«если пассажир захочет, стоимость набора продуктов будет включена в цену билета, не захочет — купит обычный билет»
Пассажиров украинских поездов ждет еще одно новшество. Недавно «Укрзалiзниця» объявила о том, что в течение октября-ноября нынешнего года в двадцати поездах будет внедрена новая услуга. Пассажирам купейных и спальных вагонов предложат в дороге питание.
«Приобрести обед у проводника за наличные нельзя»
До сих пор эксперимент по внедрению питания проходил только в одном купейном и одном спальном вагонах поезда № 5/6 «Киев-Москва». «Укрзалiзниця» изучала спрос на данную услугу и отношение к ней пассажиров. По данным железнодорожников, эксперимент оказался успешным. Опрос, проведенный среди пассажиров этих вагонов, показал, что около 70 процентов из них благосклонно относятся к новой услуге, а 30 процентов намерены впредь ею пользоваться. Поэтому было решено поле эксперимента расширить.
В первую очередь планируется внедрить новую услугу в поездах самых популярных направлений. В основном это те, которые соединяют столицу с крупнейшими городами и курортными центрами: Донецком, Луганском, Львовом, Одессой, Херсоном, Севастополем, Симферополем, Ужгородом, Днепропетровском. Кроме того, питание будет предложено пассажирам поездов «Ужгород-Львов», «Харьков-Львов», «Харьков-Симферополь», а также в поездах, курсирующих между Москвой и Донецком, Ковелем, Одессой, Харьковом, Симферополем.
Подробнее о том, как будет вводиться новая услуга, «ФАКТЫ» попросили рассказать заместителя начальника главного пассажирского управления «Укрзалiзницi» Ивана Карпяка.
- Всякий раз, когда речь заходит о введении питания в поездах, звучат опасения, что такая услуга может быть навязана пассажирам. Свои замечания по этому поводу высказывал и Антимонопольный комитет. Расскажите, насколько добровольно пассажиры будут пользоваться новой услугой.
- Наши действия по внедрению питания в поездах полностью согласованы с Антимонопольным комитетом. Рекомендации АМК действительно сводились к тому, чтобы пользование данной услугой было совершенно добровольным. И мы полностью учли все рекомендации.
Во-первых, питание вводится не во всех вагонах. В каждом поезде такая услуга будет внедряться только в одном купейном и одном спальном вагонах. А в том случае, если в составе есть лишь один спальный вагон, питание будет предложено лишь в одном купейном.
- Тем, кто приобретет билеты в данные вагоны, питание достанется обязательно?
- Нет. Только если пассажир сам закажет такую услугу.
- Как он может это сделать?
- При покупке билета. Кассир, предлагая билет в одном из экспериментальных вагонов, сообщит пассажиру, что ему будет доступна услуга питания, и спросит, желает ли он ею воспользоваться. Если человек захочет, стоимость набора продуктов будет включена в цену билета, не захочет — купит обычный билет.
- А если кассир, не спросив пассажира, все-таки включит стоимость питания в цену билета?
- Это категорически запрещено. В таких случаях можно обращаться с жалобой в «Укрзалiзницю». И если вина кассира будет доказана, он понесет наказание.
- Может ли пассажир, отказавшийся в кассе от питания, изменить свое решение и в вагоне приобрести еду у проводника?
- Такой порядок пока не предусматривается. На сегодняшний день пассажир может оплатить услугу питания только в кассе при покупке билета. Купить обед у проводника за наличные нельзя.
- Сколько будет стоить еда?
- Это зависит от типа вагона. В купейном вагоне питание обойдется в 35 гривен, в спальном — в 45 гривен.
- Почему в спальном дороже?
- Пассажирам разных вагонов будут предложены различные наборы продуктов. В спальном вагоне набор будет больше. Соответственно, и обойдется дороже. Продукты упакованы в специальные контейнеры — ланч-боксы.
- Кто поставляет наборы?
- Скажу лишь, что в Киеве этим занимается специализированная фирма, которая реализует наборы для питания в самолетах. Поэтому необходимый опыт у нее имеется.
- А кто отвечает за качество продуктов?
- Поставщик. Компания, которая имеет все необходимые разрешения, контролируется уполномоченными государственными органами и гарантирует доброкачественность продуктов.
«В вагонах нет необходимого для подогревания оборудования, поэтому горячую пищу подавать не будут»
- Поездки бывают весьма длительными. Иногда пассажир находится в дороге почти сутки. Как обеспечивается сохранность продуктов?
- Если в поезде есть холодильник, то продукты держат в нем. Если же нет, то поставщик предоставляет вместе с наборами специальные низкотемпературные контейнеры. Кроме того, мы постараемся избегать продуктов, имеющих короткий срок хранения.
- Из чего состоит продуктовый набор?
- В каждом городе поставкой занимаются разные фирмы. Поэтому нельзя обеспечить абсолютно одинаковое питание во всех поездах. Да едва ли это и нужно. Поставщик формирует собственный набор исходя из цен на продукты, с учетом их качества и возможности сохранять в пути.
- В самолетах в состав питания входит горячее блюдо. В поездах тоже дают горячее?
- Нет. В вагонах нет необходимого для подогревания оборудования. Поэтому пока питание формируется из продуктов, которые можно употреблять холодными.
Впрочем, сегодня мы работаем над тем, чтобы пассажир при желании все-таки получал горячее. Такая возможность появится в поездах, где есть вагоны-рестораны. Оплатив в кассе питание, человек, вместо того чтобы взять у проводника ланч-бокс с едой, пойдет в вагон-ресторан и поест там на ту же сумму.
- Предположим, поездка длительная и занимает целый день. Пассажир сможет заказать питание в вагоне два или три раза?
- Нет. В цену билета включают стоимость только одного приема пищи.
- Когда пассажиру выдадут его набор?
- В любое удобное для него время. Он только должен сообщить проводнику о своих намерениях. Тот может подать ему еду в самом начале пути, а может хранить ее до конца поездки.
- Если эксперимент окажется успешным, расширится ли сфера предоставления питания в поездах?
- Конечно. Если данная услуга будет востребованной, «Укрзалiзниця» позаботится о том, чтобы ею смогли воспользоваться как можно больше пассажиров. Возможно, когда-нибудь мы предложим питание во всех поездах.
В поездах продукты стоят в два-три раза дороже, чем в супермаркете
Что же все-таки предоставят пассажиру, заплатившему за питание? Как мы уже знаем, фиксированного перечня продуктов не существует. Однако для того чтобы, стоя перед окошком кассы, человек решил, нужна ли ему предлагаемая услуга, он должен хотя бы приблизительно знать, что получит за свои деньги.
Поэтому мы поинтересовались составом одного из возможных наборов. По данным пресс-службы «Укрзалiзницi», на киевских поездах (а таких большинство среди тех, где проводится эксперимент) пассажиру предлагают следующие наборы продуктов.
В купейном вагоне (35 гривен):
сырокопченая колбаса — 50 г,
твердый сыр — 50 г,
булка — 1 шт. ,
кекс — 1 шт. ,
минеральная вода — 0,5 л,
лоток для упаковки.
В спальном вагоне (45 гривен):
сырокопченая колбаса — 50 г,
ветчина — 50 г,
твердый сыр — 50 г,
булка — 1 шт. ,
кондитерское изделие — 1 шт. ,
шоколад — 2 шт. по 25 г,
минеральная вода — 0,5 л,
лоток для упаковки.
Как видим, в спальном вагоне набор не только дороже на 10 гривен, но и действительно больше. На фотографии представлен продуктовый набор, который предлагают пассажирам спального вагона поезда «Киев-Москва».
Для сравнения прикинем, во сколько обойдется тот же набор продуктов пассажиру, который решит не прибегать к помощи «Укрзалiзницi», а купит все продукты сам. Изучение ассортимента одного из киевских супермаркетов показало, что сырокопченая колбаса стоит 80-100 гривен за килограмм, ветчина — 50-70 гривен, сыр — 35-50 гривен. Цена двухсотграммовой булки — 1,4-2 гривни в зависимости от сорта, а кекса или несложно фасованного пирожного — 2-3 гривни. В набор для спального вагона входит вместо двух 25-граммовых плиток шоколада 50-граммовый батончик, который стоит в киевских магазинах от 2,8 до 3 гривен. Цена полулитровой бутылки минеральной воды — 2,40-2,80 гривни.
Подсчеты показали, что набор для купейного вагона обойдется покупателю в 11,55-15,30 гривни, а для спального вагона — в 16,85-21,80 гривни.
Таким образом, в вагоне продукты стоят в два-три раза дороже, чем в супермаркете. Правда, справедливости ради заметим, что ни в какой харчевне вам не продадут сыр, колбасу и хлеб по магазинной цене. Всегда нужно платить за то, что кто-то позаботился о покупке, доставке, нарезке, хранении и подаче на стол. Все это — труд людей, который должен быть оплачен. И самому пассажиру теперь решать, заботиться ему о своем питании самостоятельно или доверить это другим людям, заплатив за их труд.
753Читайте нас в Facebook