Илона Слуговина: "На первую сделанную мной мягкую игрушку нельзя было смотреть без слез"
Мы не раз писали об известной украинской спортсменке Илоне Слуговиной, чей рекорд еще не превзошел ни один спортсмен в мире, занимающийся танцами на инвалидных колясках. Она пять раз подряд получала «золото» на мировых чемпионатах. Ее медали, завоеванные на европейских и других соревнованиях, лучше измерять на вес. Но недавно мы узнали, что 32-летняя спортсменка выступает и в других состязаниях — принимает участие в выставках-конкурсах по изготовлению авторских кукол. И тоже вполне успешно.
«Итальянская пицца в Риме не понравилась. Наша лучше»
Беда случилась с маленькой Илоной через год после Чернобыльской катастрофы, когда девочке не было и трех лет. Врачи обнаружили у нее злокачественную опухоль позвоночника. После удачной операции вопреки суровым прогнозам болезнь отступила. Но ребенок потерял возможность передвигаться самостоятельно. Целые дни Илона проводила в стенах двухкомнатной хрущевки. Школьные учителя приходили к ней домой. Девочка хозяйничала в квартире — ухитрялась мыть полы, волоча за инвалидным креслом половую тряпку на швабре, научилась готовить, чтобы вечером родителей ждал горячий ужин. Больше всего в жизни мечтала научиться хорошо рисовать и побывать на Андреевском спуске, где художники устраивают выставки-ярмарки своих картин. Тогда (это было в 1999 году) редакция сделала Илоне подарок, организовав прогулку на автомобиле по весеннему Киеву.
После публикации талантливой девочке стали звонить люди, привозили бумагу и краски, дарили художественные альбомы. Но главный звонок — как оказалось, полностью изменивший ее жизнь, — был из клуба «Березиль». Илону пригласили попробовать себя в проекте «Танцы на инвалидных колясках». И пошло-поехало. Девочка, которая раньше без помощи мамы не могла покинуть квартиру, научилась преодолевать трудности.
— На сборах бывало по четыре тренировки в день, — вспоминает Илона Слуговина. — «Пробежки» на коляске вокруг озера, силовые упражнения для рук и различных групп мышц. Ведь, чтобы удержать тяжелую коляску в ритме вальса или фокстрота, нужны силы и сноровка. Уставала — ужас! Но вечером хотелось еще и на дискотеку пойти, потанцевать.
С тех пор прошло немало лет. Спортсменка вместе с другими участниками сборной Украины по танцам на инвалидных колясках выступала в Японии, Германии, Голландии, Польше, Италии, Словении, Белоруссии, на Мальте.
— Последний чемпионат мира был в Италии, он шел три дня, — рассказывает Илона. — От Украины поехали восемь танцевальных пар. Пришлось тяжеловато. Помимо выступлений, все девочки помогают друг другу — одеться, сделать макияж, причесаться. Но признаюсь, когда объявили мою победу в категории «соло», я расплакалась прямо на сцене, чего раньше никогда не случалось. Наверное, от радости и гордости за себя, свою страну. Здорово, что у нас была возможность прогуляться по Риму. Как там красиво! А вот итальянская пицца мне не понравилась. Наша лучше.
Илона объяснила, что категория «соло» введена на подобных чемпионатах недавно. Раньше предусматривались только парные танцы — со здоровыми партнерами или тоже с колясочниками. Теперь же девушки и юноши могут попробовать себя в «одиночном катании». Еще я узнала неожиданную для себя вещь: оказывается, в соревнованиях «Танцы на колясках» спортсменам приходится всякий раз импровизировать. Выезжают на сцену, включается какая-то музыка — и танцуй что хочешь.
— Слушаю мелодию, — поясняет Илона. — В голове, конечно, заложены разные фрагменты движений, но ориентироваться надо быстро. Сейчас впервые появилась возможность в показательной программе станцевать «свой» танец. Но я в этой категории не участвую. Мне интересна импровизация! Кстати, я всегда сама разрабатывала дизайн своих платьев, рисовала эскизы, по которым потом шили мастерицы. А теперь вот с удовольствием обшиваю сделанных собственными руками куколок. Я же в душе художник!
— А Украина чем наградила своих героев?
— Мне дали денежную премию, которая очень пригодилась. Сейчас готовлюсь к мировому чемпионату в Бельгии. Тренируюсь по четыре-пять часов шесть дней в неделю. А вернувшись с тренировки, сажусь за швейную машинку — скоро выставка, нужно успеть.
*"Дизайн бальных платьев для выступлений я всегда создавала сама, — говорит Илона Слуговина. — А теперь с удовольствием обшиваю сделанных собственными руками куколок". Фото из семейного альбома
«Месяц после переезда в новую квартиру я не могла поверить, что это все мое»
Посмотреть на кукол Илоны мне захотелось, конечно, не только на фотографиях в «Фейсбуке». Тем более, что раньше я видела бальные платья спортсменки, дизайн которых она разрабатывала сама, — красивейшие, облегающе-невесомые, украшенные замысловатыми фантазиями из камней и бисера. Чтобы полюбоваться нарядами кукол, напросилась к ней в гости. К слову, Илона получила квартиру от государства только после активного вмешательства СМИ. До этого она семь лет простояла в очереди на жилье, довольствуясь отписками-отказами из разных чиновничьих кабинетов.
— В свое время президент Украины Виктор Ющенко издал указ, по которому спортсмен, получивший три «золота» на мировых первенствах, должен быть обеспечен отдельной жилплощадью, — поясняет молодая женщина. — Меня это воодушевило. Я думала: надо стараться, вот еще одна победа, и тогда уж начну хлопотать о квартире. В конце концов, выступая на мировых чемпионатах, мы приносим славу Украине. Может быть, и моя страна мне поможет? Увы, причины для отказа находились всегда. То «однокомнатных квартир на данный момент нет, а двухкомнатная вам не положена по закону», то «единственный способ получить квартиру для льготника — оплатить 70 процентов ее стоимости». И лишь после того как эта история получила огласку (за что огромное спасибо и «ФАКТАМ»!), Киевская горадминистрация расщедрилась и выдала ордер на однокомнатную квартиру на Троещине.
Улыбающаяся хозяйка выезжает на коляске мне навстречу, приглашает жестом: мол, осматривайте «апартаменты».
— Все здесь, как сделали строители: обои, ламинат, сантехника, — проводит экскурсию Илона. — Разве что с трудом упросила их расширить двери в ванную да снести неудобный порожек у входа на балкон, иначе туда на коляске не попала бы. Но главное, я почувствовала себя совершенно счастливой. Раньше ведь у меня ничего подобного не было. Выросла в двухкомнатной квартире, которую делили на четверых. Жила в комнате со старшим братом. Личного пространства — пять квадратных метров. А сейчас — аж 42 метра! Не поверите, месяц после переезда я пролежала на кровати (благо летом тренировок не было), не могла поверить, что это все МОЕ — и кровать с кованой спинкой, и красивые шторы с драпировками. Комната, кухня… Подружка звонит, спрашивает: «Ты что, все лежишь?» Я говорю: «Лежу, любуюсь. Я, может, в свои 28 только жить начинаю!» Балкон превратила в мастерскую, там освещение хорошее. Специально заказывала мебель, чтобы был выдвижной рабочий стол для швейной машинки, много мелких ящичков. Сад развела из фиалок и орхидей.
Илона охотно рассказывает, как родилось ее увлечение авторской куклой:
— Еще когда я училась рисовать, мне, видимо, не хватало тактильных ощущений. И в какой-то момент вдруг поняла, что больше не могу, ну просто не могу смотреть на бумагу. Но творчество внутри-то жило! Пробовала вышивать лентами, крестиком — тоже не то. Как-то раз меня пригласили на выставку «Модна лялька». Я провела там целый день. Меня интересовало все: как мастерят кукол, шьют им наряды, делают обувь. Решила, что в следующей выставке обязательно приму участие. На первую сделанную мной мягкую игрушку нельзя было смотреть без слез. Но все равно, возвращаясь домой с многочасовых тренировок, я продолжала шить. В конце концов стали получаться вот такие зайцы, — моя собеседница достает из ящика розового зайчишку величиной с ладошку, с мягкими длинными ушками. — Одного оставила себе на память. К моему удивлению, на выставке удалось продать почти всех лопоухих. На радостях я понеслась в магазин и накупила там всего-всего для дальнейшего шитья.
Илона знакомит меня со своими «барышнями».
— Никогда не придумываю имена, пусть их называют новые хозяева, — рассказывает мастерица. — У меня — лишь образы-ассоциации. Вот эта, в белом платье, усыпанном жемчужным бисером и обшитом белыми же кружевами, — Метель. С зелеными волосами — Эльф. В розовой вязаной кофте — Теплая девочка. А вот эти две, с прической рогаликом из коричневой шерсти — мои Славяночки. Мне нравится шить национальную одежду.
— А с чего начинается сотворение куклы?
— Берется отрез бязи, красится в кофейном растворе, чтобы получился светло-бежевый «живой» цвет тела. Некоторые мастера добавляют в красящий раствор еще и клей, но от этого руки-ноги у куклы становятся дубовыми, а я люблю, чтобы были мягкие, гибкие. Потом ткань вырезается по выкройке, сшивается туловище, набивается синтепухом. Это скучный и долгий процесс, на пошив одной куклы уходит часа полтора, то есть… один фильм, — смеется собеседница. — Акриловыми красками рисуется личико — глаза, губы. А дальше — по настроению. Пришиваю волосы или сразу принимаюсь за платье. Бывает и так, что начинаю с платья, а потом оно долго лежит в шкафчике — ждет свою куклу. Почти для каждой делаю ботинки, чтобы научиться этому ходила на мастер-класс.
«В уме складывается образ куклы, фасон платья… А тут — бац! — картошку пора чистить»
Илона с досадой замечает, что быт отнимает много времени.
— Когда я жила с родителями, могла себе позволить шить целыми днями, — объясняет она. — А после переезда чуть с ума не сошла. Не ожидала, что так сложно будет все делать самой. Ну представьте: в уме складывается образ куклы, рождается фасон платья… А тут — бац! — картошку пора чистить. На создание одной куклы требуется примерно неделя. Сейчас я готовлю на выставку 15 кукол. Потратила на это около трех месяцев. Участие в выставках — хорошая возможность продать свои работы. Хотя я иногда работаю и под заказ, думаю об открытии своего сайта в Интернете.
— Сколько стоит такая красавица?
— От 1300 до 2000 гривен. Многое, конечно, зависит от качества материала. Ткани, кружева, бисер — в основном импортные, поэтому дорожают с каждым месяцем. Вот сравните: у одной куклы материал для локонов прически сделан в Китае, у другой — в Украине. Чувствуете разницу? Первую куколку можно расчесывать, мыть ей волосы, плести косы. А у второй от этого волосы собьются в войлок. Но я принципиально не хочу завышать цену. Многие ведь покупают кукол для маленьких девочек, которым хочется их «понянчить». У одной постоянной покупательницы, имеющей двух дочек, уже штук двадцать моих работ. Если увиденная кукла нравится девочкам, мать им никогда не отказывает в покупке. Так что я стараюсь максимально удешевить изделие. Пусть уж лучше юбка у игрушки будет короче, но цена останется прежней!
…Справедливости ради нужно отметить: хоть спортсменка-мастерица и пожаловалась на трудности быта, но помощник у нее есть.
— Мы с любимым уже четвертый год вместе, — говорит Илона. — Познакомились по Интернету. Вначале я не обращала внимания на посылаемые им «цветочки-медвежата». Может быть, потому, что давно решила для себя не заводить отношений со здоровыми (в смысле — не колясочниками) парнями. Я получаю очень много писем от таких ребят. Но, увы, их просьбы о встрече, как правило, вызваны банальным любопытством. «Мне, — говорит, — просто интересно посмотреть, вправду ли ты такая красивая, как в телевизоре». Это очень неприятно. Ну вот Валера писал-писал, потом я решила пригласить его на очередные соревнования, где в перерыве мы едва успели перекинуться парой слов. Я не знала, как будут развиваться события дальше, но он продолжал писать, упорно звал на свидание. В конце концов я сдалась. Так и гуляли — я на коляске, он рядом, держась за руки. Валера рассказал, что по специальности строитель, умеет клеить обои. Я засмеялась: «Вот и хорошо, у меня в квартире поклеишь!» «С радостью!» — ответил он.
Валера и пропылесосит, и мебель протрет. Иногда я к вечеру так устаю, что он буквально выносит меня из кухни. Может и приготовить что-нибудь. А иногда просто бутербродами обходимся. Как-нибудь прокормимся и зверье накормим. У нас два кота — у каждого свой собственный. Мой — нежная бусинка. А у Валеры — все грызет, уничтожает. Но они очень дружат.
2721Читайте нас в Facebook