"Во Вторую мировую фашисты так Авдеевку не бомбили!" (фото, видео)
С 29 января прифронтовые населенные пункты Донбасса страдают от обстрелов оккупантов с территорий, подконтрольных боевикам. Больше всех досталось Авдеевке, Ясиноватскому району, окраинам Донецка, Марьинке, Красногоровке, пострадали Сартана и Талаковка, Пески и другие поселки по трассе Донецк — Покровск, Горловка, Новолуганское и Светлодарск.
Подверглись обстрелам и населенные пункты, которые расположены не в самой непосредственной близости от линии фронта: поселок Керамик под Очеретино, где предлагали временно укрыться от обстрелов жителям Авдеевки. В Луганской области мины приземлились в селе Врубовка. И в Керамике, и во Врубовке уже два года было относительно тихо…
«Водитель, который привез гуманитарку в Авдеевку, погиб прямо за рулем»
В субботу, 4 февраля, утром в районе старой Авдеевки полицейские обходили квартиры, где живут семьи с детьми, предлагая выехать в безопасное место. «Запишите мой номер телефона, вдруг надумаете перебраться подальше от линии огня», — предложил заместитель начальника отдела ювенальной превенции Донецкого областного главка полиции Константин Лыков семье с тремя детьми, которая проживала в пятиэтажном доме по улице Соборной. Этот район подвергся наиболее интенсивным обстрелам. В 11 часов вечера многодетная мама перезвонила Лыкову: «В нас попал снаряд, у меня дети, помогите!»
Спустя две минуты полицейские уже выносили напуганных малышей из разрушенного дома, наполненного дымом и пылью. Маму с детьми доставили к их родным в центр города.
Квартиры у этой семьи больше нет. Снаряд, предположительно выпущенный из танка, оставил без крыши над головой и эту многодетную семью, и их 75-летнего соседа. Сами жильцы спаслись чудом. Отец детей был на работе, мать спала с детворой в комнате, которая уцелела, а сосед-пенсионер спустился ночевать в подвал.
В ходе обстрелов были повреждены водовод и электрические сети, питающие город и коксохимзавод. Авдеевка оказалась на грани гуманитарной катастрофы: без воды, света, с едва теплыми батареями. И под непрекращающимися обстрелами.
*От обстрелов боевиков больше всего пострадала старая часть Авдеевки. Фото со страницы Вячеслава Аброськина в «Фейсбуке»
По подсчетам полиции, с 29 января по 5 февраля город 72 раза был обстрелян из установок «Град», танков и стрелкового оружия. За эти восемь суток на Авдеевку приземлилось семь с половиной тысяч снарядов — 350 тонн смерти или восемь вагонов боеприпасов.
Трое мирных жителей погибли, девять были ранены.
«Белый листик с пятью строчками лежит на моем столе. Волковой Елены уже нет. 36 лет. Растила одна ребенка. Вчерашний обстрел вырвал из нашей большой семьи АКХЗ десятого сотрудника. И из моего сердца еще один кусок. Вечная память…» — написал на своей странице в соцсети генеральный директор Авдеевского коксохимзавода Муса Магомедов о жертве обстрела 2 февраля.
В тот же день один работник службы по чрезвычайным ситуациям погиб, другой был тяжело ранен.
— Смерть застала нашего водителя прямо за рулем автомобиля, на котором мы, наряду с другими спасателями из разных городов области, прибыли в Авдеевку из Мариуполя (главк спасателей из оккупированного Донецка ныне перенесен в Мариуполь. — Авт.), — рассказывает очевидец событий Вероника Бахал, начальник сектора по связям со СМИ и работе с общественностью Главного Управления ГСЧС Украины в Донецкой области. — Мы уже успели зайти в помещение школы № 2, в которое как в склад сносили гуманитарную помощь, а водитель оставался в машине, когда всю эту территорию накрыло «Градом»…
24-летний Сергей Горбань, водитель третьего государственного пожарно-спасательного отряда, умер от осколка, который угодил ему в голову. А начальник 15-го пожарно-спасательного отряда Авдеевки Дмитрий Тритейкин, который тоже находился в этот момент возле школы и шел организовывать разгрузку гуманитарной помощи, получил серьезное ранение в брюшную полость.
В субботу Сергея Горбаня похоронили в родном Мариуполе. У погибшего остались жена, полуторагодовалая дочь и мама, которая работает радиотелефонисткой в государственной службе по чрезвычайным ситуациям Мариуполя.
«От работы дизель-генератора в те минуты зависела жизнь раненого спасателя»
По словам очевидцев, во время обстрела 2 февраля в палаточном городке (где стояли 11 палаток, в том числе семь палаток спасателей), находились 30 человек.
*В палаточном городке Авдеевки местным жителям раздают горячую пищу и теплые вещи
— Несмотря на то что обстрел в старой части Авдеевки продолжался, — вспоминает Вероника Бахал, — волонтеры, военные и спасатели, продолжали работать. Одни разгружали машины с гуманитаркой, другие поехали заправлять дизель-генераторы, питающие жизненно важные объекты города, в котором электроэнергии на тот момент все еще не было. Топлива в генераторах оставалось на полчаса.
От работы дизель-генератора в те минуты напрямую зависела жизнь Дмитрия Тритейкина. Первую операцию ему сделали в Авдеевской больнице, после чего повезли в соседний Покровск. И только затем уже доставили в Днепр. Раненый был спасен.
«Раз Бог и врачи оставили меня на этом свете, то я тоже буду цепляться за жизнь», — сказал Дмитрий Тритейкин журналистам, посетившим мужчину, как только он пришел в себя после операции.
— Когда я подъехал к месту происшествия, Дмитрий Александрович был в сознании и читал «Отче наш», — рассказывает Дмитрий Людоровский, заместитель начальника пожарно-спасательного отряда. — Мой начальник — человек глубоко верующий. Он всегда молился перед выездом на место происшествия. Отправляя на задание сотрудников, осенял их крестным знамением. Наверное, это нам действительно помогало. Начиная с 2014 года, спасаясь от обстрелов, наши сотрудники вместе со своими семьями часто ночевали прямо в пожарной части. Тритейкин отправил свою жену с маленькой дочкой на мирную территорию примерно год назад, когда после очередного обстрела у него уже не выдержали нервы.
Тем временем директор коксохимзавода Муса Магомедов написал на своей странице в соцсети: «Поговорил только что с Димой Тритейкиным, и он попросил меня найти номер его жены Оксаны. У нее сегодня день рождения. Думаю, его звонок будет лучшим подарком. Оксана, жди звонка».
Как оказалось, в ночь со 2 на 3 февраля недалеко от палаточного городка находились и местные жители, которые с вечера начали записываться в очередь на получение гуманитарной помощи. Люди записывались на все: на миску каши с хлебом, свечки, одеяла, листы мягкой кровли, на стекла для латания своих домов. И их можно понять. Война на Донбассе ввергла многие семьи в нищету, лишила работы, жилья, а главное — покоя и возможности строить планы хотя бы на следующий день. Еще она опровергла расхожую народную мудрость о том, что два раза в одну воронку снаряд не попадает.
«У вас правда никаких ранений? Да вы в трех рубашках родились!» — удивлялись спасатели, прибывшие на помощь пенсионеру, дом которого подвергся обстрелу. Снаряд пробил крышу в полуметре от кровати, на которой спал пожилой мужчина.
— Дыра сумасшедшая! Фашисты так Авдеевку не бомбили, как эти, — сокрушается Владимир Збежнев, который мальчишкой застал Вторую мировую войну.
«Теперь, когда стреляют, быстро засыпаю»
Получив большое количество гуманитарной помощи для Авдеевки, власти области уже отправляют ее в другие населенные пункты Донетчины, пострадавшие от обстрелов на минувшей неделе. Оккупанты четыре раза накрывали «Градом» греческий поселок Сартана в 15 километрах от Мариуполя. Пострадали около тридцати домов, зернохранилище, кладбище и коммуникации. Поселок оставался без воды, газа и света несколько часов.
*В поселке Сартана, который находится в 15 километрах от Мариуполя, снарядами разрушены около трех десятков домов, зернохранилище и кладбище. Фото Николая Рябченко
«Мне все подворье разворотило», — посетовал житель Сартаны Анатолий Жариков в пятницу, а в ночь на субботу снаряды попали уже прямо в его дом.
«В дом № 14а по улице Матросова ночью было прямое попадание, — сообщила 3 февраля на своей странице в соцсети прихожанка одной из церквей. — Полдома полностью разрушено, частично пострадали дома 13 и 14… Наша сестра Светлана Беспалько не погибла лишь из-за отсутствия у нее дров, чтобы отапливать жилье. Она перебралась пожить к подруге, и это ее спасло».
В Марьинке и соседней Красногоровке три года нет газа, а в результате обстрелов часто надолго исчезают свет и вода. Центральное отопление в этих городах давно заменили буржуйки. Люди научились по-хозяйски смотреть на… дождь и снег: «Эх, жалко посуда уже вся занята, сколько воды зря с неба течет». Приноровились катать новые свечки из уже сгоревших.
А дети научились засыпать под грохот канонады. «Мама, вывези нас, а то нас убьют! Я жить хочу», — просила после первого обстрела Красногоровки десятилетняя Марина Ляш. Сейчас девочка, в темной косе которой видны седые волоски, признается: «Раньше, когда стреляли, я не могла заснуть. А теперь, когда стреляют, быстро засыпаю».
— Во время сильных обстрелов мы прячемся в комнате у двери, сидим на стульчиках. Младшие боятся, плачут, а мы им говорим, что это далеко или это салют, — рассказывает десятилетний Тарас.
В семье, кроме Тараса, еще трое детей. Старшему — 15 лет, младшей — одиннадцать месяцев. Папа работает на кладбище, мама — в декрете, живут очень бедно. «У нас есть немного денег на хлеб. Но нам всего хватает, все есть», — говорит Тарасик. Многодетная семья ютится в однокомнатном доме. Несмотря на это, приютила у себя кумовьев с двумя детками, которые живут в районе, находящемся на линии огня. Детей только в Авдеевке порядка двух тысяч…
«Каждый, кто сегодня помогает жителям Авдеевки и других городов и сел на линии огня, — создатель нашей великой Победы. Безусловно, помощь каждого из вас — и делом, и словом — неоценима», — написал на своей странице в соцсети Павел Жебривский, глава Донецкой военно-гражданской облгосадминистрации, поблагодарив ремонтные бригады, которые вынуждены работать в непосредственной близости от обстрелов. Именно они вернули Авдеевке свет и воду.
2045Читайте нас в Facebook