В последнее время на отечественных АЗС начало дорожать дизельное топливо. Только за последние пять дней на многих заправках стоимость литра горючего увеличилась на 50 копеек. При этом цены на другие виды топлива остаются стабильными. Сегодня средняя по стране цена литра бензина А-95 составляет 19 гривен 12 копеек, дизтоплива — 15 гривен 90 копеек, а сжиженного газа — 8 гривен 30 копеек. Эксперты считают, что подорожание дизтоплива не связано с изменением порядка начисления акцизного сбора на нефтепродукты и введением так называемых акцизных накладных для нефтетрейдеров.
Стоит напомнить, что с 1 марта акцизный сбор начисляется в евро, но не за тонну горючего, а за тысячу литров. Теперь акцизный налог на бензин и дизтопливо составляет 171,5 евро за тысячу литров вместо ранее действовавших 228 евро за тонну. Кроме того, с марта начала работать система акцизных накладных. Это значит, что каждый участник рынка нефтепродуктов будет зарегистрирован в системе торговли подакцизными товарами. На любую сделку, касающуюся топлива, будет выдаваться и регистрироваться в системе электронная акцизная накладная. Таким образом, путь каждого литра будет виден от границы или от производителя и вплоть до автозаправочного пистолета. А значит, «левые», безналоговые объемы топлива не смогут попасть в эту систему.
Прокомментировать ситуацию «ФАКТЫ» попросили директора Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна:
— Изменение расчетных единиц при начислении налогов с тонн на литры соответствует европейским нормам. Ведь на заправках горючее вам продают в литрах, а учет велся в тоннах. Это создавало путаницу при контроле товара и создавало почву для махинаций. Теперь эта проблема решена. Переход на новую систему расчета произошел в рамках изменений Налогового кодекса.
Механизм электронных акцизных накладных должен обеспечить полноту уплаты налогов в бюджет всеми продавцами горючего. Кроме того, существенно улучшится качество топлива, так как продавать «бодягу» и контрафакт на легальных заправках теперь не удастся. Ведь не секрет, что многие годы огромная доля реализуемого в Украине горючего состояла из нелегально изготовленного топлива. Когда за высококачественный бензин выдавали низкосортное горючее со специальными присадками, повышающими октановое число. В результате ломались двигатели автомобилей и страдали простые люди. Да и бюджет терял миллиарды гривен.
Что касается ценовой ситуации на рынке, то подорожание дизтоплива связано с падением курса национальной валюты. Гривня по отношению к доллару и евро достигла такого уровня, что импортеры дизтоплива были вынуждены поднять его цену, чтобы сохранить минимальную рентабельность бизнеса. Стоимость бензина имеет несколько большую «курсовую» прочность, поэтому ее пока удается удерживать стабильной.
Хотя вынужден признать, что после повсеместного внедрения акцизных накладных средняя по стране цена бензина может несколько вырасти. Дело в том, что многие нефтетрейдеры, торговавшие «левым» бензином без уплаты налогов, теперь будут вынуждены продавать только легальное топливо со всеми бюджетными отчислениями. А значит, они уже не смогут выставлять заведомо заниженную стоимость, да и цены станут более однообразными. Операторы рынка окажутся в равных условиях, и возникнет здоровая конкуренция.
473Читайте нас в Facebook