«Витя не мог поверить, что в него выстрелят свои — с шевронами добровольцев»
Это ЧП произошло 21 марта 2015 года. 28-летний капитан Виктор Мандзик нес службу на блокпосту в районе села Бугас, в двух километрах от Волновахи. Сотрудники СБУ совместно с пограничниками и работниками фискальной службы задержали фуры с товаром, которые пытались прорваться на оккупированную территорию. Одного из водителей Виктор доставил в райотдел полиции. А когда вернулся, увидел, что вооруженные люди в камуфляже с шевронами добровольческих батальонов избивают другого шофера. Подошел разобраться, что происходит, показал удостоверение. В ответ раздались выстрелы…
В ходе следствия выяснилось, что убил правоохранителя 35-летний бывший киевский адвокат, который, прибыв в зону проведения АТО, сколотил банду из жителей Днепропетровщины. Все они приехали на войну под видом добровольцев, но вместо этого разбойничали и похищали людей.
— Виктор, когда возвращался с дежурства на блокпосту, всегда звонил мне, — рассказывает «ФАКТАМ» 23-летняя жена погибшего сотрудника управления СБУ в Волынской области Виктора Мандзика Екатерина (на фото). — Но 21 марта прошлого года не сделал этого и сам не брал трубку. Я поняла: что-то случилось. Помчалась к другу мужа. Тот вышел ко мне, пряча слезы в глазах: «Витю застрелили». Что было дальше, плохо помню…
Катя не могла заставить себя поверить в смерть мужа, с которым прожила чуть более года, даже после того, как его тело привезли домой. И даже после похорон…
— Я все придумывала себе, что, может, была какая-то спецоперация и похоронили не Витю, а он еще вернется. И продолжала ждать, — говорит Екатерина. — В первые два месяца пила много препаратов, перенесла микроинсульт. В горе меня очень поддержали мама и брат. Пока муж работал в областном управлении СБУ, мы жили в квартире брата вместе с его семьей. Потом Витю перевели в Любомильский межрайонный отдел СБУ, но своего жилья у нас так и не было.
Екатерина Мандзик приехала из Луцка в Мариуполь, преодолев 1400 километров, чтобы принять участие в суде над убийцами мужа. Ее решение было вызвано тем, что адвокаты обвиняемых пытались очернить погибшего капитана, чтобы спасти своих подзащитных. Женщина решила посмотреть в глаза подсудимым. Увы, она не увидела там раскаяния.
— Во время заседания обвиняемые вели себя очень вызывающе, перебивали судей, смеялись, один из них показывал в мою сторону оскорбительные жесты, — говорит Екатерина. — Но я сильная. Витя всегда стоял за меня, а я постою за него.
В последний раз Катя виделась с мужем за три недели до его гибели — приезжала к Виктору на Донбасс в феврале 2015 года, чтобы отметить первую годовщину совместной жизни. Привезла супругу в подарок крем для бритья и флаг Украины.
— Ехала тридцать часов, а пробыли мы вместе всего одну ночь: муж пришел с работы, переночевал и опять убежал на службу, — вспоминает Катя. — Я только и успела сварить ему в… чайнике «Мивину» и сосиски (условий готовить в номере, который мы сняли в райцентре, не было). Мы с Витей планировали, что после его возвращения с Донбасса подумаем о ребеночке. Ему оставалось служить там полторы недели…
По словам Кати, муж решил, что будет защищать Украину, после того как воочию увидел события на Майдане. Супруги как раз снимали жилье в Киеве, где Виктор учился на оперативника. После полученной травмы он уже не мог работать в спецподразделении «Альфа», где до этого прослужил более четырех лет. Поняв, что придется сражаться с внешним врагом, он сразу попросился в АТО.
Уже во время несения своей боевой вахты на Донетчине Виктор Мандзик получил звание капитана. И буквально за месяц до гибели спас от смерти коллег.
*За ловкость, силу и мгновенную реакцию сослуживцы называли Виктора Мандзика «универсальным солдатом» (фото из семейного альбома)
— Если бы не Виктор Мандзик, то трое участников операции по задержанию корректировщика террористов в селе Новотроицкое (неподалеку от Волновахи), могли бы погибнуть, — говорит коллега Виктора Мандзика с позывным «Капитан». — Когда оперативники вошли в дом, подозреваемый выдернул чеку гранаты РГ-42 и бросил ее под ноги ребятам.
Корректировщик, местный житель, попал в поле зрения Службы безопасности как участник незаконного вооруженного формирования «ДНР». Повоевав на оккупированной территории, боевик по заданию своих командиров вернулся в родное село, чтобы собирать информацию о дислокации украинских войск и корректировать удары артиллерии противника.
— Взрыв должен был произойти через четыре секунды, — продолжает «Капитан». — Но Виктор успел отвести беду. Он схватил гранату и отбросил ее в пустую комнату, а сам вместе с террористом отскочил подальше от эпицентра взрыва, прикрыв задерживаемого собой. Реакция у Виктора была молниеносной. Он ведь, помимо службы в спецподразделении «Альфа», занимался рукопашным боем, являлся мастером спорта по боксу, не пил, не курил. Был, можно сказать, «универсальным солдатом».
У задержанного дома изъяли еще несколько гранат и автомат с боеприпасами. В целом, считает собеседник, их подразделение отработало в зоне АТО на совесть: за три месяца несения службы в Волновахе луцкие сотрудники СБУ совместно с коллегами из других служб многократно пресекали контрабанду, задержали 40 информаторов террористов и несколько десятков боевиков «ДНР».
По словам «Капитана», произошедшее на последнем боевом дежурстве Виктора Мандзика стало для всех полной неожиданностью. На блокпосту, расположенном на трассе в районе села Бугас, сотрудники СБУ совместно с пограничниками и работниками фискальной службы задержали фуры с контрабандным товаром, направлявшиеся на оккупированную территорию. Вызванный на место ЧП сотрудник прокуратуры принял решение доставить водителя одной из машин в райотдел полиции. Мандзик вместе с другим правоохранителем сопровождал задержанного, а затем вернулся на пост — его смена еще не закончилась.
Как рассказали в суде очевидцы происшествия, на подъезде к блокпосту Виктор застал такую картину: вооруженные люди в камуфляже с шевронами добровольческих батальонов били водителя одной из остановленных фур. Виктор решил выяснить, в чем дело. Оставив автомат в автомобиле, он подошел, показал удостоверение, сказал, что доложит своему руководству о происходящем. И вдруг бойцы-«добровольцы» бросились на капитана.
— У Вити было при себе оружие — табельный пистолет, — говорит коллега погибшего Мандзика с позывным «Капитан». — Но он им не воспользовался. Наверное, не мог поверить в то, что в него выстрелят свои — с шевронами добровольцев.
Позже выяснилось, что люди, напавшие на сотрудника СБУ, добровольцами как раз и не были. Как рассказали в пресс-службе прокуратуры Донецкой области, 35-летний подозреваемый в убийстве Виктора Мандзика по кличке Адвокат (до того как отправиться на Донбасс, он действительно работал адвокатом в Киеве) прибыл в зону АТО в октябре 2014 года под видом добровольца. Там он быстро сколотил банду из жителей Днепропетровской области, умевших обращаться с оружием и имеющих опыт ведения боевых действий, которые также добровольцами приехали на войну.
Добыв оружие, злоумышленники с ноября 2014 года по март 2015 года разбойничали в прифронтовой полосе. На счету банды вымогательства, угоны, грабежи, разбои, нападения на магазины, похищения людей, а также убийство 28-летнего Виктора Мандзика. В уголовном производстве, возбужденном в отношении членов группировки, — одиннадцать статей Уголовного кодекса и столько же потерпевших. Совокупный ущерб, причиненный им бандитами, — более 1,5 миллиона гривен.
Следствием установлено, что 21 марта 2015 года организатор банды по кличке Адвокат совместно с двумя подельниками, будучи в состоянии алкогольного опьянения, остановили три грузовые фуры под предлогом предотвращения контрабанды товаров. Бандиты требовали у водителей предъявить им документы, неподчинившихся стали избивать. Эту картину и застал сотрудник СБУ, проезжавший мимо места происшествия. Правонарушители отобрали у Мандзика служебное удостоверение, табельный пистолет и автомат Калашникова (из него Адвокат выстрелил работнику СБУ в голову). После чего преступники скрылись.
Как уже писали «ФАКТЫ», задержали главаря банды спустя неделю в Ужгороде при попытке пересечь границу. Адвокат оказался… помощником народного депутата, что публично подтвердил и сам нардеп. Затем в разных населенных пунктах сотрудники донецкой полиции арестовали и остальных членов преступной группировки. В ходе обысков у злоумышленников изъяли девять автоматов, пулемет РПК, пять гранатометов, 55 ручных гранат и гранат к подствольному гранатомету, более четырех тысяч патронов различного калибра, тротиловые шашки и электродетонаторы, военную экипировку, а также похищенные у потерпевших имущество и автотранспорт.
О том, насколько опасной была эта группировка, можно судить по одному криминальному эпизоду. Явившись в магазин электронной техники в городе Курахово на Донетчине, бандиты стали требовать у директора магазина передачи им всего имущества и документов на сам магазин. Управляющего насильно вывезли в лесополосу, где жестоко избили.
— Окончательно убедившись в том, что пленник не является владельцем торговой точки, похитители нанесли заложнику десять ножевых ранений, перерезав ему сухожилия, и, обмотав жертве ноги и руки скотчем, бросили в каких-то руинах, — рассказала пресс-секретарь прокурора Донецкой области Татьяна Павленко. — Потерпевший чудом выжил, освободился от пут и дополз до проезжей части, где его и заметили люди.
По словам собеседницы, подсудимые всячески затягивают рассмотрение дела. Первый прокурор был выведен из процесса, так как теперь он потерпевший по делу — обвиняемые угрожали ему, говоря: «Ты живешь, пока мы сидим». Сейчас обвинение в суде поддерживают два прокурора. А порядок в зале — полиция. О необходимости выделить правоохранителей для обеспечения безопасности всех участников процесса заявил председатель Приморского районного суда Мариуполя после того, как «группа поддержки» обвиняемых едва не устроила массовые беспорядки. Начальник Донецкой областной полиции Вячеслав Аброськин требования суда удовлетворил.
Злоумышленники уже на скамье подсудимых добавили себе еще две статьи: «Угрозы сотруднику правоохранительного органа» и «Побег». «Подсудимые взломали заградительную решетку, решив, что время их содержания под стражей закончилось, и намеревались покинуть зал суда», — рассказала Татьяна Павленко.
Об инцидентах, которые произошли в суде, рассказал подполковник полиции Павел Свир, возглавлявший группу конвоя:
— Тактика защиты очевидна — не дать возможности суду вынести приговор. В первый же день слушаний начались отводы судей и прокурора, не являлись свидетели, подследственные жаловались на то, что… голодны. Конвойные предложили им свои сухие пайки, но обвиняемые потребовали на еду… сертификаты качества. Тогда мы обратились в следственный изолятор, откуда был выделен сотрудник, обеспечивавший кормление подследственных.
Из-за беспорядков, устроенных «группой поддержки» обвиняемых, судебное заседание, начавшееся 26 июня, длилось трое суток. У здания суда собрались родные подозреваемых, местные «активисты» и какие-то парни в камуфляже, у которых, как оказалось, было оружие. Когда один из них укладывал в автомобиль свой автомат (!), произошел случайный выстрел. Чудом никто не пострадал.
— Весь день в зале суда дежурили медики, поскольку подсудимые жаловались на высокое давление и уже вечером пятерых из шести арестованных доставили в больницу, — рассказывает подполковник полиции Павел Свир. — Врачи, обследовав обвиняемых, никаких проблем со здоровьем у них не нашли.
Утром пациенты были выписаны из больницы для дальнейшего присутствия на судебном заседании. Но при перевозке их в зал суда какие-то граждане, в большинстве своем женщины, назвавшиеся родственниками подсудимых, пытались блокировать конвойный автомобиль во дворе лечебного учреждения.
— Нам удалось оттеснить людей и дать возможность проехать спецтранспорту, — рассказывает Павел Свир. — «Пикетчицы» тут же воспользовались ситуацией: в полицию поступило более 20 (!) заявлений о том, что их избили правоохранители.
Все эти обращения сейчас рассматриваются. Интересно, что одна из женщин, которая уверенно рассказывала СМИ, что именно подполковник Свир сломал ей руку, как видно на видеозаписи, даже не подходила к полицейскому.
— Волнения в зале заседаний вспыхивали мгновенно: кто-то один начинал голосить, тут его подхватывали еще человек двадцать, — рассказывает Роман Осуховский, руководитель группы, обеспечивающей общественный порядок во время судебного процесса. — Обвинения в адрес судей, сотрудников прокуратуры и полиции не прекращались.
*Чтобы обеспечить порядок в зале суда, пришлось задействовать дополнительные силы полиции (фото ГУ МВД в Донецкой области)
И на фоне этой истерии один из адвокатов сообщил, что ровно в 17.10 истекает срок ареста подследственных. Воодушевленные этой мыслью, обвиняемые начали ломать решетку «клетки». А находившиеся в зале суда женщины вплотную подошли к ограде. Полицейские уговаривали людей остановиться и дождаться возвращения судей, которые находились в совещательной комнате. Но присутствующие не реагировали. В результате, обвиняемые покинули (!) «клетку» и попытались выйти из зала заседаний.
На место происшествия выехал начальник полиции региона Вячеслав Аброськин. По его приказу бойцы спецподразделения полиции вернули подозреваемых на скамью подсудимых и восстановили правопорядок в зале. По факту происшествия суд открыл уголовное производство по статье «Побег», оставил подозреваемых под стражей еще на 60 суток и принял решение слушать дело в закрытом режиме.
— Я все же надеюсь на справедливое правосудие, — говорит Екатерина Мандзик. — Решила продолжить дело моего мужа — хочу пойти работать в СБУ.
5589P. S. Восьмого июля на здании Волынского областного управления СБУ погибшему Виктору Мандзику установили мемориальную доску. Ранее такие памятные доски были открыты на здании Волновахского межрайонного отдела СБУ на Донетчине и на школе № 23 в Луцке, в которой учился Виктор.
Читайте нас в Facebook