясняет заведующая областным межрегиональным приютом для детей в Умани Наталья Бурская. — С детьми работают психологи и воспитатели. Ребята бывают на экскурсиях в дендропарке «Софиевка», ездят на оздоровление в санатории, читают, рисуют, занимаются изготовлением поделок, поют, танцуют. И даже с удовольствием проводят занятие «День наоборот», на котором усваивают элементарные жизненные навыки, а также учатся правильной вежливой речи.
Приятно получать письма от бывших воспитанников, которые сейчас живут в хороших семьях. И Ниночка тоже заслуживает лучшего. Думаю, все у нее будет хорошо. Она такая жизнерадостная и умная девочка! И заботливая — любит помогать воспитателям одевать и обувать младших деток. А как она радуется красивым платьицам!
К некоторым детям в приют приходят родители, для которых разлука стала настоящим стрессом. Ради того, чтобы вернуть ребенка, они даже бросили пить, устроились на работу. Ниночкины родители пока не соскучились по ней.
Если суд лишит отца и мать родительских прав, социальные службы подыщут для девочки новую семью. Односельчане рассказывают, что Оксана, немного протрезвев, ходит по селу и сокрушается, дескать, ее хотят в тюрьму посадить, а вот за что, совершенно не понимает..
3407Читайте нас в Facebook