«нам привозили мясо зеленого цвета, к которому не притрагивалась даже корабельная собака»
В последнее время газетные полосы пестрят сообщениями об украинских моряках, попавших в плен: то к не на шутку разошедшимся сомалийским пиратам, то на судах, арестованных за долги или перевозку незаконных грузов. Но чтобы украинские фирмы обманным путем отправляли соотечественников фактически в рабство — такое случается нечасто. История, в которую попали семнадцать наших сограждан — жителей Керчи, Феодосии и Херсона — началась два года назад
«Люди переболели какими-то паразитарными болезнями, они гнили изнутри, а под кожей были видны личинки »
Получить работу в украинской компании, легально промышляющей рыбной ловлей за границей и обеспечивающей своих работников солидной зарплатой, считается у моряков делом весьма выгодным. А феодосийская фирма (ее название, как и фамилии моряков, правоохранители пока что не разглашают) предлагала именно такую работу плюс полный социальный пакет: страхование, качественное медицинское обслуживание, нормальные условия проживания, своевременную постоянную заработную плату и легальное положение в иностранном государстве. Одним словом, все, что предусмотрено международными нормами морского права. Поэтому семнадцать украинских моряков с удовольствием согласились стать членами команд двух сейнеров, принадлежащих фирме, и отправиться в Камерун.
В том, что подписать контракты руководство компании предложило по прибытии в зону промысла, моряки не усмотрели никакого подвоха. Однако, после того как суда вошли в Гвинейский залив, представители феодосийского нанимателя открыто узурпировали власть на сейнерах. Чтобы скрыть реальное местонахождение судов, они приказали отключить спутниковую систему мониторинга местоположения плавсредств, а по прибытии в Камерун поменяли украинский пакет документов на другой, в котором говорилось, что суда принадлежат иностранной компании. Исчез с флагштока и украинский флаг, на его месте появился камерунский. После этого экипаж начал вести новую, практически рабскую жизнь. Морякам объяснили, что камерунских виз в их паспортах нет, так что находятся они здесь, как говорится, на птичьих правах, и заставили украинцев подписать контракты с иностранным нанимателем. Причем ни о каких социальных гарантиях речь уже не шла. Страховка не предусматривалась, а зарплату поставили в зависимость от улова. Как говорят моряки, «от хвоста».
Но вот с хвостами, как оказалось, в Гвинейском заливе туго. После первого же лова стало ясно, что технические возможности сейнеров весьма и весьма ограничены: они строились для промысла в море, и для работы в океане, да еще и далеко от берега, не хватало мощностей. А прибрежных рыбных запасов Гвинейского залива для большого промысла было недостаточно. В итоге сложилась патовая ситуация: нет рыбы — нет заработка. Но это было только начало. Вот что рассказал о том злополучном плавании один из моряков, вырвавшихся из семимесячного рабства:
- Отечественную фирму, набиравшую команду для заграничного рыбного промысла на собственных судах, я нашел по объявлению. Нас ознакомили с проектом контракта, условия всех устраивали. Но в Камеруне команде предложили подписать документы не с отечественной, а с местной компанией. Представитель этой фирмы разговаривал по-русски. Вероятно, наш соотечественник. И хотя условия нового контракта отличались от предложенных нам ранее, все члены экипажа вынужденно подписали его: выбирать было не из чего.
Начался промысел, но рыба почти не ловилась, и денег не платили. Среди членов команды начали распространяться неизвестные инфекционные заболевания. Врача на судне не предусмотрели, и какие-то таблетки нам давал представитель работодателя. Говорил, что мы болеем обычным гриппом. Потом мы узнали, что на соседнем судне, тоже принадлежавшем нашему работодателю, умер кок. Наверное, от малярии. Тут нам стало страшно. Мы начали звонить родственникам, просили помочь нам выбраться. Сами мы не смогли бы это сделать: не было ни денег, ни правильно оформленных документов. Условия работы на сейнере — просто мерзопакостные. Мясо, которое поставляли на судно, имело зеленый цвет и было совершенно несъедобным. К нему не притрагивалась даже корабельная собака! Команда переболела какими-то паразитарными болезнями. Люди гнили изнутри, а под кожей шевелились личинки паразитов. Сейчас по телевидению транслируют передачи о том, что моряки страдают от нападений сомалийских пиратов. А мы пострадали от своих же соотечественников, которые нас просто кинули
«Муж уходил в рейс здоровым человеком, а в Николаеве я встретила совсем другого — худого и изможденного. Как будто его там пытали »
После известия о смерти украинского моряка команда одного из сейнеров решила прекратить лов и войти в иностранный порт. Одного из членов экипажа — его состояние было самым тяжелым — определили в местный госпиталь. Все моряки сдали анализы, и оказалось, что у подавляющего большинства — малярия. Ведь никаких прививок против экзотических болезней перед отправкой за границу им никто не делал
Как рассказал «ФАКТАМ» начальник отдела по борьбе с организованной преступностью Крымского главка СБУ Игорь Байдуков, для возвращения наших соотечественников на родину нужно было решить целый комплекс проблем: легализовать их пребывание в Камеруне, найти деньги на билеты домой, обеспечить им личную безопасность. В случаях, подобных этому, дело значительно осложняется тем, что обычно у родственников пострадавших нет ни копий контрактов о найме, ни копий других документов. К спасательной кампании подключились керченская профсоюзная организация работников торгового рыбного флота, МИД и Минобороны Украины, Миграционная служба, местные депутаты, а также гражданка Бенина — украинка по происхождению.
С большим трудом осенью прошлого года моряков все-таки удалось вернуть в Украину. Но на этом история не закончилась. Второй жертвой «камерунской эпопеи» стал 62-летний тралмастер Василий Васильевич. Он скончался в апреле 2009-го, прожив после возвращения на родину лишь полгода. По заключению врачей, причиной смерти стало заболевание печени. Однако и вдова, и друзья моряка уверяют, что он вел здоровый образ жизни.
- Муж очень обрадовался, что пойдет на лов в Камерун и будет работать по специальности, — вспоминает вдова тралмастера Юлия Ярославовна. — Мы даже всей семьей искали на карте, где находится эта страна. Он и раньше бывал в морях близ Африки и в других странах. Я все время удивлялась: как они на таких маленьких пароходиках пройдут все моря-океаны? Связи с мужем у нас почти не было. Как-то позвонила жена одного из матросов. Передала, мол, звонил муж и сказал, что там все очень плохо. Василий же позвонил мне только один раз, сообщил, что на судне умер повар. Говорил, мол, сидим в дерьме, работать невозможно, рыбы нет и не могло быть
Супруг никогда не болел и регулярно проходил медкомиссии. Уходил в рейс здоровым человеком, а в Николаеве я встретила совсем другого — худого и изможденного. Как будто его там пытали. Через неделю я отправила Василия в поликлинику, потому что он постоянно температурил. От чего его лечили, я не знаю. Точный диагноз был неизвестен. Подозревали цирроз печени. Лечили долго, в том числе и в онкологической больнице. Перед самой смертью нам отказали в госпитализации в одной из больниц. А потом мы не сразу смогли получить в больнице справку о смерти, чтобы похоронить мужа. Никто из фирмы нам не помогал. Помощь оказывали только сотрудники СБУ и председатель керченского отраслевого профсоюза Борис Вейшторт. Сказать, что я пережила кошмар, значит, ничего не сказать. Это тяжелое испытание Ушел из жизни кормилец семьи, хозяин, отец, дедушка. Очень больно Не хочу, чтобы еще кто-то попал в такую ситуацию. Думаю, что причина его смерти одна — он заразился там какой-то болезнью.
Руководители феодосийской фирмы могут получить срок от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества?
Видимо, смерть Василия Васильевича стала последней каплей в чаше терпения моряков. Вскоре после его кончины они обратились в Главное управление Службы безопасности Украины в Крыму. По словам начальника крымского Главка СБУ Владимира Пшеничного, в своем заявлении граждане Украины указывали на явно предварительный сговор с неустановленными лицами из иностранной фирмы руководителей феодосийской фирмы, которые обманным путем завербовали, переместили через государственную границу и принудили их к незаконной трудовой эксплуатации, что привело к угрозе здоровью и жизни людей.
Сотрудники крымской Службы безопасности провели расследование, в ходе которого факт незаконной сделки в отношении людей с целью их трудовой эксплуатации за рубежом подтвердился. По результатам проверки Главное управление СБУ в Автономной Республике Крым возбудило уголовное дело по части 2 статьи 149 Уголовного кодекса Украины (торговля людьми или иная незаконная сделка в отношении человека) против руководителей феодосийской фирмы-нанимателя, а также неустановленных лиц из иностранной фирмы. Эта статья предусматривает наказание в виде тюремного заключения сроком от пяти до двенадцати лет с конфискацией имущества либо без таковой.
Кстати, это не единичный случай обращения в СБУ моряков, пострадавших от крюинговых компаний. Спецслужба неоднократно принимала участие в возвращении из-за границы граждан Украины, в том числе используя возможности Министерства иностранных дел. Комментируя ситуацию, сложившуюся в портовых городах Украины, начальник Керченского городского отдела ГУ СБУ в Крыму Виктор Геть говорит, что для рынка труда в керченском регионе наем в иностранные рыболовецкие компании, которые работают в экономических зонах различных государств, обычная практика. «Трудоустройство осуществляется через крюинговые фирмы, которые зачастую не предоставляют работникам никаких социальных гарантий. Часто мы сталкиваемся с проблемами рабской эксплуатации наших соотечественников за рубежом. Так, в 2007 году Керченским городским отделом совместно с МИД Украины был осуществлен ряд мероприятий, в результате которых, по сути, из рабства освободили наших моряков. Двоих украинцев, обманным путем вывезенных за рубеж севастопольской крюинговой фирмой, иностранный наниматель незаконно удерживал на судне около Гвинеи-Бисау», — отметил он.
Кстати, в СБУ говорят, что после описываемых событий сейнеры теневого флота до сих пор не пришли из Камеруна в Феодосию — порт приписки. Вероятно, до сих пор находятся у берегов Африки и ждут новые экипажи
306Читайте нас в Facebook