17-летняя Таня Цуник: «Я выиграла 80 тысяч долларов на учебу в любом из университетов США»
— Многие до сих пор не верят, что за свое поступление в одну из самых престижных американских школ я не заплатила ни копейки, — говорит 17-летняя Таня Цуник. — Не пришлось тратиться даже на оформление и отправку документов. Я выиграла стипендию Дэвиса, которая не только полностью покрывает расходы на обучение (которое стоит 60 тысяч долларов в год), но еще и медицинскую страховку, проживание, покупку компьютера и учебников, перелеты из Украины в США и обратно. Кроме того, остается еще 80 тысяч долларов на обучение в университете после выпуска из Тафта. Единственное, за что мне придется заплатить, — это виза и дорога из Первомайска до аэропорта «Борисполь».
«Тест сдаешь, сидя дома, под наблюдением веб-камеры»
В школе Тафта Таня будет учиться три года. Она будет получать ежемесячную стипендию в размере 110 долларов, жить в кампусе и четыре раза в год бесплатно летать в Украину и обратно: на зимние, весенние, летние каникулы и на День благодарения.
*Школа Тафта входит в десятку лучших частных школ Соединенных Штатов. Ее выпускники — известные ученые, политики, обладатели Нобелевской и Пулитцеровской премий
— Изначально мне должны были оплачивать только два перелета из восьми, — рассказывает Таня. — Но когда я написала руководству школы, что остальные перелеты моя семья оплачивать не в состоянии (для нас это действительно слишком дорого), мне пошли навстречу. Грант Дэвиса в этом году в этой школе получили всего пять человек. Среди тысяч претендентов из разных стран мира выбрали двух украинцев — меня и парня из Ивано-Франковска. Другие стипендиаты — из Швеции, Словении и Финляндии. Насколько я знаю, украинцы в этой школе получили грант Дэвиса впервые.
— Грант покрывает расходы не только на обучение в школе, но и частично — в университете?
— Да, хотя я, разумеется, еще не знаю, в какой университет буду поступать. Но это не имеет значения: в какой из американских вузов я бы ни поступила, 80 тысяч долларов на обучение уже есть. А это увеличивает мои шансы на поступление в такие университеты, как Гарвард, Принстон или, например, Йельский университет.
*"Мне придется заплатить только за визу и дорогу из Первоймайска до аэропорта «Борисполь», — говорит Таня Цуник
— В школе, где будете учиться, уже побывали?
— Нет, я поеду туда в сентябре. Пока видела ее только на фотографиях. Мне все очень понравилось. Школа Тафта входит в топ-10 лучших частных школ Соединенных Штатов, ее выпускники — известные ученые, политики, обладатели Нобелевской и Пулитцеровской премий. Там учились известные корреспонденты «Нью-Йорк Таймс», а я как раз мечтаю стать журналисткой. Школа находится в штате Коннектикут в двух часах езды от Нью-Йорка и Бостона. Изначально я хотела поступать не в школу, а сразу в университет. Но организаторы волонтерского проекта Ukrainе Global Scholars, с помощью которого мое поступление стало возможным, объяснили, что в университеты там поступают не раньше чем в 18—19 лет. Мне же на момент подачи заявки было всего 16. Абитуриентов такого возраста принимают в школы на двух- или трехлетнее обучение. А у тех, кто уже учился в американской школе, потом гораздо больше шансов поступить в американский вуз.
— Где вы учились в Украине?
— В обычной общеобразовательной школе в Первомайске Николаевской области. Я со второго класса углубленно изучала английский (несколько лет даже ходила к репетитору) и неплохо им овладела — могла читать книги в оригинале, смотреть фильмы без перевода. Занимала призовые места на олимпиадах. В прошлом году моя учительница побывала на презентации благотворительного проекта Ukrainе Global Scholars и предложила мне поучаствовать в их отборе. Эта организация совершенно бесплатно помогает украинским школьникам поступить на учебу в США. Но только тем, кто пройдет их жесточайший отбор. По сути, это конкурс. Из тысяч желающих выбирают всего 20 человек, которых потом готовят к поступлению. Чтобы стать одним из двадцати счастливчиков, нужно пройти несколько этапов конкурса — от письменных заявок до тестирования и интервью с организаторами проекта. Соревнуются тысячи человек со всей Украины. Я решила попробовать свои силы.
Первый этап конкурса — написание эссе, в котором нужно было рассказать, кем я себя вижу через десять лет. Еще нужно было ответить на вопросы о своих внеклассных увлечениях, любимых книгах, перечислить свои достижения. Недели через три я получила письмо о том, что прошла в следующий отборочный тур. Дальше были тесты по английскому и математике.
— Где вы их сдавали?
— Все происходило в онлайн-режиме. Но это не значит, что если ты сдаешь тест, сидя дома, у тебя есть возможность списывать. Тест проходит под веб-камерой и рассчитан на очень короткое время. Пока ты отвечаешь на вопросы, за тобой наблюдают. С заданиями по английскому я справилась быстрее. А вот математика далась тяжелее. Честно говоря, я думала, что завалила этот тест.
— Математика нужна даже при поступлении на гуманитарный профиль?
— Да, и это касается любой школы в США. К моему удивлению, мне все-таки пришло приглашение на третий отборочный тур. Это было интервью с организаторами благотворительного проекта. Там знания математики уже не проверяли. Нужно было рассказать (естественно, на английском языке) о себе и своих целях. После этих интервью организаторы проекта определили 20 финалистов. Я попала в их число. Нас начали готовить к поступлению.
«Они изучают не больше 5—6 предметов за семестр, в то время как у нас — не меньше двадцати»
— Подготовительные онлайн-курсы продолжались шесть недель, — продолжает Таня. — Нам рассказывали, какими будут экзамены, мы писали пробные эссе и тесты, похожие на те, которые нас ожидали при поступлении. Тем, кто поступал в школы, нужно было сдать два экзамена, а тем, кто в университеты, — четыре. Тест SAT сдают абсолютно все американские школьники — это как наше ВНО (внешнее независимое оценивание). Первые две части теста — математика, две вторые — английский, пятая — эссе. Кроме этого, иностранные поступающие обязательно сдают второй экзамен на знание английского языка. Но после теста SAT этот экзамен сложным мне не показался.
Мы занимались на онлайн-курсах четыре раза в неделю. Параллельно я готовилась к школьным олимпиадам. Каждый раз в полночь заваривала себе крепкий кофе и до трех часов ночи писала свои эссе. А уже в 6.30 вставала — нужно было идти в школу. Чтобы не засыпать, обливалась холодной водой… Все время боялась, что времени слишком мало и я ничего не успею. Почему я засыпаю на уроках и хожу с устрашающими кругами под глазами, ни одноклассники, ни учителя не знали. Я никому, кроме родителей, не сказала, что пробую поступать в зарубежную школу. Боялась сглазить.
Когда дело дошло до настоящих экзаменов, поняла, насколько полезны были онлайн-курсы. Я смогла ответить даже на самые каверзные вопросы в тестах — мы с организаторами проекта такие разбирали. Один экзамен сдавала в Киеве, второй — в Днепре. Они платные, но благотворительный фонд взял эти расходы на себя. Написав тесты, я подала заявки в 15 американских школ, после чего в каждой из них проходила онлайн-интервью. Требования в школах похожи, но все же есть небольшие отличия. Где-то кроме эссе на вопросы должны ответить родители абитуриента, где-то — учителя. А те, кто претендует на грант, должны в подробностях рассказать о материальном положении своей семьи, предоставив соответствующие документы. Справки о зарплате, отчеты в налоговую, документ о покупке дома или квартиры (даже если недвижимость купили много лет назад).
— Как проходили онлайн-интервью?
— Их у меня было пятнадцать: сколько школ — столько и собеседований. Везде спрашивали, какие у меня цели, планы на будущее. В одной из школ спросили, какое историческое событие я хотела бы изменить. Я сказала, что попыталась бы отговорить Ван Гога от самоубийства. Все интервьюеры хорошо ко мне относились, никто не пытался завалить. Я настолько привыкла к этим интервью, что с нетерпением ждала каждого.
— Вы еще не познакомились с будущими однокурсниками?
— Только с парнем из Ивано-Франковска, который тоже поступил в школу Тафта. Он, как и я, сейчас заканчивает одиннадцатый класс. Хоть мы уже зачислены в американские школы, в Украине нам все равно придется сдавать внешнее тестирование, чтобы получить аттестаты. Сейчас я много читаю о системе обучения в школе Тафта и с каждым днем все больше туда хочу. Мне нравится, что за семестр они изучают не больше 5—6 предметов (в то время, как у нас этих предметов не меньше двадцати). В частных американских школах гораздо меньше учеников, чем в украинских. Это помогает педагогам найти к каждому индивидуальный подход. Учителя, кстати, как и школьники, живут в кампусе. И если ты, волнуясь перед экзаменом, пришел в девять часов вечера к своему педагогу на дополнительную консультацию, это никого не удивит.
«Мы отбираем только детей с хорошим знанием английского языка и математики»
Чтобы стать участником программы Ukrainе Global Scholars, абитуриенту не нужно платить за это деньги — организация благотворительная. По сути, каждый год фонд проводит среди школьников 14—17 лет конкурс. Заявки подают сотни человек, затем организаторы программы выясняют их потенциал и отбирают лучших из лучших. Отбор проходит с помощью онлайн-заявки, тестов и собеседований. Затем абитуриенты, которых выбрали, поступают в престижные зарубежные школы и университеты.
— Особенно мы стараемся помочь талантливой молодежи из сел и небольших городов, — рассказывает «ФАКТАМ» основатель и куратор проекта (он кстати, в свое время учился в Гарвардском колледже) Михаил Лемеш. — У них меньше возможностей. Многие, узнавая о нашем проекте, не верят, что человек из обычной семьи может выиграть грант и учиться в зарубежных заведениях совершенно бесплатно. Тем не менее это так.
— Как проходит отбор участников?
— Сначала школьники отправляют нам заявки, в которых сообщают короткую информацию на английском языке о своих академических и внеурочных достижениях, планах на будущее. Те, чьи заявки показались нам интересными, проходят в следующий раунд. На этом этапе участники сдают онлайн-тесты по английскому языку и математике. Поскольку для поступления в американские школы и колледжи необходимы результаты тестов SAT/TOEFL, мы должны заранее знать уровень подготовки абитуриентов.
Те, кто справился со вторым этапом, переходят к третьему — это интервью с представителями нашей команды. Разговаривая с участником, мы стараемся узнать его поближе: понять его характер, цели, лидерские качества, желание внести свой вклад в развитие Украины. После интервью члены правления нашего фонда принимают решение по каждому участнику — остается он или нет. Если остается, фонд начинает готовить его к поступлению в американский колледж или школу.
— Как именно готовить? Обучать английскому?
— Нет, мы отбираем только детей с хорошим знанием английского языка и математики. Обучить ребенка английскому за несколько недель невозможно. Но зато можно подготовить его к особенностям тестов, которые ожидают его при поступлении. С помощью наших партнеров организации ZNO.UA мы организовываем шестинедельную онлайн-подготовку к тестам SAT и TOEFL, проводим летний лагерь для финалистов, где рассказываем о механизме поступления в американские школы и колледжи. В дальнейшем помогаем с оформлением и отправкой документов, консультируем по вопросам стипендий и грантов, закрепляя за каждым финалистом ментора. Объясняем, как рассказать о своих достижениях в доступной для американцев форме. Например, если школьник напишет, что занял первое место на районной олимпиаде по английскому языку, его не поймут — в Америке не знают, что такое олимпиада. И таких нюансов очень много. Что немаловажно, фонд берет на себя все затраты: оплачивает сдачу тестов, их отправку в школы и так далее.
— Кто может пробовать участвовать в программе? Только выпускники школ? Или, возможно, студенты украинских вузов?
— Трансфером студентов из украинских вузов в зарубежные мы не занимаемся. Если человек уже учится в украинском университете, ему не стоит подавать заявку. Фонд готовит школьников 14—17 лет, которые поступают либо в престижные американские школы, либо в колледжи (то есть степень бакалавра).
— Насколько велики шансы украинского школьника выиграть грант?
— Большинству участников нашей программы это удается, хотя грант получить непросто. Обычно престижные школы выделяют не более двух—трех полных стипендий в год. И на них претендуют тысячи абитуриентов со всего мира. Когда два года назад наш проект только открылся, гранты выиграли пять наших участников (из тринадцати). На пятерых они выиграли один миллион сто тысяч долларов! Ребята поступили в Нью-Йоркский университет в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты. — Ред.), в Американскую школу Лезен в Швейцарии и школу-пансионат для девочек Эммы Уиллард в США. В этом году результаты еще лучше. Чего стоит один только пример школьника из Киева, который выиграл гранты на обучение в Гарварде, Стенфорде, Колумбийском университете и нескольких других престижных вузах США. По тесту TOEFL он набрал 112 баллов из 120, а по тесту SAT — 1560 из 1600. Он сдал тесты лучше 99 процентов американцев. Парень выбрал Гарвард и уже осенью отправится туда на учебу.
9359Читайте нас в Facebook