Новосозданным малым и средним предприятиям планируют предоставить налоговые каникулы на пять лет
Украина опять обсуждает налоговую реформу: на прошлой неделе Кабинет министров утвердил пакет законопроектов о внесении поправок в Бюджетный, Таможенный и Налоговый кодексы. Документ вполне можно считать очередным витком изменения нашей многострадальной налоговой системы. Впрочем, в нынешних преобразованиях есть одна сложность. Предыдущие была возможность как-то просто объяснить людям, поскольку они касались понятных и близких им тем: ставок налогов, введения налогов на «роскошь», недвижимость и проценты по депозитам. Нынешняя реформа касается больше процедуры уплаты и будет близка скорее бизнесу. Тем не менее остановимся на главных пунктах предлагаемых изменений для того, чтобы люди смогли понять, в какую сторону мы движемся.
Все налоги будут вноситься на один счет
— Нам удалось разработать ряд решений, которые позволят изменить ситуацию в администрировании налогов, — сообщил премьер-министр Украины Владимир Гройсман. — До сих пор система администрирования работала так, что в выигрыше были коррумпированные чиновники, а не бизнес и государство. В частности, проникнутой коррупцией сферой в течение почти 20 лет было администрирование НДС. Эта система отнимала у государства огромные суммы средств, которые могли бы быть инвестированы в наше будущее. А бизнес при этом находился под постоянным давлением. Еще до недавнего времени фискальная служба могла зайти к предпринимателю и выписать ничем не подкрепленный штраф. Затем открывали уголовное производство и начиналось хождение кругами ада. Мы это уже отменили: теперь Государственная фискальная служба (ГФС) сначала должна в суде доказать правомерность штрафа. Но до сих пор оставалось еще много ловушек, в которые попадали предприниматели.
Именно поэтому несколько месяцев назад в правительстве началась работа над подготовкой проекта о внесении изменений в Налоговый кодекс. Их главная цель — чтобы бизнес чувствовал себя максимально комфортно и думал о том, как развиваться и создавать национальный продукт, а не о том, как отбиваться от взяточников. Наработанным изменениям уже дали положительную оценку общественные организации и бизнес-ассоциации, а сегодня их поддержал и Национальный совет реформ. Рассчитываем, что Верховная Рада как можно быстрее рассмотрит эти преобразования и введет их в действие.
Какие именно изменения, облегчающие жизнь бизнесу, предлагает правительство? Об этом прессе рассказал министр финансов Александр Данилюк.
Во-первых, будет создан единый счет для уплаты всех налогов.
— Логика была простой. Есть государство. Оно одно. И оно собирает налоги. Значит, нам не нужно много счетов, на которые бизнес платит отдельно налог на доходы, отдельно НДС, отдельно на прибыль и так далее, — пояснил министр финансов. — В принципе, во многих странах такая практика существует: есть один счет, куда вносятся налоги. И это дело государства — распределять деньги дальше.
Мы предлагали внедрить такой порядок с начала следующего года. Однако потом решили указать соответствующую норму в законе (а не в постановлении Кабинета министров, как хотели раньше). А для этого необходимо время. Потребуется несколько месяцев для внедрения данной нормы.
Во-вторых, предполагается комплексная реформа Государственной фискальной службы.
— Целью законопроекта является повышение качества администрирования налогов — процесса начисления налогов и взаимодействия плательщика и налоговой службы, — подчеркнул Александр Данилюк. — Ожидается, что результатом реформы станет уменьшение давления на бизнес и создание нормальных условий для его развития.
В частности, планируется создать новую структуру ГФС: контролировать будут на областном уровне, а за районными инспекциями закрепят исключительно сервисные функции.
При этом право предоставлять письменные и электронные консультации переходит к Министерству финансов. А фискальная служба сможет давать только устные консультации.
Также предполагается запустить единый реестр налоговых консультаций.
Кроме того, предусмотрена ликвидация налоговой милиции и создание финансовой полиции, деятельность которой будет регламентироваться отдельным законом.
В-третьих, будет увеличена прозрачность администрирования налогов за счет развития электронных сервисов и полноценного запуска кабинета налогоплательщика (он доступен и сейчас на сайте ГФС, однако все еще в тестовом режиме).
Внедрение полноценного электронного кабинета предоставит доступ ко всей налоговой информации о плательщике, позволит провести сверку расчетов с бюджетом, предусматривает заполнение и представление налоговой отчетности, управление излишне уплаченными средствами, регистрацию налоговых и акцизных накладных, информирование о проверках и предоставление актов или справок о проверках, переписку с контролирующим органом.
А переписка контролирующих органов с налогоплательщиками, которые подают отчетность в электронной форме, будет вестись исключительно средствами электронной связи.
«Очень важно сохранить упрощенную систему налогообложения»
В-четвертых, функции администрирования баз данных ГФС перейдут Министерству финансов. Таким образом, исчезает конфликт интересов внутри ГФС, когда у фискалов в руках находится инструмент для злоупотреблений.
Кроме того, Министерству финансов перепоручают всю методологию налогообложения (порядок администрирования налогов, возмещение налога на добавленную стоимость, процедуры технического сопровождения баз данных, порядок учета налогоплательщиков и другое).
В-пятых, правительство намерено простимулировать запуск нового бизнеса, предоставив новосозданным малым и средним предприятиям налоговые каникулы на пять лет.
Так, на период до 31 декабря 2021 года предусмотрены налоговые каникулы (а точнее, нулевая ставка налога на прибыль) для предприятий, у которых годовой доход не превышает 3 миллионов гривен и размер заработной платы работников, начисленной за каждый месяц отчетного периода, составляет не меньше двух минимальных зарплат.
В-шестых, власти собираются стимулировать инвестиции в производство путем ускорения амортизации основных фондов четвертой группы (машин и оборудования).
В-седьмых, будут созданы условия для прозрачного возмещения НДС. Те два реестра, которые существуют сейчас, по словам министра, «невозможно никому объяснить». Поэтому вводится единый публичный реестр. А налог будет возмещаться в автоматическом режиме.
Также ликвидируется главный коррупционный элемент: «висновок ДФС», который и давал разрешение на возмещение НДС одним фирмам и останавливал для других.
В-восьмых, есть изменения в части налога на доходы физических лиц. Например, предполагается включение в расходы предпринимателя — физического лица (кроме избравших упрощенную систему налогообложения) суммы акцизного налога при розничной торговле и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
Также будут освобождены от налогообложения суммы, уплаченные любым юридическим или физическим лицом в пользу отечественных высших и профессионально-технических учебных заведений для подготовки либо переподготовки студента или работника. Кроме того, будут сняты ограничения размера суммы, внесенной за обучение, для включения в налоговую скидку (в 2016 году такая сумма не должна превышать 1 тысячу 930 гривен в месяц).
В-девятых, предусмотрено введение новых групп плательщиков для налогообложения на общей системе:
- Первая категория — мелкая личная деятельность. Для этой категории предусмотрена уплата налога на доходы физлиц по фиксированной ставке — 10 процентов минимальной зарплаты в месяц (с декабря 2016 года — 160 гривен). Эта группа может вести розничную торговлю товарами собственного производства, предоставлять бытовые услуги населению, заниматься народными промыслами (перечень устанавливается местными советами). При этом объем годового дохода не должен превышать 250 размеров минимальной зарплаты (в 2016 году — 344,5 тысячи гривен). Для этой группы предусмотрен заявочный принцип регистрации через местный совет, отсутствуют требования по ведению учета доходов и расходов, и человеку разрешается самостоятельно определять базу начисления единого социального взноса.
- Вторая категория — «смягченная» общая система. Она платит налог на доходы физических лиц по ставке 18 процентов, ежеквартально авансовыми платежами. Перейти на эту группу могут физлица-предприниматели и люди, осуществляющие независимую профессиональную деятельность. При этом виды деятельности ограничены, как и для плательщиков единого налога, а вот количество наемных работников не ограничивается. Объем годового дохода не должен превышать 4000 размеров минимальной зарплаты (в 2016 году — 5 миллионов 512 тысяч гривен). Предприниматели из этой группы ведут упрощенный учет доходов и расходов по кассовому методу. Им выдвигают упрощенные требования к подтверждающим документам (произвольной формы, но с обязательным указанием реквизитов, идентифицирующих контрагента) и предоставляют право на амортизацию основных средств, используемых в деятельности (кроме жилой недвижимости и автомобилей). Также им разрешено переносить убытки на последующие годы до полного погашения (но не более трех лет) и самостоятельно определять базу начисления единого социального взноса.
- Третья категория — стандартная, ныне действующая. Проект налоговой реформы предполагает также упрощение учета доходов и расходов некассовым методом. А кассовые аппараты (РРО) не будут применяться предпринимателями с оборотом до 1 миллиона гривен в год.
В то же время и Национальный совет реформ, и президент страны в целом поддержали сохранение упрощенной системы налогообложения.
— Очень важно, чтобы мы сохранили упрощенную систему, — заявил Петр Порошенко.
Также в ходе заседания Национального совета реформ было принято решение, что в 2018 году вместо налога на прибыль, возможно, появится налог на выведенный капитал.
— В переходных положениях к проекту Налогового кодекса должна быть норма о том, что Кабинет министров обязуется ввести налог на выведенный капитал вместо налога на прибыль с 2018 года, — уточнила глава Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики, народный депутат (БПП) Нина Южанина.
В целом пакет изменений включает 11 ключевых блоков. При этом ни один из них не предусматривает пересмотра действующих ставок.
— Это был абсолютно открытый процесс по созданию новой налоговой системы, — отметил Александр Данилюк. — Любой, кто хотел принять в нем участие, сделал это. Необходимо отметить, что практически все бизнес-ассоциации поддержали наш пакет законопроектов.
Нина Южанина заявила, что в случае одобрения парламентом проекта изменений в ближайшее время, они вступят в силу уже с 1 апреля 2017 года.
Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»
2027Читайте нас в Facebook