Харьковские школьники снова отказались от выпускного, чтобы помочь больным детям
«Нам кажется правильным начинать взрослую жизнь с хорошего поступка», — признаются в беседе с корреспондентом ученики Авторской школы Бойко. Вот уже три года подряд одиннадцатиклассники этого частного учебного заведения отказываются от выпускного банкета и лимузинов. Благодаря школьникам и их родителям удалось приобрести дорогостоящие расходные материалы для операций, которые жизненно необходимы малышам с врожденным пороком сердца.
*"Хотелось бы, чтобы и в других школах подхватили нашу идею", — говорят ученики выпускного класса Авторской школы Бойко в Харькове (фото автора)
— Сказать себе: я не стану покупать платье, не пойду в ресторан, а вместо этого отдам деньги на спасение жизни ребенка, — это поступок взрослого человека, — уверена пресс-секретарь отделения кардиохирургии харьковского Института общей и неотложной хирургии Национальной Академии медицинских наук Украины Кира Джафарова. — Близятся выпускные вечера, и нас снова посетили одиннадцатиклассники Авторской школы Бойко. После того, как школьники видят операцию на сердце ребенка, они взрослеют на глазах.
Ученики 11-го класса приходят небольшими группами, по шесть-семь человек. Мы проводим для них экскурсии, даем возможность понаблюдать за операциями на открытом сердце. Школьники посещают отделение реанимации, где лежат прооперированные дети.
— У вас разрешают посещать реанимацию посторонним людям?
— Со дня основания отделения детской кардиохирургии никто и никогда не запрещал родителям находиться в реанимации рядом с ребенком, играть с ним, кормить малыша, успокаивать. Во всем цивилизованном мире подход именно такой. Например, в Израиле послеоперационного больного на каталке везут в палату, а там его встречает вся семья с яркими надувными шариками. Даже в слаборазвитых странах родителям не запрещают входить в послеоперационные палаты интенсивной терапии. Зачем лишать материнской заботы ребенка, которому и так плохо? Рядом с мамой детям спокойнее, они быстрее выздоравливают. Мы всеми силами поддерживаем тех, кто начал борьбу за продвижение закона об открытом доступе родителей в детские реанимации, не боимся пускать туда и школьников.
— Что конкретно сделано благодаря средствам, собранным выпускниками?
— В первый год удалось собрать около 130 тысяч гривен. Благотворительный фонд Юрия Сапронова тогда удвоил эту сумму. На следующий год собрали 55 тысяч гривен, плюс одна семья оплатила операцию конкретному ребенку — это еще примерно 25 тысяч гривен. В 2014 году за деньги, собранные школьниками, отремонтировали кардиохирургическую операционную. Закупили гемоконцентраторы, катетеры, другие расходные материалы. Для многих малышей с врожденными пороками сердца приобрели оксигенаторы. Этот прибор обогащает кровь пациента кислородом во время искусственного кровообращения, когда операцию проводят при остановленном сердце. Для каждого пациента нужен индивидуальный оксигенатор, а он стоит дорого. Так что школьники помогли спасти жизнь нескольким детям из малообеспеченных семей.
К сожалению, сегодня государство нам никак не помогает. Детская кардиохирургия второй год существует только благодаря пожертвованиям. В отделении на учете находятся более двух тысяч малышей. Если в 2011 году мы провели 609 операций, то в 2015-м — уже 1147. К нам попадают даже крохи, которым всего один день от роду. Они могут быть весом меньше килограмма. Труд кардиохирургов для пациентов доступен. А вот стоимость медикаментов и расходных материалов часто становится неподъемной ношей для их родителей. И поэтому инициатива школьников очень ценна.
— Когда мои родители узнали об идее «джинсового выпускного», то решили съездить в больницу, — говорит выпускница Авторской школы Бойко 2014 года Анастасия Скрыпник. — После визита папа решил оплатить операцию конкретному ребенку. Так мы познакомились с маленьким Левушкой.
— У нас с мужем две дочери, — вступает в разговор мама Насти Валентина Станко. — Поэтому захотелось помочь мальчику. Нам приглянулся Левушка. Ему тогда было полгодика. Как только мы вошли к нему в палату, Левушка потянулся ко мне и сразу пошел на руки, даже плакать перестал. Оказалось, у него есть сестричка Ева, они близнецы. Ева родилась здоровенькой, а у Левушки обнаружили порок сердца.
Сейчас наша семья живет в Германии. В тот день, когда Левушку должны были оперировать, мы как раз возвращались в Украину. Нам позвонили и сообщили, что все прошло хорошо. На следующий день утром мы уже были у Левушки в палате. И он, еще такой заплаканный после операции, снова пошел ко мне на руки и успокоился… Сейчас мы дружим с его родителями. Когда приезжаем в Харьков, стараемся заехать к ним в гости. В общем, мы с мужем считаем, что теперь у нас трое детей — две девочки и мальчик.
Директор Авторской школы Бойко Александр Макагон, инициатор проведения «джинсовых выпускных», говорит, что его вдохновил сюжет о выпускниках из Сербии, которые отказались от дорогих платьев и костюмов в пользу бедных детей.
— Среднестатистическая семья харьковчан тратит на выпускной вечер ребенка от пяти до восьми тысяч гривен, — говорит Александр Макагон. — А это примерный бюджет одной операции на сердце. Я созвал родительское собрание и предложил: «Давайте попробуем так: пусть каждый из вас вместо покупки своему чаду шикарного платья или костюма спасет жизнь маленькому пациенту». Честно говоря, сначала мнения родителей разделились. Одни категорически возражали, другие предлагали и выпускной вечер провести, и деньги на операцию дать. Но ведь идея была совсем не в этом.
Да, в нашей школе занимаются дети состоятельных людей. Однако ребята должны понимать, что деньги можно тратить по-разному. Можно оставить крупную сумму в ресторане, а можно спасти чью-то жизнь.
— Когда эта акция прошла у нас в школе впервые, я подумал: как было бы здорово, чтобы и наш класс поступил так же, — говорит ученик 11 класса Александр Орехов.
— Хотелось бы заразить своей идеей выпускников других школ, — вступает в разговор его одноклассница Анастасия Маликова. — Мы пытались продвигать акцию. Записали песню, распространили ее в социальных сетях. Устраивали флешмобы, выступали в торговом центре, ходили в другие харьковские школы. Общались и с детьми помладше, и с ровесниками. Одни слушали нас очень внимательно, другие спрашивали: вы уверены, что деньги пойдут на операции? А вдруг вас обманут? Были и такие, которым вообще все это казалось ненужным. Я тоже многого не понимала, пока при мне в реанимационную палату не привезли ребенка после операции. Увидела его глаза, слезы и сама заплакала.
— И у нас в классе были те, кто сомневался, — добавляет выпускница Юлия Руссу. — Мне, например, хотелось и нарядное платье, и банкет. Все решил наш поход в детскую кардиологию. Стало ясно: побывать в ресторане мы всегда успеем. А шанс спасти жизнь ребенку выпадает не каждому.
— Нам показали, как работает хирург, как бьется сердце его пациента, — говорит выпускник Артем Гаранич. — До того момента я даже не представлял, как проходит операция. На такое дело никаких денег не жалко.
— Кстати, мы ведь не отказываемся от праздника полностью, — улыбается Юлия. — Будет выпускной мюзикл «Питер Пэн», концерт. Затем поедем в летний лагерь, поедим шашлыки и повеселимся.
2883Читайте нас в Facebook