Дочь Клима Чурюмова: "Отцу в гроб мы положили точную уменьшенную копию кометы"
Члену-корреспонденту Национальной академии наук Украины Климу Чурюмову и его коллеге Светлане Герасименко было суждено открыть комету, ставшую первой в истории, на которую сел космический аппарат и провел на ней исследования. Этот беспрецедентный проект длился долгие 12 лет (только полет к комете занял у корабля «Розетта» целое десятилетие) и обошелся Европейскому космическому агентству в астрономическую сумму — полтора миллиарда (!) евро. В прошлом месяце проект «Розетта» завершился, а через две недели после этого умер Клим Чурюмов. Воистину мистическое совпадение. Клим Иванович четыре месяца не дожил до своего 80-го дня рождения.
На следующий день после похорон Клима Чурюмова с корреспондентами «ФАКТОВ» встретились обе его дочери Елена и Татьяна, а также брат Василий и сестра Марина.
*С корреспондентами «ФАКТОВ» встретились дочери Чурюмова Татьяна (за столом слева) и Елена, а также его сестра Марина Ивановна и брат Василий Иванович (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)
— Мы выросли в многодетной семье — восемь братьев и сестер, Клим по старшинству четвертый, — говорит младший брат астронома Чурюмова Василий Иванович. — До войны жили в Николаеве. Отец был кадровым офицером, мама — партийным работником, воспитывала молодежь и серьезно занималась стрельбой. Когда она вот-вот должна была родить Клима, начались какие-то важные соревнования по стрельбе. Так мама поехала на них, отстреляла по мишеням и сразу отправилась в роддом. Маршал Клим Ворошилов вручил ей золотые часы. А орден «Знак Почета» она получала в Москве на собрании семей комсостава Красной армии, сидела в зале рядом со Сталиным, Ворошиловым и другими членами высшего руководства СССР. Она сфотографировалась с ними на память. Эта фотография сохранилась в семейных архивах, но после страшного 1937 года лица некоторых участников собрания были тщательно заретушированы черным — этих людей объявили «врагами народа».
— Бабушка рассказывала мне, что потеряла золотые часики, врученные маршалом Ворошиловым, когда сама едва не попала под каток сталинских репрессий, — вступает в разговор младшая дочь Клима Чурюмова Татьяна. — Однажды муж позвонил ей: «Тебя могут арестовать, немедленно уезжай с детьми из Николаева». Когда бабушка с малышами впопыхах покидала дом, застежка расстегнулась, и часики соскользнули с ее руки. Она так боялась, что с минуты на минуту нагрянут чекисты, что не стала даже поднимать их.
Уехала с детьми в село под Киев, где и пересидела лихое время репрессий. А когда началась война, Чурюмовых эвакуировали в Новосибирск. Семья не дождалась отца с фронта — он погиб в 1942 году в окружении под Харьковом.
— В Киев мы приехали в сорок седьмом, — продолжает Василий Иванович. — Климу тогда было 12 лет… Запомнилось, как он смастерил самодельный проектор для демонстрации диафильмов (слайд-фильмов с титрами. — Авт.), на показы которых собиралась детвора со всей округи. А еще он сделал для общего пользования игру настольный футбол. Ребята во дворе уважали Клима, а я гордился им. В нашей семье была популярна игра буриме (сочинение стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы или темы. — Авт.). Поэтому все дети умели и любили писать стихи.
Сразу после приезда в Киев мы жили у тети — сестры отца. Вскоре от нее съехали — нам предоставили комнату в бараке на Молдаванке (так в те времена называли кварталы, которые находились в районе нынешней Соломенской площади). А когда на Крещатике был построен дом, в котором находится кинотеатр «Дружба» (в 1954 году. — Авт.), маме предложили там большую трехкомнатную квартиру. Однако пришлось отказаться — ей было не по карману содержать восьмерых детей и оплачивать коммунальные счета за столь большое жилье. Мама работала воспитателем в общежитии, так что ее доходы были скромными. Она согласилась на меньшую квартиру по улице Просвещения (примыкает к Воздухофлотскому проспекту). Когда дети повзрослели, стали жениться, выходить замуж, в той квартире жили сразу несколько молодых семей. Туда и Клим привел свою супругу Нину.
— Родители познакомились на Крайнем Севере, в бухте Тикси, — рассказывает старшая дочь Клима Чурюмова Елена. — Отца направили в те суровые края в 1960 году после окончания Киевского государственного университета работать на геофизической станции. Мама тоже по распределению (она закончила физфак Якутского государственного университета) оказалась на одной из соседних метеостанций. Родители рассказывали, что свидания назначали друг другу между торосами льда. Недавно в домашнем архиве мы нашли тетрадку стихов, которые отец написал в то время. Он нежно называл маму «моя якуточка». Когда папе пришло время возвращаться в Киев, он уехал один. Вскоре к нему прилетела невеста с приданым: матрасом, набитым оленьим мехом. Я его отлично помню — он был очень теплым и долговечным. Свадьбу сыграли в квартире на улице Просвещения. Молодоженам подарили немецкий сервиз — по тем временам это был очень ценный и дорогой подарок. Некоторые его предметы сохранились до сих пор.
*Свадебная фотография Клима и Нины Чурюмовых (фото из архива семьи Чурюмовых)
— Как получилось, что Клим Иванович выбрал профессию астронома?
— Первая специальность, которую он получил, — железнодорожник, — отвечает Татьяна. — Железнодорожный техникум папа закончил с красным дипломом, а это давало право поступить в вуз. Ему по душе были точные науки, и он стал студентом физического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, выучился на оптика. Кстати, из-за работы по этой специальности на киевском оборонном заводе «Арсенал» (работал там после возвращения с Севера) отца долгое время не выпускали за границу, хотя ему неоднократно приходили приглашения на научные форумы по астрономии. Только во время перестройки в 1989 году папе впервые разрешили выехать за пределы СССР. Зато потом он побывал в десятках стран. Географии его поездок мог бы позавидовать бывалый путешественник. Этому способствовало то, что папа был чрезвычайно контактный человек, имел много друзей и знакомых. Его все любили.
Астрономией отец увлекся, когда поступал в аспирантуру Киевского университета имени Тараса Шевченко. А через несколько лет после этого, в 1969 году, вместе с коллегой Светланой Герасименко он открыл комету. Ее снимки они сделали наблюдая за звездным небом в обсерватории «Каменное плато», которая находится недалеко от Алматы. Фотоэкспозиции делали на специальные стеклянные пластины. Край одной из них показался засвеченным. Думали, брак, но все же пластину не выбросили, решив внимательнее изучить ее в Киеве после возвращения из экспедиции. На снимке оказался запечатленным доселе не известный космический объект, названный затем в честь его открывателей: комета Чурюмова-Герасименко. Более чем через 30 лет на нее впервые в истории человечества был отправлен космический корабль.
— Учитель Чурюмова выдающийся украинский астроном Сергей Константинович Всехсвятский жил на территории обсерватории университета (находится в центре Киева на улице Обсерваторной напротив бывшего Сенного рынка. — Авт.), телескопы были в паре минут ходьбы от его квартиры, и он провел множество ночей, наблюдая за звездным небом в надежде открыть комету, — рассказал «ФАКТАМ» товарищ Клима Чурюмова, заведующий кафедрой астрономии и физики космоса Киевского национального университета имени Тараса Шевченко профессор Василий Ивченко. — Но его мечта так и не сбылась. Обнаружить неизвестную комету очень трудно, в этом деле важна удача. Кстати, среди коллег за Климом закрепилась репутация человека, который приносит удачу. В бытность Советского Союза мы много раз выезжали наблюдать затмение солнца в различные регионы страны. Успех таких экспедиций зависит от погоды: небо должно быть ясное, иначе ничего не увидишь. Все у нас на сто процентов были уверены, что если едут на затмение с Климом, погода выдастся отличная.
— В 1986 году отец вместе с коллегой Солодовниковым открыл еще одну комету, — добавляет дочь астронома Татьяна. — Так что на его счету два уникальных открытия. Он говорил, что в бывшем Советском Союзе было трое ученых-астрофизиков, которым особенно везло с находками такого рода объектов, причем фамилии этих людей начинаются на «Ч»: Черных, Чернис и Чурюмов.
— На территории университетской обсерватории есть большая поляна, на которой сотрудники в обеденный перерыв играли в футбол, и Клим был неизменным участником этих состязаний, — говорит брат Чурюмова Василий Иванович. — Я тоже регулярно приезжал к ним поиграть. Еще там стоял турник. Брат был рекордсменом обсерватории по количеству подтягиваний на нем — 41 раз. Этот результат он демонстрировал, когда ему было уже за 30, а раньше Клим по сто раз подтягивался.
— Отец писал детские стихи и рассказы для вас, когда вы были маленькими? — спрашиваю у дочерей астронома.
— Нет, для внуков. Их трое: мои две дочери — Аня и Маша — и сын Татьяны Саша, — отвечает Елена. — В детстве мы с сестрой нечасто видели отца — он очень много работал, то и дело ездил в научные экспедиции, командировки. А вот внукам уделял много времени, задаривал их игрушками, писал для них веселые стихи и интересную прозу.
*Клим Чурюмов с внуками
— Кто-либо из них пошел по стопам деда?
— Да, внучка Мария, — отвечает Елена. — В 2014 году она сопровождала дедушку в немецкий город Дармштадт в космический центр, из которого осуществлялось управление кораблем «Розетта». Они приехали на один из ключевых этапов проекта: операторы дали тогда команду отделить от «Розетты» спускаемый аппарат «Филы», который совершил посадку на комету. После Дармштадта Маша решила стать астрономом, поступила в аспирантуру. Ее научным руководителем стал любимый дедушка.
— Мы надеялись, что мой сын Александр тоже захочет быть астрономом, на два года отправили его в обсерваторию в Азербайджан, однако он все же выбрал компьютерные технологии, — говорит Татьяна.
— У вашего отца было предчувствие смерти?
— Нет. У него было много планов. Мы недавно обсуждали, как отметим в феврале будущего года его 80-летие. Договорились, что когда он вернется из Харькова с конференции молодых ученых, составим список гостей. Но не судьба: в поезде папе стало плохо. В Харькове на вокзале его встречала «скорая». Мы успели приехать с сестрой в Харьков, обнять, поцеловать и даже поговорить с папочкой. Отец скончался от инфаркта в больнице.
…В 2004 году стало известно, что Европейское космическое агентство из более пяти тысяч известных периодических комет выбрало для проекта «Розетта» комету отца, и он был одержимым целью дожить до того дня, когда корабль встретится с кометой. «Розетта» нашла комету в просторах космоса в 2014-м, затем два года продолжались исследования космического тела. Только проект завершился, отец умер. Мы положили ему в гроб точную уменьшенную копию кометы, которую сделал украинский скульптор Иван Кущ. Через год поставим на могиле отца памятник, на котором обязательно будет изображена эта комета.
*Европейское космическое агентство опубликовало аудиозапись «звучания» кометы Чурюмова/Герасименко
Читайте нас в Facebook