"Если у вас есть деньги - жалуйтесь в суд. Если нет - можете вообще никуда не ходить"
В Украине изменились правила начисления судебного сбора. Если ранее денежная пошлина за подачу иска была привязана к минимальной заработной плате, то с 1 января 2017 года она взимается исходя из прожиточного минимума. Таким образом, сумма сбора снова увеличилась, хоть и не в разы.
Однако для многих украинцев даже минимальный судебный сбор в 640 гривен становится неподъемным, что делает правосудие для них недоступным. Что уж говорить о суммах судебного сбора при имущественных спорах, которые доходят до восьми тысяч гривен. При этом многие служители Фемиды продолжают взимать пошлину и с исков о защите прав потребителей, освобожденных от этого платежа специальным законом. Разве пойдет в суд потребитель, купивший, скажем, бракованный товар за 300 гривен, если только за возможность судиться ему для начала надо выложить 640 гривен, не считая расходов на адвоката?
Защитить право на правосудие 42 миллионов отечественных потребителей взялась общественная организация «Финансовая грамота», подавшая иск к главе Верховной Рады за бездействие в вопросе решения законодательной коллизии с судебным сбором.
Обратиться в суд переселенку из Луганска Людмилу Рыбалку вынудила сама жизнь. Перед тем как уехать из родного города, женщина, не успев толком собрать вещи, побежала на место службы, чтобы забрать трудовую книжку. Людмиле 55 лет, и она понимала, что пенсия не за горами, а для устройства на работу на новом месте ей необходимы документы.
— Когда я пришла в отдел кадров, увидела, что сотрудников на месте нет, сейф открыт, а наши трудовые книжки валяются на полу, — рассказала Людмила Рыбалка. — Мне сказали, что начальство убежало две недели назад и поэтому некому официально меня уволить и поставить необходимые подписи и печати.
Сейчас семья женщины живет в доме родителей мужа в селе Билыки Кобелякского района Полтавской области. Работы в селе нет. Летом Людмила временно подрабатывала на местном сахарном заводе. Для этого пришлось завести новую трудовую книжку. Когда сезон уборки сахарной свеклы закончился, женщина обратилась в центр занятости, где ее отказались брать на учет.
— Когда я предоставила чиновникам новую трудовую книжку, меня спросили, а где же прежняя, — рассказывает Людмила. — Я объяснила ситуацию и показала свою старую книжку. Тогда мне категорически заявили: идите в суд, чтобы там признали ваше увольнение с прежнего места работы.
— А работу при этом найти обещали?
— Да какая в селе работа?! К тому же меня нигде не берут — говорят, что я уже старая. А для пенсии еще молодая. Думала, что хотя бы буду получать пособие по безработице… В Кобелякском райсуде мне сказали, что иск не примут, если я не заплачу 640 гривен судебного сбора. Для меня такая сумма весьма ощутима. Ведь нам на новом месте пришлось покупать все — от вилки до холодильника. И я не по своей воле вынуждена была уехать из родных мест, бросить квартиру и все пожитки. В конце концов, я и так пострадала от войны, почему же вынуждена платить судебный сбор?
Как быть в такой и подобных ситуациях, «ФАКТЫ» спросили у президента юридической компании «Николас» Михаила Стрельникова.
— Подавая иск в суд, можно сразу же приобщить к нему ходатайство об уменьшении суммы судебного сбора или освобождении от его уплаты, — объясняет Михаил Стрельников. — Если истец предоставит суду весомые аргументы, то судья имеет право на свое усмотрение принять решение об освобождении от уплаты судебного сбора. Возможно также указать в заявлении просьбу о рассрочке этого платежа.
— Однако женщина уже подала иск в суд.
— В таком случае, если она выиграет дело, в судебном решении будет указано, что все расходы возлагаются на проигравшую сторону. Ей следует взять в суде исполнительный лист и с ним обратиться в исполнительную службу, написав заявление о взыскании с казначейства уплаченной суммы судебного сбора. Тогда не придется разыскивать в Луганске сбежавших работодателей. Женщине вернут 640 гривен из бюджета.
— Как часто к вам обращаются клиенты с вопросами, связанными с судебным сбором?
— Последние два года практически каждый клиент, узнав о сумме пошлины, испытывает легкий шок. Особенно если речь идет об имущественных исках, где размер судебного сбора теперь варьируется в пределах от 4800 до 8 тысяч гривен.
В 2016 году размер судебного сбора был привязан к минимальной заработной плате. Поскольку с 1 января 2017 года минимальная зарплата увеличилась до 3200 гривен, народные депутаты приняли закон, изменивший подход к определению размера судебного сбора. Теперь за основу расчетов будет браться размер прожиточного минимума для трудоспособного лица. Сейчас он составляет 1600 гривен. И судебный сбор рассчитывается от 1600, а не от 3200 гривен.
— То есть минимальная сумма судебного сбора увеличилась, но не в разы.
— Например, если в 2016 году, чтобы подать иск о расторжении брака, нужно было заплатить судебный сбор в размере 551 гривня 20 копеек, то в 2017 году эта сумма составляет уже 640 гривен.
Однако последние два года существует юридическая коллизия, из-за которой судебный сбор оплачивали и продолжают платить граждане, имевшие ранее льготу и освобождавшиеся от пошлины. Так, в Законе «О защите прав потребителей» (статья 22) четко говорится, что потребители освобождены от уплаты судебной пошлины. А в Законе «О судебном сборе», принятом в 2015 году, об этом ничего не сказано. И теперь судьи трактуют эти два закона на свое усмотрение. Доходит до смешного: можно подать иск в защиту прав потребителей — и судья примет решение об уплате судебного сбора. Но если отозвать этот иск и подать его в том же суде, но только другому судье, есть вероятность, что он не станет требовать уплаты пошлины.
— Неужели за два года парламент не удосужился исправить ситуацию?
— В декабре 2015 года народные депутаты Нина Южанина и Ирина Луценко подали законопроект, устраняющий эту коллизию. Но с тех пор законопроект лежит без движения в Верховной Раде. Между тем потребители, обращающиеся в суд, продолжают исправно платить судебный сбор.
Законопроект уже обсудили все комитеты и пришли к выводу, что в нем нет коррупционной составляющей и прочих несоответствий. Достаточно его вынести на слушания — и он сразу же будет принят. Депутаты сами признали свою недоработку. Но председатель Верховной Рады Андрей Парубий почему-то упорно не включает его в повестку дня.
Чтобы ускорить процесс принятия законопроекта, в ноябре 2016 года Всеукраинская общественная организация «Финансовая грамота», которую я возглавляю, отправила письмо Андрею Парубию с просьбой обратить внимание на имеющуюся законодательную коллизию. Через месяц мы направили г-ну Парубию досудебную претензию. Но никаких ответов не получили.
Исчерпав все превентивные меры, юристы «Финансовой грамоты» подали иск в Окружной административный суд. Причем впервые иск был подан не к Верховной Раде, а конкретно к ее председателю — о признании его противоправной бездеятельности. В иске также предусмотрено наложение на спикера парламента административных взысканий, предусмотренных законодательством в случае, если должностное лицо не реагирует на письмо гражданина или общественной организации в течение 30 дней. Мало кто обращается в суд по этому поводу. Сумма штрафа за такие нарушения составляет несколько сотен гривен и, скорее, она символическая. Но важен сам факт.
— У вас какая-то личная неприязнь к Андрею Парубию?
— Вовсе нет. Я с ним не знаком. Но считаю, что этот судебный процесс можно рассматривать как «42 миллиона потребителей против Парубия». Потому что все граждане Украины — потребители, и вопрос взимания судебного сбора может коснуться каждого. Посудите сами, сколько сейчас есть спорных вопросов, например, по начислениям за жилищно-коммунальные услуги. Но если вы захотите подать иск, чтобы добиться перерасчета в платежке, для начала придется заплатить не менее 640 гривен судебного сбора. А проигравшему в первой инстанции человеку обращение в Апелляционный суд обойдется в 120 процентов первоначальной суммы пошлины. То есть рядовому потребителю добиться чего-то в судах стало не по карману.
А теперь представьте покупателя, которому продали некачественную стиральную машинку, холодильник или телефон. Пойдет он сейчас в суд? Нет, потому что существенную часть стоимости товара у него заберет судебный сбор. Абсурдная ситуация.
Мы столкнулись с нарушением не только Закона «О защите прав потребителей», но и Конвенции о правах человека, которую Украина подписала и обязалась соблюдать. В 6-й статье этого документа прописан беспрепятственный доступ граждан к суду. Но в наших реалиях 90 процентов потребителей, по сути, отрезаны от судопроизводства.
Я уже не говорю о потребителях финансовых услуг, все иски которых идут с определенными суммами взыскания. А это значит, что судебный сбор может исчисляться тысячами гривен. Не каждый в состоянии выложить такую сумму, чтобы пойти в суд первой инстанции. Особенно в условиях, когда наши суды «самые справедливые в мире», а Госслужба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защите прав потребителей практически бездействует.
На одном из слушаний в комитете Верховной Рады я как представитель общественности задал руководству комитета и Госпродпотребслужбы вопрос, как они относятся к коллизии судебного сбора. И председатель Госпродпотребслужбы Владимир Лапа ответил: «Нам надо думать о наполнении бюджета». Тут я не удержался и напомнил ему, что он работает не в налоговой и не в казначействе, а в органе, который должен защищать права потребителей.
Раньше я советовал людям при нарушении их потребительских прав обращаться в суд. Теперь уточняю: «Если у вас есть деньги, жалуйтесь в суд, а если нет, то можете вообще никуда не ходить».
— А сами потребители проявляют активность в вопросе судебного сбора?
— Когда мы подавали иск к Андрею Парубию, я впервые решил привлечь общественность. Создал в «Фейсбуке» группу «Нет судебному сбору», которая довольно быстро собрала свыше 700 подписчиков. Поскольку защита потребителей касается каждого из нас, я предложил людям перечислить хотя бы по гривне, чтобы собрать средства для организации и проведения круглых столов и пресс-конференций. Тот же судебный сбор по иску к председателю парламента обошелся «Финансовой грамоте» в 1600 гривен.
— И сколько людей откликнулось?
— За месяц, пока мы готовили документы, средства перечислили… четыре человека, двое из них — мои знакомые. Вот и вся активность. И пока люди занимают позицию: «Вы идите, судитесь, добивайтесь правды, а мы потом воспользуемся», наша власть будет продолжать пользоваться пассивностью общества.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
2521Читайте нас в Facebook