Власти обнародовали стенограмму заседания СНБО, на котором утверждалась стратегия по Крыму
Комитет Верховной Рады по вопросам национальной безопасности и обороны обнародовал стенограмму заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины 28 февраля 2014 года, где обсуждалась возможная реакция на события в Крыму, развернувшихся сразу после бегства из страны Виктора Януковича.
В частности, дискуссия развернулась вокруг введения военного положения. Категорическим противником такого шага выступила экс-премьер Юлия Тимошенко. По ее словам, Россия своими действиями в Крыму пытается спровоцировать власти и напомнила события 2008 года.
«Путин хочет реализовать абхазский сценарий и только ждет, чтобы мы дали ему повод. Вы помните, как тогда повелся на его провокацию Саакашвили, и проиграл! Мы не имеем права повторять его ошибок… Ни один танк не должен выехать из казармы, ни один солдат не должен поднять оружие, потому что это будет означать проигрыш … Никакого военного положения и активизации наших войск… Мы должны стать самой мирной нацией на планете, просто вести себя, как голуби мира», — заявила Тимошенко.
Экс-премьер заявила, что единственной надеждой Украины является позиция международного сообщества, которое должно встать на защиту нашей страны. Вместо введения военного положения она предложила задействовать «нестандартные ходы», например, пригласить европейских лидеров на саммит в Крым, или Киев, провести конференцию «по вопросам мира».
В ходе дебатов Тимошенко также выступила против активизации действий властей касательно возможности присоединяя к НАТО. По ее словам, это еще сильнее спровоцировало бы Россию.
В похожем ключе по вопросу введения военного положения высказался и премьер-министр Арсений Яценюк. По его словам, объявление военного положения означало бы оглашение войны России.
«Напомню, как поступили россияне в Грузии, — они действовали как фашисты! Будет сразу заявление России „О защите граждан и русскоязычного населения, которое имеет этнические связи с Россией“. Это сценарий, который написали россияне… Если мы идем по пути введения военного положения, то увидите, что начнется, это часть их плана. Туда кроме военных приедут чеченцы, если уже не приехали. Там будет этнический конфликт разожжен и нас обвинят, как центральную власть в том, что мы „из-за игры мускулами“, которых нет, спровоцировали конфликт и кровь в Крыму. Россия сразу введет войска на материковую Украину. По информации министра обороны, у нас нет сил Киев защитить», — заключил тогда глава правительства.
Яценюк добавил, что казна государства пуста и предложил действовать политическим путем. При этом он выразил сомнения в эффективности таких действий.
«Веры в это практически нет, но что удастся — зато удастся избежать кровопролития», — отметил он.
Премьер также порекомендовал тянуть время и на каком-то этапе пойти в переговорах на предоставление более широкой автономии АР Крым.
Тогдашний глава Национального банка Степан Кубив также выразился против введения военного положения. По его слова, нужно делать все, чтобы не допустить кровопролития в Крыму и «не дать заманить нас в ловушку, как это было в Грузии».
Занимавший в то время пост главы СБУ Валентин Наливайченко заявил, что по информации спецслужбы, Россия готова к введению войск. Такой же информацией, по его словам, располагали иностранные разведки.
«И американцы, и немцы — все в один голос просят нас не начинать каких бы то ни было активных действий, потому что, по данным их разведок, [президент РФ Владимир] Путин использует это для начала широкомасштабного сухопутного вторжения», — сказал он.
Тогдашний первый вице-премьер Виталий Ярема, курировавший силовой блок, также не поддержал идею о введении военного положения.
«У нас нет возможности ввести его в Крыму, мы не может задействовать органы внутренних дел, которых сегодня нет, а также Службу безопасности, которой фактически не существует. Я уже не говорю об армии. Все это нужно создать, а потом говорить про введение какого-то там положения», — сказал он.
Между тем, исполнявший обязанности президента Александр Турчинов выступил за полную мобилизацию страны и передислокацию всех войск на восток и юг страны.
«Если принять во внимание уровень готовности российских войск на наших восточных границах, то мы должны сделать все, чтобы быть способными защищаться. Россияне будут считаться только с сильными», — заявил он.
После обсуждения необходимости введения военного положения, Турчинов поставил на голосование этот вопрос. «За» проголосовал только он.
Детально со стенограммой можно ознакомиться здесь.
Фото 112.ua
3112Читайте нас в Facebook