ПОИСК
Житейские истории

96-летний пенсионер из Нежина официально признан самым возрастным водителем в Украине (фото)

6:00 29 сентября 2016
Анатолий Грищинский
Мария ВАСИЛЬ, «ФАКТЫ»

96-летний хозяин крошечной квартирки в тихом жилом районе Нежина встретил корреспондента «ФАКТОВ» в полной готовности: на диване аккуратно расстелена футболка с надписью «Рекордсмен Украины» и трафаретом горбатого «Запорожца», в буфете под стеклом красуется свидетельство Национального реестра рекордов Украины, выданное самому возрастному водителю Украины. Сам же Анатолий Александрович, выйдя к нам навстречу (в гости к рекордсмену мы пришли с его лучшими друзьями — преподавателем Нежинского университета Евгением Луняком и школьным учителем истории Андреем Гомоляко), с усилием опирался на костыль.

— Что поделать, на машине мне передвигаться гораздо легче, чем на костылях, — признался Анатолий Грищинский. — Самое трудное — спуститься по лестнице и дойти до гаража. А уж там сел за руль и поехал.

Пенсионер рассказал, что звание рекордсмена Украины, как и торжественное мероприятие, устроенное по этому поводу, стали для него полной неожиданностью. Он кивнул на моих спутников:

— Ребята просто попросили меня к определенному времени подъехать к городскому стадиону, что я и сделал. А там собралась целая толпа — журналисты, телекамеры, — говорит пенсионер.

РЕКЛАМА


*"Самое трудное — спуститься по лестнице и дойти до гаража. А уж там сел за руль и поехал", — говорит Анатолий Александрович (фото автора)

Анатолия Александровича попросили сделать триумфальный круг по нежинскому стадиону. Это чтобы регистраторы рекорда убедились: дедушка действительно прекрасно маневрирует.

РЕКЛАМА

— Он и газеты читает без очков, зрение у него прекрасное. К тому же он очень осторожный водитель, не ездит больше 40 километров в час, — улыбнулся профессор Евгений Луняк.

Пенсионер с удовольствием разрешил сфотографировать свои водительские права — ламинированные, нового образца. Документ выдан взамен старой потрепанной книжечки в апреле 2011 года, причем срок действия водительских прав был продлен до апреля 2061 года. То есть дедушка может беспрепятственно ездить еще 45 лет.

РЕКЛАМА


*В 2011 году пенсионер получил права нового образца. Срок их действия — до апреля 2061 года

Анатолий Александрович рассказал, что выезжает на своем автомобиле по крайней мере три раза в неделю. Правда, путешествия недалекие — на базар, в магазин, к жене на кладбище. Еще в прошлом году иногда ездил читать лекции студентам (он по профессии преподаватель, политолог), но сейчас полностью отказался от работы.

— На месяц мне хватает десяти литров бензина, — говорит Анатолий Александрович, — однако при нынешних ценах на топливо и это немалый удар по пенсии.

Мужчина живет один, с тех пор как несколько лет назад не стало супруги. Дочери, сами давно пенсионерки, живут не близко и не имеют возможности часто навещать отца. Иногда приходит соцработница, прибирает в квартире, помогает с обедом. Нынешней зимой со стариком случилась беда: приняв ванну, почувствовал себя плохо и не смог вылезти.

— Почти трое суток я вот так просидел в ванне. Кричал — надеялся, соседи услышат, — вспоминает собеседник. — Мобильный телефон остался в комнате. Спасибо, друзья мои хватились…

О начале своей шоферской карьеры мужчина говорит с юмором:

— Первый раз я сел за руль грузовика в 16 лет. Получилось так: у меня был хороший знакомый, работавший в авторемонтной мастерской. Он был старше меня, женат. Иногда, уходя в гости, семейная пара оставляла на мое попечение маленькую дочку. Ну и, видимо, в благодарность за то, что я ее нянчил, друг решил поучить меня вождению. Посадил за руль полуторки (это довоенный грузовичок ГАЗ-АА грузоподъемностью полторы тонны. — Авт.). Показал, на какие педали нажимать. Засмеялся: «Учти: если что, эту машину одним столбом не остановишь!» Ну и все. Я как-то легко все усвоил. Столбов не посшибал.

В 19 лет Анатолий Грищинский закончил профессиональную водительскую школу, немного поработал по специальности в мастерских Киевского авиазавода. А в самом начале войны был мобилизован на фронт. Первым делом способного молодого шофера отправили на повышение квалификации, осваивать заморские автомобили — по ленд-лизу Советский Союз получал тысячи грузовых и легковых машин — «студебеккеры», «шевроле» и «доджи».

— «Студебеккер» отличная машина, мощная, 90 лошадиных сил, — с удовольствием вспоминает Анатолий Александрович. — Помню, как-то ночью при отступлении мы оказались в одном селе с немцами, только из-за сильного тумана этого не заметили. А когда сообразили, оказалось, что одну из пушек мы поставили прямо рядом со двором, где поселились оккупанты. Тогда один из наших бойцов, пока не рассеялся туман, ползком пробрался туда, зацепил на лебедку. Я сел за руль своего американского грузовичка и потихоньку потянул. И пушка «самостоятельно» уехала со двора! То-то немцы удивлялись, они ведь думали, что орудие брошено.

За время войны Анатолий Александрович дважды был ранен. Один раз — в районе Северского Донца, когда, выходя из окружения, прыгнул с высокого обрыва и серьезно повредил колено. Тем не менее вместе с товарищами он сумел переплыть реку и выбраться к своим. В госпитале отлеживаться не захотел, только пару недель «отдохнул» при штабе. Однако травма более чем 60-летней давности беспокоит мужчину до сих пор. А вот во второй раз боец Грищинский чудом остался жив — тогда прямо на капот его грузовика упала граната, вдребезги разлетелось лобовое стекло, разворотило мотор.

— Машина уже не подлежала ремонту, — говорит пенсионер, — а я получил осколочные ранения лица, рук, левого глаза.

Рассказывая о войне, мой собеседник начинает каждое новое воспоминание с фразы: «И вот в один прекрасный день…»

— Анатолий Александрович часто вспоминает о войне, но никогда при этом не унывает, — комментирует присказку Евгений Луняк. — Однажды он рассказал случай, который, как мне кажется, полностью демонстрирует его характер. На одной из фронтовых дорог он заметил, что в кузове его грузовика загорелся ящик с боеприпасами. Еще чуть-чуть — и снаряды рванули бы, а за ними и весь грузовик. Тогда Анатолий мгновенно выскочил из кабины и через пару секунд, буквально взлетев в кузов, вышвырнул за борт пылающий ящик. А сам дал по газам — и вперед. Таким образом и сам уцелел, и груз спас.

Войну фронтовик закончил в апреле 1945-го в Пиллау при взятии последнего опорного пункта гитлеровцев в Восточной Пруссии.

К слову, молодые друзья почетного автолюбителя (обоим — и Евгению, и Андрею — на вид не больше сорока) сразу после начала оккупации Крыма «братской» России по направлению военкомата прошли военные сборы и после недолгой воинской подготовки, временно отложив преподавание истории, отправились на фронт.

— Судьба сложилась так, что я оказался под Донецком, в Песках, а друг — под Луганском, — говорит Евгений. — Некоторое время удавалось скрывать от жен, что мы на передовой. Говорили, что находимся на учениях. А вот дед знал правду и, конечно, очень переживал за нас. У него хоть нет телевизора, но он регулярно покупает газеты, следит за событиями. Нашу роту вывели из Песок в конце декабря 2014 года, за 20 дней до падения аэропорта. Вернувшись домой, мы долго разговаривали о войне. Я — о нынешней. Он вспоминал о своей. Трудно сказать, чья война была тяжелее. Все войны страшные. Но мне кажется, что ему в молодости пришлось сложнее, чем нам…

После демобилизации Анатолий Грищинский закончил Высшую школу профсоюзов и стал преподавателем «идейных» и востребованных наук — политологии, политэкономии. Когда я попросила Анатолия Александровича припомнить, сколько автомобилей у него было за жизнь, он затруднился:

— Ну-у, сначала купил мотоцикл с коляской, на котором мы с женой исколесили всю страну, даже до Тбилиси добирались. Потом скопил на старенький «Москвич», который пришлось перебирать по деталям. Со временем один из моих студентов-заочников, председатель райпотребсоюза, помог достать новый «Запорожец». Затем были «Жигули». Потом еще «Запорожец».

Подсчитывая машины, Анатолий Александрович в конце концов сбился со счета. Говорит только, что водителем был активным. Спидометр наматывал в год до 50 тысяч километров. На одном из «запорожцев», говорит, четыре раза мотор менял — так его «укатывал».

— Признайтесь лучше, сколько раз попадали в дорожно-транспортные происшествия?

— Может, вы не поверите — ни разу! Не считая, конечно, того случая в войну, когда в грузовик попала граната.

Лет шесть назад, уже овдовев, пенсионер в одночасье лишился своего «железного коня»: кто-то поджег гараж во дворе, и имущество сгорело дотла.

— Сгорела и моя диссертация, которую писал много лет, да так и не защитил, — сетует Анатолий Александрович. — Когда это случилось, я подумал, что новой машины у меня уже никогда не будет. Приобрести автомобиль на пенсию? Смешно. Но потом друзья мне подсказали, что можно попросить машину у власти — все-таки я фронтовик, инвалид, имею большой трудовой стаж. Я начал писать письма, вплоть до Генеральной прокуратуры. И помогло! Мне выдали новый автомобиль — «Ланос» последней модели, с ручным управлением. Гараж смог отремонтировать на свои средства. Пойдемте покажу.

Вместе с Анатолием Александровичем мы спустились во двор. (Он живет на втором этаже в доме без лифта.) Было заметно, что каждый шаг вниз по лестнице дается дедушке с трудом. Пенсионер крепко держался за перила и опирался на костыль. Но от посторонней помощи решительно отказался:

— А как я, по-вашему, здесь каждый день сам хожу? Ничего-ничего, потихоньку.

Идти до гаража метров пятьдесят. Открыв обитые металлическими листами ворота, Анатолий Александрович приветливо кивнул своему «другу». Довольно неловко протиснулся под стеночкой, долго устраивался на водительском сиденье. А потом неожиданно лихо выкатился из гаража. Далеко не ездили. Но фотосессия у нас получилась отличная!

Когда мы отдыхали на лавочке возле подъезда, я расспросила Анатолия Александровича о секретах его долголетия.

— Последние лет сорок у меня правило: каждый день обязательно выпиваю пятьдесят граммов алкоголя, — признается он. — Вычитал в каком-то медицинском журнале, что это способствует улучшению самочувствия и, конечно, хорошему настроению. Пятьдесят граммов перед обедом — не больше. Раньше я пил коньяк, но последнее время его цена мне уже не по карману. Пришлось перейти на самогон. В еде неприхотлив, люблю какие-нибудь простые супчики, сосиски. Обожаю квашеные помидоры и наши нежинские огурчики.

Мы еще разговаривали, как вдруг рядом с нами остановилась полицейская машина. Двое патрульных, явно направлявшиеся по другому адресу, вышли поздороваться:

— Это же вы — самый старый водитель в Украине? Мы вас видели по телевизору. И теперь сразу узнали. Все-таки здорово, что вы наш, нежинский!

Сейчас друзья водителя-рекордсмена намерены номинировать его на еще один рекорд — самого длительного водительского стажа длиной в 77 лет. Для этого нужно отыскать в архивах документы, подтверждающие получение им водительских прав в 1938 году.

2606

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров