ПОИСК
Украина

"Новенькая девочка из Донецка выглядела испуганной и потерянной. Мы решили подружиться с ней, чтобы она чувствовала себя как дома"

9:45 21 октября 2016
«К нам в класс пришла новенькая девочка, она приехала из Донецка и выглядела испуганной и потерянной. Мы сразу решили подружиться с ней, чтобы она чувствовала себя как дома»
Мария ВАСИЛЬ, «ФАКТЫ»

22 школы Донецкой области приняли участие в программе детского фонда ООН ЮНИСЕФ по созданию школьных «Служб взаимопонимания». Проблема в том, что в украинских школах, особенно на востоке Украины, появилось много новеньких — детей-переселенцев, семьи которых были вынуждены покинуть дом и родной город из-за вооруженного конфликта. Оказавшись на новом месте, малыши (да и ребята постарше) тяжело переживают период адаптации и часто бывают подавлены или перевозбуждены, что может стать причиной напряженности в коллективе. Чтобы воспитать в учениках толерантность к новеньким, а маленькие переселенцы почувствовали себя своими в новом классе и школе, фонд ЮНИСЕФ разработал специальную программу школьной медиации как один из шагов помощи детям-переселенцам. Ведь далеко не каждый ученик, рассорившийся с одноклассниками, найдет в себе силы самостоятельно разобраться в причинах конфликта и протянуть руку дружбы противоположной стороне. Интересно, что желающих стать медиаторами (посредниками в урегулировании конфликтов) среди донецких школьников набралось предостаточно.

Мы сидим в кабинете психолога мариупольской школы № 63 — координатора проекта развития школьной медиации Любови Кокуриной.

— Когда я услышал о существовании такого проекта, мне захотелось подробнее узнать, как помочь людям перестать ссориться, — рассказывает ученик 10-го класса Миша Гунько. — В первую очередь это пригодилось бы мне самому. Я по характеру вспыльчивый, эмоциональный. Раньше часто ссорился с мамой — из-за поздних прогулок, не сделанных вовремя домашних дел. Координатор предложила пройти тренинг семерым ученикам нашей школы, включая меня. Это было на весенних каникулах. Занятия продолжались несколько дней по восемь часов подряд. Первый же день был полон новых впечатлений, я весь вечер «переваривал» полученную информацию. Кроме изучения теории, мы участвовали в психологических играх. Например, по очереди «рисовали» друг у друга на спине какую-нибудь картинку, а потом пытались понять, что же помешало (или помогло) воспринять ее правильно. Получив сертификаты медиаторов, мы прошлись по всем классам, рассказали, что теперь в школе есть «Служба взаимопонимания». На видном месте в холле поставили плакат с нашими девизами и координатами — в каких классах нас найти. И что вы думаете? Многие ребята заинтересовались и стали обращаться к медиаторам со своими проблемами.

РЕКЛАМА

Семиклассники Маша, Максим и Никита, с которыми я поговорила в кабинете школьного психолога, охотно подтвердили, что медиаторы-старшеклассники действительно помогли им в улаживании конфликта. Дело в том, что в течение долгого времени между девочкой и несколькими ее одноклассниками разгорались нешуточные ссоры.

— Мальчики без конца обзывали меня нехорошими словами, могли толкнуть, сбросить на пол учебники и тетради, — рассказывает семиклассница Маша. — Я обижалась и отвечала им тем же. Доходило до драк. Но, сев за круглый стол вместе с нашими медиаторами, мы смогли услышать друг друга. Медиаторы попросили каждого попробовать почувствовать себя на месте другой стороны. Я попыталась понять позицию мальчиков. И вдруг подумала, что, может быть, и сама во многом виновата, потому что с самого начала общения с одноклассниками повела себя неправильно.

РЕКЛАМА

По словам Маши, в начале прошлого учебного года она пришла в класс как новенькая.

— До четвертого класса я училась в этой же школе, но из-за обстрелов наша семья на время уехала из Мариуполя, — поясняет девочка. — Когда вернулась, учителя определили меня не в прежний класс, а в параллельный. Меня это страшно взбесило, потому я и ругалась с одноклассниками. Как будто они виноваты.

РЕКЛАМА

Интересно, что беседа за круглым столом помогла не сразу.

— Мы размышляли над тем, что услышали друг от друга, но изменить ситуацию не могли, все продолжалось по-прежнему, — говорит одноклассник Маши Максим. — Но однажды Маша вышла к доске, стала писать, а ребята принялись бросать в нее бумажные комочки, стараясь попасть в пятую точку. Маша горько расплакалась, а мне вдруг стало так ее жалко! На перемене мы с ребятами написали ей записку и попросили прощения.

— И что же — ссоры прекратились?

— Да! — улыбнулись все трое и в доказательство пожали друг другу руки. Судя по тому, как искренне это было сделано, я убедилась: конфликт и вправду исчерпан.

По словам эксперта ЮНИСЕФ по вопросам защиты детей Алины Цикало, в проекте по развитию школьной медиации по решению конфликтов приняли участие 22 школы Донецкой области (в Мариуполе, Сартане, Никольском, Камышеватом, Покровском).

— Цель медиации не в том, чтобы разобраться, кто прав, кто виноват, и тем более давать советы, как себя вести, — поясняет эксперт. — Главное, чтобы ребята сумели услышать друг друга и сами договориться, как выйти из конфликта. Кроме ученических ссор, медиаторы могут помочь разрешить конфликт между учителем и учениками, между родителями и детьми. На летние каникулы ребята-медиаторы, пользующиеся наибольшим авторитетом в коллективе, прошли тренинги в Славском. Заодно и карпатским воздухом подышали! Они получили сертификаты тренеров и теперь сами могут обучать будущих медиаторов. Ведь старшеклассники скоро закончат школу, а «Службы взаипомонимания» должны остаться.

— На тренинге в Славском я познакомилась с девочкой из Володарского (теперь этот поселок под Мариуполем называется Никольское. — Авт.), — рассказывает ученица 10-го класса 47-й мариупольской школы Катя Кабешева. — Оказалось, что она меня помнит еще с прошлого года. Летом я гостила у бабушки, а их семья перебралась туда с неподконтрольной территории. И мы всем поселком собирали для них вещи и продукты. Теперь она тоже будет тренером-медиатором в своей школе. Там сейчас учится много детей-переселенцев, для них такая поддержка особенно нужна.

— К нам в класс пришла новенькая из Донецка, она выглядела такой испуганной и подавленной, — согласилась шестиклассница Ярина, которая мечтает стать медиатором. — Мы с девочками сразу решили подружиться с ней, чтобы она чувствовала себя как дома. Расспросили обо всем, помогли немножко догнать школьную программу. Вы бы видели ее сейчас — она стала совсем другой, ничем не отличается от остальных.

— А еще для того, чтобы понять новеньких и сдружиться всем классом, есть такая штука — все садятся в круг и по очереди передают друг другу тотем, символ единства, — подхватила подруга Ярины Евангелина. — Задаются вопросы вроде: «Как ты понимаешь дружбу?» или «Что для тебя самое главное в жизни?» У кого в руках тотем — тот и отвечает. После таких кругов ребята лучше узнают друг друга, это очень важно…

Больше о проекте адаптации детей-переселенцев можно узнать на сайте razom.stb.ua

1012

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров