"Нам нужны не только качественные дороги, но и ответственность за ямы, которые приводят к смерти!"
Украинские водители уже ощутили, что после нынешней зимы наши дороги превратились буквально в решето. Сложившаяся ситуация характерна для всей страны. Повредить машину на таком дорожном покрытии — проще простого, куда сложнее добраться к месту назначения без потерь. Нередко ямы на дорогах становятся причиной серьезных происшествий — со значительными материальными последствиями, травмированием и даже гибелью людей. Как заявил генпрокурор Украины Юрий Луценко, в прошлом году количество ДТП, спровоцированных плохим качеством дорог, увеличилось, при этом в большинстве случаев дорожным службам удается избежать ответственности. В связи с этим глава ГПУ призвал активнее наказывать горе-дорожников, по вине которых происходят смертельные аварии. Однако опытные юристы утверждают, что добиваться справедливости водителям нелегко, а уж при банальных повреждениях подвесок им лучше вовсе не ввязываться в судебные тяжбы.
В последние годы в Украине наметилась негативная тенденция к увеличению криминальных дорожно-транспортных происшествий, в которых люди гибнут или получают серьезные травмы. Об этом сообщил генпрокурор Украины Юрий Луценко во время недавней пресс-конференции. По его словам, в стране не отслеживается причинно-следственная связь между смертями на дорогах и поддержанием дорожного покрытия в безопасном состоянии.
«Негативная тенденция последних лет — увеличение количества совершенных уголовных ДТП, — рассказал генпрокурор. — Опять хотя и незначительный, четырехпроцентный, но рост аварий. Мы понимаем, что существует сложность расследования, что это наиболее чувствительные дела, которые всегда вызывают много резонанса в средствах массовой информации. Но, кроме того, я обращаю ваше внимание, что часто причиной смертельных фактов ДТП является ненадлежащее состояние дорог. Однако у нас в государстве вообще не проводится анализ причинно-следственной связи между смертями на дорогах и поддержанием дорог в безопасном состоянии. Я такой сигнал получил на личную почту от одного из гражданских активистов».
По словам Юрия Луценко, активист попросил проанализировать, по скольким уголовным производствам были привлечены к ответственности работники дорожных служб. После того как такой анализ был проведен, оказалось, что за последние четыре года зарегистрировано всего 86 фактов нарушения правил, норм и стандартов в сфере безопасности дорожного движения. Еще более плачевным является состояние расследования этой категории преступлений — за указанный срок вынесено лишь восемь обвинительных актов, и только один из них направлен в суд!
— В прошлом году только в Сумской области, один на всю страну, обвинительный акт отправили в суд, — заявил Луценко. — Требую активизировать привлечение к ответственности горе-дорожников, по вине которых происходят смертельные ДТП. Нам нужны не только качественные дороги, но и ответственность за ямы, которые приводят к смерти! Срок 01.08 — 1 августа все области отчитываются об использовании 288-й статьи. Мы давно уже нацелились на проверку и предотвращение хищений на дорогах, но я очень серьезно требую от вас проверить места концентрации ДТП и проанализировать причастность дорожников к смертельным авариям.
Увы, на практике дорожники часто не несут ответственности не только за серьезные аварии, произошедшие из-за ужасного состояния дорог, но и за происшествия, в которых водители банально повредили колеса, подвески или другие части своих транспортных средств. Многие автомобилисты не хотят ввязываться в разбирательства с дорожными службами — как из-за элементарного незнания правильного алгоритма действий при возникновении таких прецедентов, так и, наоборот, будучи осведомленными о сложности подобных судебных тяжб. Скрепя сердце они ремонтируют своих железных коней, оплачивая немалые расходы из собственного кармана. Подтверждают эту тенденцию и опытные юристы. Например, известный адвокат Вадим Володарский, специализирующийся на судебных делах, связанных с безопасностью дорожного движения, рассказал «ФАКТАМ» следующее:
— Такие дела встречаются достаточно редко — в моей практике было всего несколько случаев судебного разбирательства с дорожниками. Дело в том, что по гражданским делам процессы часто очень длительные, такие иски рассматривают от нескольких месяцев до нескольких лет. Смысл судиться есть лишь в том случае, когда повреждение, полученное автомобилем в результате неудовлетворительного содержания дорог, достаточно серьезно либо в результате ДТП по этой причине есть пострадавшие или погибшие, а по факту ДТП будет возбуждаться уголовное производство. Лично у меня лет десять назад было гражданское дело по иску к дорожникам, когда из-за незакрытой крышки люка водитель полностью разбил свой автомобиль. Я довел это дело до логического конца, и нам удалось стребовать с дорожников материальную компенсацию. Правда, на это было потрачено много времени и средств. Поэтому я считаю, что, если повреждения, полученные автомобилем в результате неудовлетворительного содержания дорог, незначительны (повреждена подвеска, пришла в негодность шина
Вадим Володарский советует автолюбителям выбрать правильный алгоритм действий, если они пострадали из-за некачественного дорожного покрытия и хотят наказать дорожников.
1. Вызвать полицию
После попадания автомобиля в яму, открытый люк или другие дефекты покрытия водителю нужно сразу остановиться, включить «аварийку» и осмотреть машину. При наличии повреждений — необходимо установить знак аварийной остановки и вызвать полицию. Если в результате аварии были повреждены другие автомобили, тем более нельзя перемещать транспортные средства, участвовавшие в ДТП.
2. Сообщить в страховую компанию
Если на пострадавший автомобиль оформлен договор страхования КАСКО, нужно обязательно позвонить в страховую компанию, чтобы она зафиксировала факт ДТП. Если же у водителя есть только полис ОСАГО, сообщать в страховую компанию целесообразно лишь в случае нанесения ущерба третьим лицам.
3. Отснять место ДТП
Нужно снять на видеорегистратор, мобильный телефон либо другой современный гаджет с возможностями фото- или видеосъемки дефектный участок дороги, повреждение автомобиля и общую картинку места происшествия. Эти снимки или видео необходимо хранить до окончания судебного разбирательства. Желательно найти и записать координаты свидетелей происшествия, показания которых также не будут лишними в суде.
4. Потребовать приезда дорожника
После приезда полиции очень важно правильно обрисовать правоохранителям причины ДТП и обратить их внимание на то, что причиной происшествия (с повреждением личного автомобиля либо машины другого участника движения) стало именно ненадлежащее состояние проезжей части. Далее нужно настоять, чтобы полицейские вызвали представителей дорожной службы, ответственной за содержание данного участка автодороги. Это важно, если вы собираетесь возлагать ответственность за ДТП на собственника дороги. Дело в том, что протокол, составленный на дорожную службу, является основанием для формирования дальнейших исковых требований. Это также пригодится, если дорожники попытаются схитрить, по-быстрому залатав яму.
5. Составление документов
Если ДТП произошло из-за некачественной дороги, настаивайте, чтобы полицейский составлял административный протокол по статье 140 Кодекса административных правонарушений Украины «Нарушение правил, норм и стандартов при содержании автомобильных дорог, непринятие мер по своевременному запрещению или ограничению движения или обозначению на автомобильных дорогах и улицах мест производства работ». Протокол будет составляться на организацию — содержателя дорог или на конкретное должностное лицо — дорожника, если он таки приехал на место ДТП.
Очень важно указать в протоколе, что вы по объективным причинам не могли избежать ДТП: ямы были залиты водой, их было очень много, рядом двигался попутный транспорт, и объехать дорожный дефект не имелось возможности. Проконтролируйте, чтобы полицейский не написал в протоколе, что вы не соблюдали дистанцию или двигались с превышением скорости. Также полицейский обязан составить схему ДТП, на которой будет отражена картина происшествия. Проконтролируйте правильность размещения на схеме поврежденных автомобилей и дефекта дороги с указанием его размеров, отсутствия необходимых знаков и ограждений.
После приезда содержателей дороги настаивайте на составлении ими акта обследования участка улично-дорожной сети с замерами и схемой. Проконтролируйте, чтобы в акте были отражены дорожные дефекты, их размеры, отсутствие знаков и ограждений.
После составления акта важно подъехать на СТО или в страховую компанию, чтобы эксперты определили размер ущерба. Выданный ими акт в дальнейшем может являться поводом для определения размера компенсации.
6. Компенсация убытка
Согласно действующему законодательству, решения по части 1—3 статьи 140 Админкодекса Украины выносят органы полиции. Если они определят, что виновником ДТП является организация, ответственная за содержание дороги, можно смело обращаться с соответствующим исковым заявлением в суд, чтобы требовать с дорожников компенсацию убытков, которые получены вследствие ДТП, происшедшего из-за некачественной дороги.
Впрочем, утверждает Вадим Володарский, самостоятельно водителю довести это дело до логического конца будет непросто — дорожники часто сопротивляются и тянут время, чтобы избежать ответственности, поэтому на данном этапе желательно прибегнуть к помощи квалифицированных юристов. На практике правоохранители часто отказываются составлять админпротокол на дорожников, виня во всем водителя: мол, не выбрал безопасную скорость движения и дистанцию, не принял все необходимые меры для предотвращения аварии
Наши дороги настолько густо усеяны выбоинами и неровностями, что объехать некоторые удается далеко не всегда. Вместе с тем опытные водители и инструкторы автошкол знают приемы, помогающие проехать яму с минимальными последствиями для автомобиля. Поделиться секретами мы попросили генерального директора «Автоакадемии водительского мастерства» Константина Скипора.
— Прежде всего, я советую всем водителям выбирать безопасную скорость движения для каждого конкретного участка дороги — такую, которая позволит заранее заметить все опасности (в том числе и дыры в проезжей части) и наметить наиболее оптимальную траекторию движения, — говорит Константин Скипор. — Понятное дело, что лучше объезжать ямы или пропускать их между колесами, однако это не всегда удается, поэтому такую важную роль играет скорость движения. Если вы едете небыстро, сможете спокойно притормозить перед ямой и аккуратно ее преодолеть.
При проезде ям важно четко усвоить одно правило: если вы проезжаете ее на скорости, категорически нельзя делать это с заблокированными колесами, то есть при попадании в яму нельзя давить на педаль тормоза! Если резко тормозить, удар получится куда сильнее, причем страдает не только подвеска, но и колесо. И если оно заблокировано, шансы порвать покрышку и погнуть диск увеличиваются.
— Принцип проезда ям на скорости выглядит так, — продолжает Константин Скипор. — Заметив выбоину, водитель должен довольно интенсивно нажать на педаль тормоза, при этом вес автомобиля переносится на его переднюю часть, а передние амортизаторы сжимаются. А вот перед самой ямой необходимо отпустить педаль тормоза и нажать педаль газа. Вес машины уходит назад, передняя подвеска разгружается и проезжает яму с гораздо меньшим для себя уроном. Если в этом случае получится ударить по тормозу и перед тем, как задние колеса попадут в яму, будет вообще замечательно! Однако, прежде чем начинать тормозить, не забудьте посмотреть в зеркало заднего вида, ведь не исключено, что движущийся за вами водитель не соблюдает дистанцию и будет явно не готов к вашему неожиданному и резкому замедлению. Как следствие — может возникнуть ДТП.
775Читайте нас в Facebook