ПОИСК
Украина

Несмотря на запрет устанавливать с 1 сентября нулевые тарифы, некоторые мобильные операторы продолжают их рекламировать

0:00 23 сентября 2009
Несмотря на запрет устанавливать с 1 сентября нулевые тарифы, некоторые мобильные операторы продолжают их рекламировать
Лилия ПОВОЛОЦКАЯ «ФАКТЫ»
Национальная комиссия по вопросам регулирования связи обещает подать соответствующую информацию в Госпотребстандарт и Антимонопольный комитет

Несмотря на то что Национальная комиссия по вопросам регулирования связи (НКРС) запретила операторам устанавливать тарифы на услуги мобильной связи в размере 0 гривен 00 копеек и порекомендовала с 1 сентября привести в соответствие с этим решением всю рекламу, ролики со словами «звони бесплатно», «нуль в мережi», «разговаривай по ноль копеек» с экранов телевизора не исчезли. «ФАКТЫ» обратились к члену НКРС Людмиле Артюшенко с тем, чтобы прояснить ситуацию: нарушают мобильные операторы решение о запрете нулевых тарифов или же действуют в рамках дозволенного.

«Нулевой себестоимости услуг мобильной связи нет и быть не может!»

- Людмила Васильевна, почему был введен запрет на нулевые тарифы?

- Это решение комиссии обосновано тем, что потребителям поступала некорректная информация: нулевых тарифов просто быть не может! Есть Закон «О телекоммуникациях». Статья 67 этого до-кумента говорит, что тарифы должны основываться на себестоимости предоставления каждой услуги.

Как вы сами понимаете, нулевой себестоимости услуги не бывает. Расходы, пусть даже минимальные у компании есть каждый месяц: она оплачивает электроэнергию, коммунальные услуги, выдает заработную плату и так далее… Соответственно, не может быть и нулевого тарифа.

РЕКЛАМА

А самое главное: как показал наш анализ, таких тарифов, по сути, и нет вовсе! Потребителю предлагают сначала внести абонплату либо пополнить счет, и уже потом он получает право на какие-то нетарифицированные минуты. Причем зачастую — ограниченные по количеству. Видите, эти минуты никак не бесплатные и их стоимость вовсе не ноль копеек. Абонент фактически оплачивает эти услуги заранее. Но в рекламе информация о необходимых взносах не упоминается. Зато крупно показан большой «ноль».

- То есть дело все в неполной информации?

РЕКЛАМА

- Конечно! Это некорректная информация. Обман, если хотите… А потом абонент начинает подсчитывать свои расходы, и удивляется: какие суммы уходят на мобильную связь! Человек рассчитывает на одни затраты, а в итоге получаются совсем другие.

Поэтому НКРС приняла решение предупредить операторов о том, что нулевые тарифы противоречат отечественному потребительскому законодательству, а также законам «О рекламе» и «О телекоммуникациях». С тем, чтобы операторы до 1 сентября успели привести свои тарифы в соответствие с нашими законами. Не нужно говорить: бесплатные минуты. Следует проинформировать потребителя, что сначала идет абонплата, а потом уже предоставляются минуты. И не бесплатные, а нетарифицируемые. Причем в ограниченном количестве и в определенные часы. Кроме того, обязательно надо указывать, что существует плата за соединение (если она есть). Если переход на новый тариф платный — об этом тоже нужно говорить.

РЕКЛАМА

Мы понимали, что в один день нельзя свернуть все рекламные кампании и изменить тарифы. Поэтому дали операторам два месяца на выполнение решения НКРС.

- Выполнить его операторы должны были к 1 сентября, но реклама «нулевой» стоимости минуты у некоторых продолжается и поныне…

- Действительно, с 1 сентября все мобильные операторы должны были привести в соответствие с законодательством свою рекламу. Для того чтобы оценить в полной мере изменения, мы попросили их официально предоставить нам ее образцы.

Ну а ту рекламу, которая была до 1 сентября, мы отдали Госпотребстандарту с тем, чтобы там установили, насколько она соответствует законам «О защите прав потребителей» и «О рекламе».

На сегодняшний день НКРС получила информацию о тарифах на предоставляемые услуги мобильной связи и образцы рекламы, которые применяются с 1 сентября, лишь от двух операторов мобильной связи — это ЗАО «Киевстар Дж. Эс. Эм» и ООО «Голден Телеком».

Эти операторы сообщили о выполнении соответствующего решения НКРС, а именно о том, что на данный момент в установленных ими тарифных планах в качестве основного тарифа нулевой отсутствует, а рекламная информация не содержит упоминаний о нулевых тарифах, что подтверждается предоставленными образцами рекламной продукции. От ос-тальных операторов пока информация не поступала.

- Если операторы не выполнят это решение — что их ждет? Будут ли как-то наказаны нарушители?

- Сама комиссия не имеет полномочий для того, чтобы наказывать операторов. Но такие возможности есть у Антимонопольного комитета и Госпотребстандарта.

В частности, Антимонопольный комитет может оштрафовать предприятие на сумму, которая составляет пять процентов его годового оборота, за нарушение положений Закона «О защите от недобросовестной конкуренции» (если предоставляются неполные, неточные сведения об услуге, его стоимости, замалчиваются отдельные факты, моменты, нюансы предоставления услуги или информация подается в такой форме, которая позволит исказить представление абонента об услуге).

А Госпотребстандарт за такое нарушение может наложить штраф в размере пятнадцати процентов годового оборота.

Поэтому мы сообщили операторам, что НКРС оставляет за собой право, если не будет выполнено ее решение, подать в эти органы соответствующую информацию.

«Если операторам придется повысить тарифы, пострадают миллионы украинских граждан»

«ФАКТЫ» поинтересовались у мобильных операторов, исполнили ли они решение НКРС и отказались ли от нулевых тарифов.

- Нулевые тарифы никто не может запретить, — ответили «ФАКТАМ» в МТС.  — Их может отменить только сам оператор, который эти тарифы устанавливал. Мы этого делать не собираемся. Бесплатное общение внутри сети сегодня очень популярно среди абонентов, и мы не видим причин, почему мы должны отказывать в нем людям. Решение НКРС о запрете таких тарифов не имеет под собой оснований. Именно поэтому рассмотрение вопроса переведено в другую плоскость — информированности абонентов. Но в любом случае рекомендации Госпотребстандарта могут касаться только рекламных материалов, но никак не самих тарифов. Поэтому все наши абоненты, которые разговаривают внутри сети бесплатно, могут быть спокойны: так будет и впредь.

- По нашему мнению, подобные тарифные планы — это справедливый способ предоставления услуг мобильной связи, который соответствует потребностям абонентов, — рассказали «ФАКТАМ» в life:).  — Об этом свидетельствует тот факт, что тарифами с нетарифицируемой внутрисетью пользуются миллионы украинцев.

На рынке мобильной связи существует достаточно жесткая конкуренция, которая заставляет операторов находить нестандартные маркетинговые решения, что, в свою очередь, идет на пользу потребителям, поскольку именно благодаря высокой конкуренции между операторами мобильная связь стала доступной. В этой ситуации дополнительное регулирование со стороны государства может негативно сказаться на конкурентной ситуации и дальнейшем развитии рынка, а также способно затронуть интересы миллионов украинских пользователей мобильной связи, в случае если операторы будут вынуждены пойти на повышение тарифов.

Мы надеемся на понимание всех возможных негативных последствий со стороны государственных органов.

- Наша компания сообщает абонентам полную информацию о стоимости услуг и условиях, при которых они действуют, — заявили «ФАКТАМ» в Beeline.  — Например, абоненты тарифного плана «Бум» при пополнении счета на 20 гривен получают нетарифицируемое общение внутри сети в течение месяца. Если абонент не пополнит счет, стоимость минуты звонка будет 25 копеек. Эти условия подробно изложены на сайте, в буклетах, которые вкладываются в стартовые пакеты, а также в рекламных листовках.

Насколько мы поняли, предметом внимания НКРС стали именно маркетинговые коммуникации о нулевых тарифах, а не их регулирование — поскольку, с точки зрения законодательства, регулирование тарифов может быть применимо только в отношении монополистов рынка, а операторы мобильной связи таковыми не признаны.

Лишать абонентов права пользоваться нетарифицируемыми звонками внутри сети, с нашей точки зрения, неправильно и необоснованно, особенно сейчас, когда многие жители нашей страны испытывают экономические трудности, и вынуждены сокращать пользование услугами. Абоненты имеют полное право выбирать разнообразные тарифные предложения в зависимости от своих потребностей и финансовых возможностей, в том числе и предложения с нетарифицируемыми звонками внутри сети.

Кроме того, все вышеназ-ванные операторы отметили, что ждут результатов экспертизы информационно-рекламных материалов, которую должны провести соответствующие госорганы (в частности, Госпотребстандарт). И если от них поступят обоснованные требования сделать дополнения или разъяснения в коммуникациях, пообещали их выполнить.

280

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров