Когда полноценно заработает система автофиксации нарушений Правил дорожного движения ?
Новая система автофиксации нарушений Правил дорожного движения (ПДД) заработала только в двух городах Украины. Пока она будет функционировать в тестовом режиме, при котором нарушителям не грозят реальные штрафы. Это сделано для того, чтобы обкатать систему, выявив и устранив ее недостатки еще до полномасштабного введения на дорогах нашей страны. Презентацию пилотного проекта провели глава МВД Арсен Аваков и руководитель Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе.
Водители пока не будут получать «писем счастья»
По утверждению главы МВД Арсена Авакова, пока система автофиксации будет выявлять только нарушения скоростного режима. На данный момент работают всего три видеокамеры контроля: одна в Киеве (по улице Елены Телиги, 51) и две в Одессе (на транспортной развязке «Клеверный мост».
— Вы будете смеяться: за шесть часов тестового режима всего на трех камерах зафиксировано нарушений на сумму штрафов около 3 миллионов гривен! — заявил Арсен Аваков. — А если этих камер будет пять тысяч? Для того чтобы на дорогах были порядок и комфорт, каждому из нас придется заняться самодисциплиной. Это один из шагов цивилизованности, который нам придется сделать. МВД создает независимую и хорошо работающую систему. С Мининфраструктуры — качественные дороги, а с водителей — дисциплина! Договорились?
По словам министра, результаты этого проекта помогут создать полноценную и эффективную систему автоматической фиксации нарушений ПДД и в следующем году ввести ее по всей стране. Новая система позволит существенно снизить уровень аварийности на дорогах, уменьшит количество погибших и травмированных граждан. В частности, по данным полиции, за шесть месяцев 2016 года число ДТП в Украине увеличилось на 26 процентов. В них погибли 1,5 тысячи человек, а более 15 тысяч — травмированы.
Налаживание работы новой системы по всей стране потребует несколько миллиардов долларов США, которые в ближайшее время государство выделить не сможет. «Поэтому мы объявим конкурс с участием одного из ведущих международных финансовых институтов, чтобы привлечь крупные иностранные компании для инвестирования», — сообщил Арсен Аваков. В общей сложности в Украине планируется разместить от трех до пяти тысяч таких видеокамер, а полноценно система сможет заработать только в следующем году.
Глава МВД также объяснил, как будет работать система автофиксации нарушений ПДД:
— Сначала камера «видит» превышение скорости, после чего эта информация передается в центр обработки данных Национальной полиции. Полученные сведения анализируются оператором (полицейским) с использованием имеющихся баз данных МВД. Выносится электронное административное постановление, которое затем отправляется владельцу транспортного средства. Хозяевам авто с украинской регистрацией постановление будет высылаться «Укрпочтой», а с зарубежной — передаваться Госпогранслужбе с целью вручения «письма счастья» лицу, которое ввезло это транспортное средство на территорию Украины.
Глава Нацполиции Украины Хатия Деканоидзе успокоила, что пока водители не будут получать никаких «писем счастья» за нарушения, зафиксированные полицейскими видеокамерами.
— Это пилотный проект, мы только рассчитываем технические риски. Мы не выносим по данным фактам постановлений за административные нарушения, но полагаем, что уже с сентября нарушители начнут получать первые «письма счастья», — сообщила Хатия Деканоидзе.
Камеры будут контролировать семь видов нарушений ПДД
Напомним, что почти год назад (14 июля 2015-го) Верховная Рада Украины приняла закон, предусматривающий введение в действие системы автофиксации нарушений ПДД. Для реализации положений закона создали рабочую группу из представителей МВД, Нацполиции, а также других заинтересованных центральных органов исполнительной власти. Общими усилиями была наработана правовая база по функционированию системы автофиксации, на основании которой и запущен пилотный проект.
Новая система предполагает, что за нарушения ПДД, выявленные с помощью камер, привлекаться к ответственности будет владелец транспортного средства. Именно ему будут отправляться «письма счастья». Если же в момент нарушения за рулем находился другой водитель, для него предусмотрена возможность проявить сознательность: в течение 14 дней самостоятельно обратиться в полицию с заявлением о том, что это он допустил «прегрешение», и уплатить штраф. Для авто с зарубежной регистрацией ответственность за нарушения несет лицо, которое ввезло его на территорию нашей страны.
Одно из прогрессивных нововведений — стимулирование уплаты штрафов при автофиксации, когда можно внести только половину суммы взыскания. Для этого человек, нарушивший правила движения, получив «письмо счастья» с постановлением, имеет право в течение пяти банковских дней заплатить 50 процентов штрафа.
Зато нарушителю, не рассчитавшемуся в течение 30 дней со дня получения «письма счастья», придется выложить уже двойной размер штрафа. А при дальнейшем игнорировании, по прошествии 60 дней, штраф и пеня будут взиматься в принудительном порядке исполнительной службой.
Положительным новшеством является также возможность для владельцев транспорта узнавать об автоматически зафиксированных нарушениях с участием их машин, получая на мобильный телефон соответствующие sms-сообщения или такую же информацию — на электронную почту. Для этого владельцам авто необходимо самостоятельно обратиться в сервисные центры МВД и попросить внести в регистрационные данные об их транспорте контактную информацию (номер мобильного телефона или электронный адрес).
Еще одно ноу-хау украинской системы автоматической фиксации нарушений ПДД — введение механизма штрафных баллов. Во всем мире они применяются для учета систематичности нарушений ПДД, когда водителя, набравшего определенное количество баллов, лишают права управления и направляют для проверки знаний Правил дорожного движения. А вот в Украине система штрафных баллов введена для льгот при нарушении ПДД: при автофиксации водитель имеет возможность несколько раз не платить штрафы. Вместо этого из начисленных для него 150 баллов вычитаются 50 баллов. Подобным образом можно сэкономить в течение одного года три раза, после чего уже придется вносить денежный штраф. Руководство МВД объясняет этот подход необходимостью адаптации водителей к новой для них системе автофиксации нарушений.
Согласно подготовленным документам, планируется, что камеры автофиксации будут контролировать семь наиболее распространенных видов нарушений ПДД:
превышение скорости движения;
проезд на запрещенный сигнал светофора;
нарушения правил остановки и стоянки;
нарушения запрета движения по тротуарам или пешеходным дорожкам;
нарушения правил движения по полосам общественного транспорта;
нарушения правил движения через железнодорожные переезды;
выезд на полосу встречного движения.
Сеть камер автофиксации будет городской и загородной. Загородную предлагается размещать на аварийно-опасных участках автодорог и магистралей государственного значения. Городская сеть будет работать на аварийно-опасных участках дорог местного значения, улицах и дорогах городов, других населенных пунктов, но по инициативе местных властей и только после согласования с полицией.
Приборы автофиксации будут трех видов:
стационарные (их разместят по внешнему периметру дорог и зданий и планируют использовать в непрерывном режиме);
передвижные (монтируются на участках уличной дорожной сети по внешнему периметру дорог и зданий для применения в течение ограниченного промежутка времени путем периодического изменения места установки);
мобильные (устанавливаются в патрульных автомобилях).
Места размещения стационарных приборов автофиксации будут известны водителям, о чем их проинформируют соответствующие дорожные знаки. Кроме того, на официальном сайте Нацполиции собираются выложить карту сети камер. Зато сведения о месте нахождения передвижных и мобильных приборов будут закрытыми — украинским водителям придется соблюдать дорожную дисциплину повсеместно.
Список из шести десятков камер автофиксации в Киеве — блеф!
В последнее время в СМИ активно муссируется информация о 60 камерах фиксации, с помощью которых в Киеве стражи порядка якобы следят за тем, как водители соблюдают ПДД. В полиции это назвали фейком. На самом деле СМИ публикуют список камер, которые относятся к так называемой системе «Безопасный город». С помощью этих камер правоохранители следят за тем, что происходит в местах большого скопления людей, — для поддержания общественной безопасности и оперативного реагирования на правонарушения.
Недостоверны также распространенные в СМИ данные о так называемых камерах ГАИ с распознаванием номеров. Как разъяснили в полиции, скорее всего, подразумеваются камеры системы распознавания номерных знаков транспортных средств «Рубеж». При этом предоставленный средствами массовой информации список — опять-таки блеф! Ведь такие приборы установлены только на контрольно-пропускных пунктах въезда/выезда из Киева (бывших КП дорожно-патрульной службы ГАИ), а также на ряде мостов через Днепр. При этом камеры «Рубеж» работают только на КП, а на мостовых переходах отключены.
1370Читайте нас в Facebook