В ближайшее время литр сжиженного газа может подорожать на 80 копеек, а дизельного топлива — на гривню
За последние две недели практически все нефтепродукты подорожали на 4—12 копеек. Сегодня средняя по Украине стоимость литра бензина А-95 составляет 23 гривни 8 копеек, дизельного топлива — 20 гривен 57 копеек, сжиженного газа — 12 гривен 25 копеек. Однако не исключено, что в ближайшее время цены вырастут более существенно. В частности, в декабре литр сжиженного газа может подорожать на 80 копеек, а с нового года стоимость литра дизельного топлива поднимется сразу на гривню. Связано это с таможенными проблемами и бюджетными инициативами правительства.
Согласно данным экспертов, с 16 ноября Центральная энергетическая таможня выборочно задерживает импортное оформление сжиженного газа, который ввозится в страну несколькими операторами. Поводом для этого послужило обращение следователей Службы безопасности Украины с требованием отбора образцов горючего из каждой цистерны. Такие проверки проводятся в рамках открытого криминального производства. Однако действия СБУ и таможенников привели к многодневным простоям цистерн и убыткам поставщиков сжиженного газа. Текущие перебои с наполнением рынка уже повлияли и на розничную стоимость горючего.
— В середине ноября в Украине началось снижение оптовых цен на сжиженный газ, однако под влиянием сообщений о проблемах с его импортом цены перешли к росту, — заявил директор Консалтинговой группы «А-95″ Сергей Куюн. — В результате мы ожидаем к декабрю подорожания газа в розничной сети на 80 копеек за литр.
Стоит напомнить, что обязательное требование таможенной службы брать пробы импортного сжиженного газа существовало еще в 2012—2014 годах. Это приводило к удорожанию каждой тонны горючего на 100—150 долларов и, соответственно, стабильно высоким розничным ценам на заправках. После ликвидации данной схемы в начале 2014-го цены на сжиженный газ в Украине ощутимо снизились, а потребление этого вида топлива резко возросло.
За последние три года потребление сжиженного газа в нашей стране увеличилось на 64 процента, или на 545 тысяч тонн. В результате по итогам 2016 года сжиженного газа на внутреннем рынке будет продано больше, чем бензина, а Украина прочно войдет в десятку крупнейших мировых потребителей пропан-бутана на транспорте. Причина популярности этого топлива исключительно в его низкой по сравнению со стоимостью бензина цене. Так, если до 2014 года розничная стоимость газа составляла 56 процентов от цены бензина А-95, то в 2014—2016 годах — уже 46 процентов, а в отдельные периоды — ниже 40 процентов.
Что же касается дизельного топлива, то здесь инициатором возможного роста цен является правительство. Министерство финансов Украины предложило внести изменения в находящийся на рассмотрении парламента Государственный бюджет на 2017 год. В частности, согласно правительственному законопроекту предлагается унифицировать ставку акциза на дизтопливо. Единая ставка должна составлять 125 евро за тысячу литров. Сейчас такой акциз применяется к топливу качества Евро-3, то есть с высоким содержанием серы. В то же время для более чистого дизтоплива стандартов Евро-4 и Евро-5 действует ставка 95 евро за тысячу литров.
Инициатива Минфина по фактическому увеличению акцизного сбора на дизтопливо вызвала недоумение у многих специалистов. Ведь в таком случае у поставщиков пропадет стимул ввозить в Украину качественное горючее, да и розничная цена дизтоплива неминуемо вырастет.
— Начнем с того, что использование дизельного топлива стандарта Евро-3 на украинском рынке запрещено Техническим регламентом еще с 1 января 2016 года, — сообщил Сергей Куюн. — Поэтому унификация ставки акциза якобы на существующем уровне 125 евро за тысячу литров, то есть на уровне акциза на запрещенное к продаже топливо, является завуалированным повышением налога. В случае принятия такой нормы, с учетом нынешнего курса национальной валюты по отношению к евро, можно прогнозировать рост стоимости литра дизельного топлива на 1 гривню уже с нового года.
Мы уверены, что предложенная правительством мера крайне несвоевременная. Особенно если учесть продолжающееся падение экономики Украины и снижение платежеспособности населения. Также не стоит забывать, что дизельное топливо используется преимущественно промышленными предприятиями и сельхозпроизводителями. Для них рост затрат на горючее в условиях кризиса станет болезненным ударом. Логично, что свои дополнительные расходы бизнес переложит на плечи потребителя, заложив их в стоимость товаров и услуг.
Кроме того, повышение акциза заметно снизит экономичность автомобилей с дизельными двигателями, которые в последнее время становятся все более популярными в нашей стране.
Хочу отметить, что сама идея унификации ставок акцизного сбора весьма интересна и имеет право на жизнь. Однако в том случае, если единый акциз установить на уровне 95 евро за тысячу литров. Это ставка, действующая сейчас для дизельного топлива Евро-4 и Евро-5. Тем более что сегодня все производимое и импортируемое в Украину дизельное топливо уже соответствует этим стандартам.
Фото Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»
925Читайте нас в Facebook