Изменить ситуацию со свалками можно, если ввести плату за переработку мусора — глава "Киевспецтранса"
«Дайте нам дышать чистым воздухом, пить чистую воду из наших колодцев, есть овощи и фрукты без химикатов», — требовали жители Грибовичей Львовской области, где в конце мая случилось масштабное ЧП на свалке. То же самое говорят жители села Подгорцы в Киевской области и десятков других сел, где расположены полигоны твердых бытовых отходов. Но куда везти мусор?
С 1 августа в Киев на мусоросжигательный завод «Энергия» перестали завозить отходы из Львова. «Завод не принимает мусор, в том числе и столичный, — объяснили в пресс-службе „Киевэнерго“. — Он закрывается на плановый ремонт до конца октября. Сейчас на заводе дожигают оставшиеся отходы».
— Чтобы сохранить здоровье людей и окружающую среду, отходы нужно не вывозить под соседнее с городом село, а перерабатывать, — комментирует ситуацию глава «Киевспецтранса» Андрей Гущинский. — В нашу землю ежегодно ложатся 15 миллионов тонн отходов, в одном только Киеве — чуть больше миллиона. Горы мусора растут из года в год и на несанкционированных свалках.
Киев еще в несколько лучшей ситуации, поскольку тут работает мусоросжигательный завод, происходит раздельный сбор мусора, а наиболее ценное сырье отбирают. На полигоны № 5 и 6 не попадают крупногабаритные отходы — древесина, холодильники, старая мебель и так далее. Хотя полигоны построены давно, зато по толковому проекту — с дренажами, разделительными и защитными экранами и насосной станцией для откачки ядовитого фильтрата. Поэтому под Киевом ситуация контролируемая.
А во многих городах действуют не полигоны, а просто места для вывоза мусора. Пожары на таких свалках неизбежны, потому что мусор гниет и выделяется очень вредный «полигонный газ», который на 50 процентов состоит из метана. Если его не откачивать, возникают пожары. Их очень сложно тушить, как это было в Грибовичах.
Ситуацию можно изменить, если ввести плату за переработку мусора. Не за вывоз и захоронение, а именно за переработку. Во всем мире небольшая сумма прибавляется к стоимости товара. Например, к цене пластиковой бутылки плюс 15 копеек. В европейских странах каждый житель ежемесячно платит примерно 2,5 евро (70 гривен) за переработку отходов (в основном это упаковка).
Собрав налог на утилизацию мусора, государство могло бы распределить его среди местных общин пропорционально количеству их членов. Киев, например, получит больше и построит себе завод по утилизации. Небольшие общины из двух-трех городов, находящихся по соседству, построят себе такое предприятие в складчину.
Но нужно помнить, что предприятия по переработке мусора нерентабельны во всем мире. Конечный продукт не покрывает даже стоимости их оборудования — не придумана еще такая технология. Поэтому заводы строят инвесторы, а граждане постоянно платят небольшие суммы за избавление своей земли от свалок, ядовитых испарений и загрязнения воздуха. Не должно быть так, что вы выбросили остатки еды в мусоросборник на Оболони, а страдают от этого жители Обуховского района, где находится мусорный полигон.
Поэтому следует принимать законы, вводить плату за переработку твердых отходов и заниматься ликвидацией свалок в стране. На это уйдут годы. Трагедия, которая случилась на Грибовичской свалке под Львовом, когда в конце мая при тушении пожара там погибли люди, стала катализатором законодательной активности. В Верховной Раде зарегистрированы несколько законопроектов, которые помогут решить «мусорную» проблему.
326Читайте нас в Facebook