"Электронным билетом можно будет пользоваться во всех без исключения видах городского транспорта"
На прошлой неделе Верховная Рада приняла закон, который дает возможность начать внедрение в городах Украины единого электронного билета. Это известие немало порадовало местные власти. В нескольких мегаполисах давно уже пытаются применять для оплаты проезда пластиковые карты, однако ввести полноценную систему до сих пор не удавалось из-за неувязок в законодательстве. Теперь все препятствия устранены.
Министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил, что уже в ближайшие два-три месяца заработают электронные билеты по крайней мере в двух городах. А впоследствии новая технология будет внедрена по всей Украине.
Приветствовал принятие закона и Национальный банк. В заявлении регулятора говорится, что введение электронного билета будет способствовать увеличению объемов безналичных платежей и сокращению объемов теневой экономики.
О том, что собой представляет электронный билет, «ФАКТЫ» попросили рассказать советника министра инфраструктуры, заместителя городского головы Днепра Янику Мерило.
— Начнем разговор с самого простого. Большинство жителей Украины не имеют понятия о том, что такое электронный билет и как он работает.
— Упрощенно говоря, электронный билет выглядит как обычная пластиковая банковская карточка. И действует аналогичным образом.
Для того чтобы появилась возможность использовать билет, в салонах городских транспортных средств нужно установить специальные приборы — валидаторы. Они выполняют функцию платежных терминалов. Оплатить поездку можно, просто поднеся карточку к валидатору.
Многие города идут по пути создания специальных многофункциональных карточек для своих жителей. В частности, сейчас внедряются Карточка львовянина, Карточка жителя Днепра. Есть аналогичные карты и в других городах. Они могут выполнять целый ряд разнообразных функций: предоставлять доступ к социальным льготам, административным услугам, служить дисконтными картами. Ну и конечно, использоваться как электронные билеты.
— Почему для их внедрения понадобилось принимать специальный закон?
— В последние годы многие города в Украине заинтересовались идеей электронных билетов. И вдруг оказалось, что такой способ взимания платы за транспортные услуги вообще не предусмотрен отечественным законодательством. А городские власти лишены полномочий самостоятельно принимать решение о внедрении новой системы. Так что даже там, где необходимые технические решения уже есть, их нельзя ввести в эксплуатацию, поскольку это будет нарушением закона.
Например, сегодня городские власти не имеют права самостоятельно установить стоимость электронного билета, условия его использования, предоставить скидки людям, которые оплачивают сразу много поездок, и так далее. Отсутствие таких полномочий, конечно, делает внедрение технологии невозможным. Принятый Верховной Радой закон снимает все эти препятствия.
— Электронный билет будет распространяться на какие-то определенные виды транспорта или маршруты?
— Главная идея такого инструмента как раз в том, чтобы им можно было пользоваться для проезда во всех без исключения видах городского транспорта.
Правда, сразу запустить общегородскую систему вряд ли удастся. Поэтому на первых порах электронные билеты будут действовать только на некоторых видах транспорта. Например, предполагается, что в Днепре они будут сначала внедрены в метро и на одном трамвайном маршруте. А после того, как все технические моменты отработают, система распространится на другие виды городского транспорта.
— В большинстве украинских городов значительную часть пассажиров перевозят маршрутки, которые практически никак не интегрированы в систему коммунального транспорта. Они будут принимать электронные билеты?
— Технически такая возможность есть. И если городские власти примут решение внедрить электронный билет на маршрутках, то это можно сделать. Заодно такой шаг поможет вывести из тени деньги, вращающиеся в сфере перевозок.
— Но поддержат ли подобное начинание сами перевозчики? Сегодня они принимают плату в основном наличными, и, похоже, данная ситуация их полностью устраивает. Поток «черного нала» позволяет уклоняться от налогов. Так что частные компании могут отказаться от введения электронного билета.
— Действительно, частные перевозчики до сих пор противостояли попыткам властей заставить их вести учет денег. Однако на этот раз на них будут воздействовать не только силовыми методами. У них появится экономический стимул внедрять электронный билет.
— Какой?
— В Украине огромное количество людей пользуется льготами на проезд в транспорте. Теоретически возмещать компаниям затраты на перевозку этих пассажиров должен бюджет. Однако делается это не очень хорошо, поскольку неизвестно, сколько льготников ездит и по каким маршрутам. Соответственно, невозможно определить, какую сумму заплатить тому или иному предприятию.
Поэтому частники не любят перевозить льготных пассажиров. Они либо вовсе не берут их в автобус, либо ограничиваются одним человеком. Из-за этого часто возникают конфликты между пассажирами и водителями. Общеизвестны, например, случаи, когда водители отказывались пускать в салон воинов — участников АТО.
Применение электронного билета способно изменить эту ситуацию в корне. Каждая поездка льготника будет зафиксирована, а на счет перевозчика поступят деньги. Таким образом, предприятия станут получать возмещение из бюджета за каждого льготного пассажира. А поскольку льготников у нас очень много, это позволит компаниям существенно увеличить свои доходы. Так что, я думаю, маршруточники не станут оказывать большого сопротивления внедрению электронного билета.
К тому же новая технология будет иметь еще одно важное последствие. Электронные расчеты позволят фиксировать перемещение каждого пассажира. В итоге городские власти получат точные сведения о том, сколько людей, в какое время и куда едет. Это даст возможность проектировать маршруты общественного транспорта таким образом, чтобы они наиболее полно отвечали потребностям города.
— Для оплаты карточкой проезда на нее, очевидно, нужно будет вносить деньги. Каким образом это делается?
— Существует немало способов. Можно переводить средства на карточку через Интернет, при помощи платежных терминалов или банкоматов. Есть возможность вносить деньги через специальные мобильные приложения или посредством sms-сообщений, пополнять счета в кассах банков и магазинов…
В общем, способов достаточно. Какие из них использовать, будут решать, исходя из местных условий, городские власти. Важно сделать процесс оплаты максимально удобным для граждан.
— В каких городах можно ожидать внедрения электронного билета в ближайшее время?
— К этому готовятся многие города. Некоторые из них уже немало сделали в этом направлении. В Киеве, к примеру, можно пользоваться электронным билетом в метро. На других видах транспорта его пока не внедряли: ждали принятия закона.
Во Львове уже полтора года назад создали Карточку львовянина, которая может функционировать как электронный билет. Подобная работа ведется в Днепре, Тернополе, Луцке и ряде других городов. Так что, полагаю, уже в нынешнем году многие украинцы смогут воспользоваться новой технологией.
После принятия закона в украинских городах решительно взялись за введение электронного билета. Во Львове, который давно готовил соответствующую инфраструктуру, на этой неделе презентовали систему оплаты проезда в городском транспорте при помощи мобильного телефона (на фото).
Пока система работает только на трамвайном маршруте № 8, соединяющем центр города с районом Сыхов. Для того чтобы воспользоваться электронным билетом, пассажир должен заблаговременно скачать на свой смартфон приложение «Приват 24». Затем следует сосканировать телефоном QR-код (он размещен на остановке трамвая либо наклеен на окно вагона). При этом автоматически произойдет покупка билета. А для того, чтобы его закомпостировать, нужно нажать кнопку, которая появится на экране телефона. Продолжительность всей процедуры составляет около 40 секунд. Факт оплаты проезда можно подтвердить, продемонстрировав контролеру экран телефона.
Новая система будет действовать наряду с традиционными бумажными талонами, поскольку не все жители Львова обладают необходимыми для ее использования устройствами и могут сразу освоить технологическую новинку.
Оплата проезда при помощи мобильного телефона еще не является полноценным электронным билетом. Однако руководство Львова работает над тем, чтобы в кратчайшие сроки внедрить его. Он будет функционировать на основе Карточки львовянина. В ближайшее время технологию запустят на двух троллейбусных маршрутах (№ 13 и № 9). Предполагается, что приблизительно через год электронный билет полноценно заработает во всем электротранспорте Львова.
Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»
1530Читайте нас в Facebook