Лариса Кадочникова: "Глаза у Миколайчука менялись в зависимости от освещения: то серые, то зеленые, то коричневые..."
Иван Миколайчук ушел из жизни, когда ему было всего 46 лет. Любимый актер Сергея Параджанова стал известен, когда ему было чуть больше двадцати. Роль Ивана в картине «Тени забытых предков» стала для него судьбоносной. Потом были «Белая птица с черной отметиной», «Гадюка», «Каменный крест», «Пропавшая грамота», «Вавилон XX». Миколайчук работал практически до последних дней жизни. Даже когда уже был очень болен и с трудом передвигался. Без кино свою жизнь он не представлял.
Завтра, в день, когда Миколайчуку исполнилось бы 75 лет, его вдова Маричка, друзья, коллеги соберутся в его доме в небольшом селе Чертория. Именно там пройдут дни памяти Миколайчука и будут показаны его лучшие работы. В том числе и легендарные «Тени забытых предков». Из Киева в Черторию приедет и исполнительница роли Марички, знаменитая украинская актриса Лариса Кадочникова.
«Иван работал, а Маричка находилась рядом. Что-то вышивала, рассказывая о своей безумной любви к мужу»
— Лариса Валентиновна, но сейчас-то, через годы, вы можете признаться, был ли у вас роман с Иваном Миколайчуком?
— Ой, да что вы! Никакого романа между нами не было. Я понимаю, что всем хотелось истории, продолжения отношений наших киногероев Ивана и Марички. Но тогда на съемках и я, и Иван были со своими вторыми половинками. Я была безумно влюблена в Юру Ильенко, а Иван — в свою Маричку.
*Лариса Кадочникова. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
— Говорят, Параджанов искал несколько месяцев актрису на роль Марички в картине «Тени забытых предков»?
— Гениальный Сергей Параджанов сыграл судьбоносную роль в моей жизни. С его легкой руки я приехала в Киев и осталась здесь навсегда. Это было начало 1960-х, когда я работала в театре «Современник», уже будучи женой Юрия Ильенко. После окончания ВГИКа он был распределен на Киностудию имени Довженко. Именно Юре Сергей и предложил стать оператором картины «Тени забытых предков». Мы познакомились с Параджановым в Москве на улице Горького. Сергей приехал вместе с Ильенко на утверждение сценария. Помню, это было летом, стояла страшная жара. Мы с режиссером встретились на улице. Юра нас познакомил, и Параджанов тут же, посмотрев на меня, воскликнул: «Да это же Маричка!» Честно говоря, я была немного смущена его эмоциональностью. Сценарий фильма прочитала за одну ночь. Он мне понравился, хотя я ничего не поняла — это было что-то совершенно иное, не похоже на то, что я играла в театре. Через какое-то время мне позвонили ассистенты группы и предложили приехать в Киев на пробы. Я попала в этот город впервые.
— Но ведь ваша мама — известная актриса Нина Алисова — родом из Киева.
— Да. И мои тетки жили тоже здесь. Но так случилось, что я в Киеве до момента проб в «Тенях.» не была. Помню, приехала всего на три дня. Мы с Юрой жили тогда в гостинице при Киностудии имени Довженко. Киев поразил меня красотой, теплом и потрясающе красивым Днепром. В первый же день я поехала купаться на реку. На пробах увидела Ивана Миколайчука, его еще не утвердили на главную роль. Помню, он произвел на меня огромное впечатление. Ему было в тот момент 23 года. Я немного старше Миколайчука. Сразу обратила внимание на его глаза — такого цвета не встречала больше ни у кого. Они менялись в зависимости от освещения: то серые, то зеленые, то коричневые…
У Ивана была роскошная шевелюра, изумительная фигура. Знаете, он не был провинциален, я как москвичка это сразу почувствовала. Красив, умен, невероятно обаятелен и покорял буквально с первого взгляда. Мы вместе проходили пробы, Параджанов остался страшно доволен. После я уехала в Москву. А через пару недель раздался звонок, что я утверждена на роль Марички. Потом началась длинная процедура, когда я пришла к руководителю моего театра Олегу Ефремову отпрашиваться на съемки. Он совсем не хотел меня отпускать, потом обиделся, подписал мое заявление об уходе и с тех пор со мной не разговаривал. Честно говоря, я ни о чем не жалею. А тогда думала только о начале съемок. Мы с Юрой уехали в Карпаты, туда же приехал и Иван со своей женой Маричкой.
— Известно, что они поженились незадолго до съемок.
— Знаете, любовь Марички к Ивану была всепоглощающей. Все перерывы на площадке они проводили вместе, сидели на берегу Черемоша, взявшись за руки. Когда Иван работал, Маричка находилась рядом. Она постоянно что-то вышивала, рассказывая о своей безумной любви к Ивану. Думаю, он понимал, что более преданной жены ему не встретить больше никогда. Несмотря на то что Иван был страшно влюбчив, его единственной настоящей любовью в жизни была лишь Маричка.
«Нас с Иваном поливали водой из Черемоша при температуре воздуха чуть больше нуля градусов»
— Какие были отношения у Миколайчука с Параджановым?
— Отличные. За весь съемочный период «Теней» я не помню ни одного случая, чтобы Параджанов высказывал Ивану какие-то претензии. Он все время говорил, что нашел идеальное воплощение своего героя. По сути, Ивану и играть особо ничего не надо было. Он был самим собой. Миколайчук выполнял все требования Параджанова, какими бы странными они ни казались. Я всегда зачарованно смотрела на то, как он играет — Миколайчук двигался плавно, как какое-то хищное животное.
— Для села, в котором вы работали, наверное, съемки превратились в настоящий праздник.
— Мне казалось, что там вся жизнь была подчинена «Теням…» Селяне перестали работать, снимаясь в нашей картине и помогая актерам. Большинство из нас жили в отдельных домах. Жители села Криворивня кормили нас, поили, а вечером все собирались в доме, где жил Параджанов, чтобы послушать его байки. Помню, пили в основном чай. Опьянение никому и нужно не было, Параджанов и без этого устраивал настоящий театр. Все время что-то придумывал, рассказывал. Селяне пели. Концерты устраивала и Маричка — жена Ивана.
— Она ревновала Ивана?
— По крайней мере, никогда этого не показывала. У меня с Маричкой были очень теплые отношения, она видела, что как мужчина Иван меня не интересует. С удовольствием рассказывала о том, как они с Иваном полюбили друг друга, вместе выступали. Мне иногда казалось, что эту прекрасную историю о большом чувстве придумала она сама.
— Помните сцену в «Тенях забытых предков», которая далась вам тяжелее всего?
— Нам надо было летом снять прощание Марички и Ивана, который уходил на полонину. Но процесс работы над фильмом всегда непредсказуем, поэтому снимали уже осенью. По сюжету, эта сцена происходит во время грозы. Дождя мы так и не дождались, поэтому в горы привезли специальную поливальную установку и качали воду из Черемоша. Вода была ледяная! Когда снимали, стоял солнечный день, но на самом деле температура была чуть выше нуля градусов. Ледяная вода должна была литься прямо мне на голову. В какой-то момент я почувствовала, что просто умру от холода. Иван, понимая, что я совсем замерзла, сорвал со своей головы капелюх и прикрыл им мою голову. Дублей было четыре или пять. После каждого из них я сушилась, и начиналось все сначала. Но, знаете, никто из нас не заболел. Наверное, сказывалось дикое эмоциональное напряжение.
— В «Тенях забытых предков» Параджанов снял очень скандальную, по советским меркам, сцену с голой актрисой.
— Это была сцена с Палагной, которую играла Татьяна Бестаева. В советском кино в голом виде актрис не снимали. Это было равносильно скандалу. Но Параджанов настаивал на этой сцене. Помню, как страшно все волновались. Сергей запретил мужчинам находиться на площадке. Были только он, Юра Ильенко, а я выполняла функцию помощника режиссера и кричала: «Мотор!» Бестаева очень стеснялась, но сцена получилась красивой и эстетичной. Настолько, что никаких вопросов у Министерства культуры не возникло. В момент этих съемок на площадке не было Ивана Миколайчука. Но, признаться, в какие-то моменты мне казалось, что Иван симпатизирует Татьяне. Она была удивительной красоткой, очень сексуальной и общительной.
— Ходили слухи, что у Миколайчука был бурный роман с Любовью Полищук во время съемок картины «Вавилон ХХ».
— Все об этом говорили. Полищук была красавицей, и их дуэт действительно казался очень романтичным. «Вавилон ХХ» снимался, когда Миколайчук уже был громко заявившим о себе режиссером. Это было совсем другое время, чем в «Тенях». Тогда мы общались мало, хотя всегда следили за карьерами друг друга и при встрече обнимались и целовались как давние друзья.
— Иван никогда не говорил о том, что ему хотелось бы играть в театре?
— Честно говоря, я сама удивлялась, почему он закрыл для себя театральную сцену, ведь мог бы блистать в Театре имени Франко. Но Иван был очень увлечен кино. Сначала снимался, потом у него появилось желание писать сценарии, стать режиссером. По сути, этим и была заполнена вся его жизнь.
«Вдвоем с Миколайчуком мы были в Париже, где «Тени забытых предков шли под названием «Огненный конь»
— Миколайчук был закрытым человеком?
— У него был круг достаточно близких друзей: Боря Брондуков, Иван Гаврилюк, который продолжительное время даже жил с женой Мирославой в квартире Миколайчука, Леня Осыка. С этими людьми он был достаточно откровенен, остальных же не пускал в свою жизнь.
— А Юрий Ильенко?
— Юра и Иван вместе работали над сценарием фильма «Белая птица с черной отметиной». Вдвоем им было очень комфортно. По сути, Иван писал о своей многодетной семье, пережившей большие трудности. Писали они легко, в основном у нас дома. Иван приходил рано утром, и они с Ильенко запирались в комнате, работая до обеда. Я готовила для них еду, а если уходила, то на холодильнике оставляла записку, что надо разогреть. Потом, в селе Бучак, недалеко от Канева, начались съемки «Белой птицы». Они были достаточно сложными, потому что Иван с Юрой придумывали операторские и режиссерские комбинации, которых раньше никто даже не видел. Иван играл одну из главных ролей, с утра до ночи проводил на съемочной площадке. В свободное время к нему присоединилась Маричка. Она тогда работала в хоре Веревки и часто ездила на гастроли за границу.
— Вы ведь с Иваном Миколайчуком и картиной «Тени забытых предков» несколько раз выезжали за рубеж на фестивали. Говорят, Сергею Параджанову запретили быть в делегации?
— Это был настоящий скандал. Съемочная группа должна была ехать на фестиваль в Аргентину. Узнав об этом, Сергей Параджанов, идя по коридору Киностудии имени Довженко, крикнул: «Мне закажите билет в одну сторону!» Об этом тут же донесли руководству и перестали оформлять его документы. Юрия Ильенко не отпустили, потому что у нас с ним не было детей (так советская власть старалась не допустить, чтобы семейные пары оставались за рубежом. — Авт.). Мы с Миколайчуком полетели вдвоем. Денег у нас не было вообще. На двоих около пяти долларов. Премьера «Теней…» проходила в огромном концертном зале, переполненном зрителями. После просмотра все в одном порыве встали, приветствуя нас как звезд. При этом никого не интересовало, как и во что мы одеты.
— И все-таки какой у вас был гардероб?
— Миколайчук взял напрокат черный костюм. У него еще было два свитера, один из которых ему одолжил Иван Гаврилюк. На мне было платьице, а с собой — блузка и скромная юбка. Поклонники заваливали нас подарками, но сотрудник КГБ, сопровождавший нас в поездке, сразу проинформировал: «Ничего брать нельзя». Потом вдвоем мы были в Париже, где «Тени…» шли под названием «Огненный конь».
— В последние годы жизни Ивана вы поддерживали отношения?
— Виделись в основном в Доме кино. Я обращала внимание, насколько сильно Миколайчук похудел. У него были проблемы с рукой, Маричка везде его сопровождала, аккуратно поддерживая. К сожалению, в последние годы, как и многие актеры тех лет, Иван стал выпивать. Тогда это в творческой среде считалось абсолютно нормальным. Артисты не напивались, просто постоянно были навеселе. Но постепенно это превращалось в алкоголизм. Так сгорел и Леня Осыка. Когда я в последний раз увидела Ивана, то сразу поняла, что жизнь его скоро закончится. Знаю, что, лежа в больнице, он все время просил, чтобы к нему пришел Роман Балаян. В конце жизни Ивана они очень подружились. Иван Миколайчук — поистине уникальный актер, для которого статус и звания совершенно были не важны. Главным в его жизни всегда оставалось кино.
2113Читайте нас в Facebook