В Украине возобновят специальные военные суды?
Приговор генералу Виктору Назарову вызвал широкий резонанс в СМИ и соцсетях. Напомним: за служебную халатность, выразившуюся в игнорировании информации о группах боевиков, вооруженных ПЗРК и планировавших сбивать все самолеты, летевшие в аэропорт Луганска, руководитель штаба — первый заместитель руководителя АТО осужден на семь лет лишения свободы. Государство тогда потеряло воздушное судно и высокопрофессиональный экипаж, семьи — 49 сыновей, мужей, отцов…
Еще в ходе судебных заседаний многие удивлялись, почему дело военнослужащего, да еще такого высокого ранга, рассматривает не военный, а обычный гражданский суд. Да просто в Украине еще в сентябре 2010 года тогдашний, а ныне беглый президент Виктор Янукович подписал указ «О ликвидации военных апелляционных и военных местных судов».
Решение Павлоградского суда прокомментировал президент Украины Петр Порошенко: «Наши военные выполняют свою обязанность защищать Украину. Иногда ценой собственной жизни. Понимаю горе семей. Но по-настоящему виновным в гибели наших героев является враг, который вероломно ворвался на нашу землю.
За последние три года мы воспитали новое поколение инициативных, смелых, а порою и отчаянных командиров, которые обеспечивают защиту нашей Украины. Стреножить их судебными решениями было бы неразумно с точки зрения гарантирования обороноспособности и безопасности.
Именно поэтому я планирую предложить возобновление специальных военных судов в соответствии с существующими международными практиками. Оценивать действия командиров в боевой обстановке должны военные специалисты, военные эксперты и военные судьи, а не гражданские".
Судья Верховного Суда и бывший председатель военной коллегии Верховного Суда (до расформирования в 2010 году военных судов) Александр Волков согласен с тем, что военные суды должны быть восстановлены.
— В мире так принято, — говорит судья. — Франция, например, тоже отменила на два года военные суды, но вынуждена была их вернуть! Конечно, судьи общей юрисдикции используют тот же законодательный массив, ту же процедуру, что и судьи военного суда, но последние изучают и имеют доступ к специфическим нормативным материалам, а в работе отсылают к различным нормам — от правил караульной службы до устава. Кроме того, в армии изначально все действия определяются приказами, инструкциями, без знания которых и определенного опыта судить военных невозможно. Судья военного суда в первую очередь офицер, а потом уже юрист.
— Но ведь обвинение представляла военная прокуратура, работники которой как раз отвечают этим требованиям. Они и офицеры, и с нормативными материалами ознакомлены.
— Этого недостаточно. Потому что должен быть обеспечен настоящий состязательный процесс. А это значит, что и прокурор, и адвокат, и судья должны свободно ориентироваться во всем законодательном и нормативном массиве. Идет война, где одни должны защищать страну, другие — высшие офицеры — командовать этим процессом. И, конечно, возможны непредвиденные ситуации, которые приводят к гибели людей. В такой ситуации особенно важно учитывать все нюансы.
947Читайте нас в Facebook