Михаил Фишман: "Путину не нужны политики, которые его не поддерживают. Немцов оказался одним из них"
Премьерный показ фильма «Слишком свободный человек» приурочен ко второй годовщине убийства одного из самых харизматичных российских оппозиционных лидеров Бориса Немцова. Фильм сделан так, будто у него нет режиссера и авторов. Никто не ведет зрителя за руку, предлагая взглянуть на происходящее под определенным углом. Это детальная история из цепочки событий, рассказанная людьми, находившимися по разные стороны баррикад. Лента о фактах, оставляющая щемящее чувство того, что все могло бы быть по-другому…
После одесской премьеры фильма один из его создателей — главный редактор газеты «The Moscow Times», ведущий на независимом российском информационном телеканале «Дождь» Михаил Фишман — пообщался со зрителями и с корреспондентом «ФАКТОВ».
— В последнее время меня часто спрашивают: почему я занялся работой именно над этим фильмом? — задал себе вопрос Михаил Фишман. — Все очень просто: для меня это не кино, а сугубо профессиональная деятельность. Я не снимаю кино, я пишу и редактирую статьи, беру интервью. Собственно, и фильм соткан из разрозненных интервью. Я хорошо знал Немцова. Как и все, испытал настоящий шок, когда его убили.
*Михаил Фишман: «Немцов был очень свободным человеком. Видимо, это и стоило ему жизни»
Мне заказали сценарий фильма о Борисе Ефимовиче для немецкого телеканала. Охотно откликнулся на предложение, так как считаю Бориса Немцова выдающимся общественным и политическим деятелем современности. Составил примерный список героев, взял несколько десятков интервью. Немцы смонтировали, и 50-минутный фильм вышел к первой годовщине убийства. У меня же осталось множество собранного материала, требующего более масштабного замысла. Так родилась идея создать большой фильм. Я позвонил Вере Кричевской (телережиссер, одна из основателей телеканала «Дождь», бывший креативный продюсер телеканала «24Док». — Авт.), мы договорились сделать новый фильм. У нас были десятки часов архивных съемок. Немцов дружил с журналистами, со мной — в том числе. Большинство моих коллег называли его просто Борей. Я же всегда обращался к нему по имени-отчеству, не был его соратником или близким другом. Потому, когда делали фильм, было достаточно легко абстрагироваться от наших личных отношений. Хотелось создать правдивую, интересную ленту о Борисе Ефимовиче и, как нам казалось, для этого необходимо было отойти на шаг в сторону от личных ощущений.
— При жизни Немцова не посещала идея создания фильма о нем?
— Нет. Фильм о живом Немцове к 50-летнему юбилею сделал, как известно, его друг Павел Шеремет. Его тоже убили, но в Киеве.
— Эти трагедии связаны между собой?
— Логически — да. Но наш фильм не об убийстве. Хотя убийство в нем присутствует — с него начинается и им заканчивается лента. В ней не затронуты возможные причины трагедии, ход расследования. Мы вынесли это за скобки, хотя это вовсе не означает, что тема для нас не важна. Просто мы не привнесли бы ничего нового. Я сам написал не одну статью о том, кто убил Немцова, зачем его убили. Лично для меня это был единственный случай, когда люди плакали из-за гибели политика. Многие (и я себя от них не отделяю) поняли, кого мы потеряли.
Немцов такой же, как и все остальные люди: со своими сильными и слабыми сторонами. Однако именно сильные, волевые его качества во время работы над лентой проявились для меня особенно зримо. Открытость, честность, прозрачность, жизнелюбие, принципиальность — не только свойства его характера, но и огромный политический капитал. Именно те качества, которые привели его к победе в Ярославле и вели бы дальше. Наша вина перед ним в том, что мы осознали это только после его смерти. Я не согласен с тем, что следует разделять Немцова-политика и Немцова-человека.
Столь искренних, честных людей не так много. У нас нет других примеров, когда человек почти вознесся на самый верх — в 1996 году стоял у дверей в Кремль, а Новый 2010-й год встречал в тюрьме. Настолько спокойно пронести это через всю жизнь, мне кажется, не каждый бы смог. Нужно обладать большой внутренней свободой и очень любить жизнь, уметь жить счастливо, чтобы не жалеть об упущенных возможностях.
В фильме есть вполне правдивые байки, о которых многие не знают. Например, приезд в Нижний Новгород Маргарет Тэтчер, которая ходила по продуктовым рынкам и пробовала местный сыр. Или история о том, как после переезда в Москву Немцову год не давали квартиру. Сделали это только после угрожающего звонка Ельцина тогдашнему мэру Лужкову: «Вы, Юрий Михайлович, мелко работаете…»
— Один из героев фильма утверждает, что если бы в 1997 году нижегородского губернатора Немцова не пригласили работать в правительство, то в 1999-м у него было бы больше шансов стать преемником.
— Действительно, накануне этих событий (в 1995—1996 годах) на него смотрели как на будущего президента. Переезд в Москву изменил все. Сам Немцов в фильме говорит, что идти наверх ему было проще, оставаясь в Нижнем Новгороде. Можно предположить, что если бы Немцов остался в стороне от происходивших в Москве войн, его стартовые позиции оказались бы сильнее.
— Зачем же тогда он согласился стать вице-премьером?
— На это в фильме дает ответ он сам. Говорит, что его уговорила дочь Ельцина Татьяна, он не смог отказать ей, когда она напомнила ему, что Борис Николаевич ему помогал раньше, а теперь Ельцину самому нужна помощь. Ту же историю повествует с экрана и Татьяна. Смею предположить, что, помимо прочего, он согласился ехать в столицу, где кипит жизнь. В ней он стремился участвовать.
— Любопытен кадр, когда в 2002 году Немцов (глава фракции СПС в Госдуме) приходит в президентский кабинет к Владимиру Путину. Они садятся друг напротив друга, дружелюбно разговаривают. Несколько человек в фильме повторяют, что у них были неплохие отношения: на ты друг друга называли.
— С точки зрения политики их разлад был неизбежен. Не нужно забывать, что в 1999—2000 годах не только Немцов с товарищами, а и сам Ельцин поддерживали Путина. Он противостоял партии реванша во главе с Лужковым и Примаковым, с ним связывали надежды на продолжение глубоких экономических реформ, прозападную политику. В первые два года путинского президентства кое-что из этого действительно происходило. В том числе при поддержке Немцова, его либеральной фракции в Госдуме. А потом Путин круто развернул руль…
— Что явилось отправной точкой, сделавшей нормальные отношения между ними невозможными?
— На это в фильме отвечает сам Немцов: «Курск», «Норд-Ост», Беслан… Путин обманул его ожидания, и Немцов не смог поддерживать его дальше. А Путину не нужны политики, которые его не поддерживают.
У меня, как и у многих других, были ожидания, связанные с Путиным, — на продолжение реформ, прозападную политику. Хотя я как избиратель не голосовал за Путина, да и Немцов, мне кажется, не голосовал. Хочу процитировать Бориса Ефимовича — его первый текст, который звучит в фильме, о том, что «любовь к власти — это главная российская проблема». Любить нужно женщин, детей, родителей, а власть нужно уважать или не уважать.
Надеюсь, воссозданный образ героя максимально близок к правде. На каком-то этапе работы понял, что мое представление о нем было не вполне верным. По жизни Немцов менялся: становился более опытным, серьезным, глубоким и масштабным политиком. У большинства, включая журналистов, было представление, что Немцов говорит простые вещи, а оттого, может быть, не очень важные. Отсюда мнение: он — парень клевый, хороший, правильный, но немножко без царя в голове. Человек, устроенный слегка популистски, пусть и в хорошем смысле этого слова, но тем не менее сильно все упрощающий. На самом деле то, о чем он говорил простым, доходчивым языком, было крайне важным.
— Потому ваш фильм озвучен его голосом?
— Борис Немцов говорит наравне с остальными рассказчиками. Эта идея принадлежит Вере Кричевской. Немцов был очень общительным человеком, поэтому в нашем распоряжении оказалось огромное количество разных его интервью. Мы записали также несколько десятков интервью с теми, кто его близко знал в жизни.
— Были те, кто отказывался давать интервью?
— Естественно. Самая ощутимая потеря — отсутствие в фильме «свидетельских показаний» Анатолия Чубайса. Хотя от политики он давненько отошел (все больше занят крупным бизнесом), но в фильме светиться отказался. Аналогично — с Игорем Малашенко (один из создателей телекомпании НТВ). Он — основной свидетель по «делу ОАО «Связьинвеста» (основано для обеспечения притока иностранных и отечественных инвестиций в телекоммуникационную отрасль), за которым стояли олигархи Гусинский, Березовский, Чубайс…
— С показом фильма проблем не возникало?
— Я не ожидал, что он вообще выйдет в прокат, когда все это делал. Не думал, что будут полные залы на премьерах в Москве, Санкт-Петербурге, других городах. Понимал, что кинотеатры могут отказываться по коммерческим, иным причинам. Потому все то, что сейчас происходит, чудо полное.
— Показов, насколько известно, было не так уж много?
— Естественно, это же не массовый выход на экраны. Одесса стала первым и пока единственным местом в Украине, где прошла премьера. На сеансе в Нижнем Новгороде присутствовала мама Бориса Немцова — Дина Яковлевна, что возлагало особую ответственность. В Нижнем нам говорили, что к Борису Ефимовичу там сложное отношение, ведь он сорвался и уехал в 1997 году в Москву. Оказалось, все наоборот. Там был большой (на 500 человек) зал, но далеко не все желающие в него попали. Те, кто попал, сидели на полу, на корточках, стояли, чуть ли не висели на потолке два часа просмотра. Собственно, как в Одессе. Это очень трогательно и впечатляюще.
— «Слишком свободный человек» — фраза, звучащая в фильме из уст бывшего мэра Самары Олега Сысуева.
— Эти слова стали идеальным названием. Его предложила Вера Кричевская. Немцов был очень свободным человеком, это, видимо, стоило ему жизни.
— Становится ли в России больше таких людей, как Немцов?
— Мне кажется, что да. Даже успех нашего фильма заключается не в его художественной ценности, а в том, что «память работает». То, что происходит на Москворецком мосту, месте, где был убит Немцов, — это уникальное явление. Немцов продолжает там жить. И количество людей, которым уже не все равно, растет.
1265Читайте нас в Facebook