Команда конструкторов из Киева выиграла конкурс Space Apps Challenge
— На мыс Канаверал мы должны поехать в начале сентября, — рассказал «ФАКТАМ» участник группы разработчиков из Киева, создающей самолет для полетов на Красной планете, инженер-механик и дизайнер Александр Буткалюк. — Наш самолет для полетов на Марсе — мы назвали его Mars Hopper («Марсианский прыгун») — был признан лучшим из более чем 1200 технических проектов, которые участвовали в международном конкурсе НАСА.
К сентябрю мы намерены сделать более совершенный, чем уже есть у нас, прототип самолета. Думаю, деньги на это найдутся, ведь благодаря тому, что о Mars Hopper рассказали средства массовой информации, о нас узнали люди и организации, готовые помочь средствами. Кроме того, у нас были две встречи в Государственном космическом агентстве Украины. Надеемся на поддержку и с его стороны.
*Mars Hopper — «Марсианский прыгун»
*Самолет украинских разработчиков (второй слева — Алексанр Буткалюк) способен летать на замороженном углекислом газе, которого предостаточно на полюсах Марса
Ключевая идея проекта украинских разработчиков — использовать для полетов на Марсе замерзший до состояния льда углекислый газ, которым укрыты полярные шапки Красной планеты. Такая идея возникла у них в апреле 2016 года, и вокруг нее объединились семь человек различных специальностей. Каждый работал автономно, группа собиралась вместе раз в неделю — по воскресеньям вечером. Самой младшей участницей коллектива стала 11-летняя дочь Александра Буткалюка София.
— Привлекательность нашего замысла в том, что не придется везти топливо с Земли, — продолжает Александр Буткалюк. — Космический корабль доставит на Красную планету наш самолет в специальной капсуле. В атмосфере Марса капсула раскроется на определенной высоте, из нее выпадет Mars Hopper, у него развернутся крылья, хвост и винты. На борту самолета будет определенный запас углекислого газа, чтобы протестировать двигатели и пролететь некоторое расстояние.
Днище сделаем в виде лыжи, ведь Mars Hopper (его вес 200 килограммов) будет садиться на лед. Перед посадкой автоматика сложит винты, чтобы они не задели поверхность. Дело в том, что из-за особенностей полетов в атмосфере Марса диаметр пропеллеров, а также длина крыльев должны быть очень большими. Когда самолет коснется льда, откроется ковш. Он в процессе торможения должен зачерпнуть примерно 50 килограммов замороженного углекислого газа. Если не сможет загрести нужное количество льда, автоматически включится роторный ковш, который доберет недостающий объем.
После этого лед следует растопить и довести до жидкого состояния, ведь для работы двигателей самолета используется сжатый углекислый газ. Чтобы растопить лед, на самолете предполагается установить такой же генератор, который НАСА использует в одном из своих марсоходов. В нем находится радиоактивное вещество, оно распадается, при этом выделяется тепло. За полтора-два часа генератор растопит весь набранный лед.
Затем — взлет. Максимальная высота, на которую будет подниматься Mars Hopper, — около ста метров, дальность полета — примерно километр. Казалось бы, немного, однако самолет сможет летать месяцами, ведь будет использовать для своей работы ресурс, который находится на Марсе в огромных количествах. Ледяные шапки на полюсах Красной планеты держатся по шесть месяцев в году. За это время самолет, оснащенный специальной аппаратурой, может облететь и изучить большие территории.
Название «Марсианский прыгун» родилось по аналогии с английским словом «grasshopper» («кузнечик), буквальный перевод — «прыгающий по траве». Наш самолет не может подолгу парить в воздухе, как, например, птица альбатрос, которая способна сутками летать над океаном. Этот аппарат подобен кузнечику — как бы перепрыгивает с места на место. Вот мы и назвали его Mars Hopper — «Марсианский прыгун».
Кстати, НАСА работает над проектом марсианского самолета Ares. Предполагается, что он на привезенном с Земли топливе пролетит в атмосфере Красной планеты полтора-два часа со скоростью 700 километров в час. Затем у него закончится горючее, и Ares прекратит работу.
728Читайте нас в Facebook