Украинских водителей планируют обучать азам врачебного дела
Министерство здравоохранения Украины подготовило проект приказа «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке водителей к оказанию доврачебной помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий». Проект уже прошел обязательное общественное обсуждение и готовится для регистрации в Минюсте. Авторы документа надеются, что он будет принят в ближайшее время. Председатель правления Всеукраинской общественной ассоциации «Украинский медицинский центр безопасности дорожного движения» Инна Олефиренко, принимавшая участие в подготовке документа, рассказала «ФАКТАМ», что в случае его утверждения ожидает многотысячную армию украинских автомобилистов.
— Проект приказа Минздрава некоторые СМИ назвали очередной чиновничьей прихотью, которую хотят навязать автомобилистам в принудительном порядке. Дескать, водителям намерены вменить в обязанность изучение азов врачебного дела.
— Это отнюдь не чиновничья прихоть! Проектом приказа Минздрава вводится единый национальный стандарт методических рекомендаций по подготовке водителей к оказанию доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. Сегодня из-за отсутствия единых требований в этой сфере автошколы используют устаревшие медицинские рекомендации либо их усеченный вариант, «заточенный» под сдачу экзаменов по Правилам дорожного движения. Водители толком не знают, как оказывать первую помощь людям, получившим травмы в аварии, из-за чего теряется драгоценное время. В итоге пострадавшие порой просто не доживают до прибытия квалифицированных медиков.
Наш документ разработан в соответствии со статьей 48 Закона Украины «О дорожном движении». В ней четко сказано: «Водители транспортных средств, полицейские и соответствующие должностные лица… обязаны владеть практическими навыками по оказанию доврачебной и медицинской помощи пострадавшим в результате ДТП и периодически проходить соответствующую подготовку…»
Мы собираемся усовершенствовать национальное законодательство, регламентирующее сферу оказания доврачебной помощи пострадавшим в авариях, и предоставить водителям возможность получить нужные знания и практические навыки, чтобы в случае необходимости они сумели своевременно и качественно помочь людям, получившим травмы.
— Неужели всех водителей обяжут регулярно проходить обучение по оказанию доврачебной помощи, сдавать экзамены и получать корочки об окончании курсов.
— Проект приказа Минздрава касается только двух категорий автомобилистов: кандидатов в водители (то есть людей, которые посещают автошколу для получения прав), а также профессиональных водителей, которые периодически проходят курсы переподготовки. Остальных новшество не затронет.
Теоретический курс подготовки можно будет пройти, посещая лекции или заочно. На практических занятиях обязательно личное присутствие, навыки отрабатываются в группах численностью 10—12 человек.
Мы выдвинули четкие требования к оснащению кабинетов, в которых проходит обучение. Например, там обязательно должен быть мультимедийный проектор или интерактивная доска, манекены взрослого человека, подростка и ребенка, набор моделей разных видов травм, маски-клапаны для проведения искусственного дыхания, внешний дефибриллятор.
По окончании обучения необходимо будет сдать тесты. Если на 75—100 процентов вопросов даны верные ответы, слушателю выдадут корочку — удостоверение об окончании курса оказания доврачебной помощи. В ином случае человеку будет рекомендовано пройти дополнительную подготовку.
— Сколько времени отводится водителям на изучение медицинской грамоты? Отличается ли программа для профессионалов от программы для тех, кто только собирается сдавать на права?
— Единый национальный стандарт методических рекомендаций включает в себя три вида программ:
— для водителей-профессионалов;
— для кандидатов в водители;
— для инструкторов, которые в будущем собираются участвовать в процессе обучения водителей на курсах доврачебной помощи.
В зависимости от вида программ меняется и глубина учебного материала, и время обучения. Например, программа для профессиональных водителей рассчитана на 8 часов, в ней меньше всего тематических блоков. Кандидаты в водители должны прослушать 16 часов лекций с большим объемом обучающей информации. Чтобы стать инструктором, нужно отучиться 24 часа и овладеть не только навыками оказания доврачебной помощи, но и методологией преподавания.
Все наши учебные программы соответствуют стандартам международной программы BLS (basic life support — основы поддержки жизни, базовая помощь) и включают практические приемы оказания доврачебной помощи при нарушениях или остановке дыхания, сердечно-сосудистых расстройствах, травмах и ранах.
— Что именно будут изучать водители и какие навыки получат?
— Прежде всего, водители должны четко знать алгоритм своих действий в случаях ДТП. При этом важно соблюсти основные правила осмотра места происшествия для обеспечения как личной безопасности, так и безопасности пострадавшего. Затем необходимо осмотреть людей, получивших травмы. Чтобы правильно оценить повреждения, нужно иметь понятие о механизме травм, их видах и особенностях в зависимости от категории участника движения, пострадавшего в аварии (водителя, пассажира, пешехода, мотоциклиста, велосипедиста). Водителей также научат останавливать кровотечение, различать признаки переломов и вывихов и многому другому.
Такие знания пригодятся и в повседневной жизни, ведь слушатели медицинских курсов узнают, как правильно вести себя при инсульте и инфаркте, как определять эти состояния, как делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
Принятие подготовленного нами документа позволит уменьшить человеческие потери в результате дорожно-транспортных происшествий. Ведь в Украине масштабы травматизма и смертности в ДТП опережают показатели европейских стран. Растущее с каждым годом количество аварий становится серьезной социально-экономической проблемой нашей страны. Ежегодно в Украине вследствие ДТП гибнут около 4,5 тысячи человек и около 40 тысяч получают травмы. Мы прогнозируем, что наличие у водителей соответствующих навыков оказания доврачебной помощи положительно скажется на безопасности дорожного движения, число сохраненных человеческих жизней увеличится. Впрочем, на самом деле — это комплексная проблема, и необходимо развивать сеть соответствующих медицинских учреждений.
499Читайте нас в Facebook