В 2016-м на дорогах Украины погибло больше людей, чем военных за три года боевых действий на востоке страны
Согласно официальной статистике, количество аварий на дорогах Украины в прошлом году увеличилось на 14,2 процента (всего — 158 тысяч 776 случаев), а пострадавших в них людей — на 6,4 процента (всего — 33 тысячи 613 человек). Ежедневно в автокатастрофах гибнут 16 человек и около 90 травмируются. ДТП происходят каждые 20 минут, а каждые два часа в них гибнет человек.
По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень смертности от дорожных аварий в Украине составляет 13,5 человека на 100 тысяч населения. Это более чем вдвое превышает средний показатель в странах Евросоюза. Не менее кричащий факт — за год на дорогах Украины погибло значительно больше людей, чем военных за все время боевых действий на востоке нашей страны. К примеру, только в 2016 году в автокатастрофах погибли 3 тысячи 410 человек, тогда как за три года АТО — 2 тысячи 652 наших солдата. Между тем мировая практика показывает, что одним из эффективных методов снижения аварийности является система автофиксации нарушений Правил дорожного движения.
Для обслуживания системы нужно набрать около 14 тысяч новых сотрудников
Увы, у нас в стране до сих пор нет четкой стратегии повышения безопасности дорожного движения, не создана модель эффективного управления дорожной безопасностью и не налажена координация между государственными органами, задействованными в этой сфере. Да что там говорить — так и не введена в действие даже пресловутая система автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения (ПДД), узаконенная Верховной Радой еще в 2015 году!
Страны Европы переживали схожую ситуацию с аварийностью в 80-е годы прошлого века. Например, в Германии тогда уровень смертности в ДТП был выше, чем сейчас в Украине: на каждые 100 тысяч населения в авариях гибли 18—20 человек, тогда как сегодня — около четырех. Снизить аварийность в европейских странах помог целый комплекс мер: улучшение дорожной инфраструктуры, качественное управление безопасностью движения, своевременная медицинская помощь пострадавшим в ДТП, повышение штрафов и обеспечение неотвратимости наказания за нарушения правил.
Весомую роль сыграла и система автофиксации. Европейский опыт показал, что она способна сократить аварийность на дорогах на 30 процентов. Доказывает это и практика применения автофиксации у наших соседей по СНГ. В аутсайдерах оказалась только Украина. И это несмотря на громкие заявления Арсена Авакова, еще год назад пообещавшего расставить на наших дорогах более трех тысяч камер системы автофиксации.
В чем же причины задержки этого архиважного нововведения, способного в корне изменить ситуацию на дорогах? О них рассказало руководство департамента безопасности дорожного движения Нацполиции Украины. Основные причины остались теми же, которые озвучивались еще в прошлом году (см. «ФАКТЫ» за 10.11. 2016 г.). То есть фактически за год никаких сдвигов не произошло.
Прежде всего, говорят в Нацполиции, для внедрения автофиксации необходимо усовершенствовать действующее законодательство. В частности, подкорректировать закон, которым она была введена (он по-прежнему нарушает конституционные нормы), принять изменения в Бюджетный кодекс, утвердить правительственные постановления, упорядочивающие функционирование системы и технический регламент по применению автоматических средств контроля, а также целый ряд ведомственных приказов, регулирующих работу системы автофиксации, межведомственное взаимодействие и прочее. Другими словами, до внедрения системы предстоит пройти достаточно длинный путь.
Впрочем, нельзя сказать, что это полиция бездействует. Как сообщил заместитель начальника управления безопасности дорожного движения Нацполиции Украины Василий Брянцев, многие из нормативных документов уже подготовлены и ждут одобрения правительства, а законопроект № 5314, устраняющий противоречия, почти полгода пылится в Верховной Раде в ожидании, пока его одобрит профильный комитет.
Кстати, в последней редакции упомянутого законопроекта его авторы предлагают вернуться к практике использования мобильных радаров, работающих не автоматически, а по команде стражей порядка. Для этого авторы документа хотят внести соответствующие изменения в Закон «О полиции». В них сказано, что «…полиция для обеспечения порядка и безопасности на дорогах может использовать любую свою фото- и видеотехнику, в том числе и автоматическую, а также подобные средства, находящиеся в чужом владении». Предложенная норма даст полицейским возможность использовать мобильные радары, применявшиеся ранее сотрудниками ГАИ: пресловутые «фены», «Визиры» и TruCam.
Как объяснил Василий Брянцев, действующим законом предусмотрено применение приборов, работающих в автоматическом режиме, из-за чего полицейские не имеют права контролировать скорость движения и привлекать к ответственности любителей погонять с ветерком. Предложенные нововведения значительно расширят возможности стражей порядка.
В прошлом году в Одессе и Киеве запустили пилотный проект по обкатке системы автофиксации нарушений. Полученные в итоге данные и легли в основу упомянутых законодательных и нормативных актов. В числе прочего, например, стало понятно, что для обслуживания системы автофиксации в государственном масштабе нужно создать дополнительное подразделение Нацполиции.
— Сколько камер автофиксации необходимо установить в Украине и какое количество людей должно их обслуживать? — поинтересовались мы у Василия Брянцева.
— По данным Нацполиции, в Украине насчитывается около 3 тысяч 700 мест концентрации ДТП, которые необходимо оборудовать камерами по контролю безопасности движения. Учитывая возможности современных приборов по фиксации сразу несколько видов нарушений, а также периодическую смену дислокации камер с применением муляжей, ориентировочное количество камер автофиксации в Украине должно составлять не менее двух тысяч. Пилотный проект показал, что за сутки упомянутые комплексы в пиковом режиме способны передавать в среднем 4 миллиона 600 тысяч уведомлений о нарушении ПДД. Для обработки такого количества информации необходимо задействовать 13,7 тысячи операторов, организовав для них более 4 тысяч 500 рабочих мест.
— Это же огромный штат новых сотрудников, а значит, дополнительные деньги на зарплату и прочее. Неужели нельзя обойтись меньшими усилиями?
— Такой большой штат операторов потребуется только в первое время. Как свидетельствует зарубежный опыт, после запуска системы количество нарушений неизбежно сокращается — спустя год в среднем на 30 процентов. В таком случае число операторов можно будет уменьшить до 4,5 тысячи, а рабочих мест — до 1,5 тысячи. Кроме того, количество сотрудников возможно сократить, совершенствуя программное обеспечение, а также качество подготовки самих операторов в ходе получения ими практического опыта работы.
Ямы на дорогах снижают аварийность, а мобильные камеры фиксации куда эффективнее стационарных
Результатом анализа мировой практики применения систем автофиксации с «ФАКТАМИ» поделился руководитель Украинской ассоциации систем безопасности дорожного движения Владимир Кривенко. Оказывается, длительная задержка с введением этой системы в Украине свидетельствует не о бездействии нашей полиции, а о серьезном отношении к проблеме. К примеру, в Великобритании на подготовку законодательных и регуляторных актов ушло аж три года! В итоге эта страна стала европейским лидером по безопасности на дорогах — там на 100 тысяч населения в ДТП гибнет всего 2,9 человека (напомним, что в Украине — 13,5). Кстати, в Беларуси в ДТП погибают 13,7 человека на 100 тысяч населения, а в России — 18,9. А ведь известно, что у соседей-белорусов хорошие дороги. Владимир Кривенко говорит, что соотношение в нашу пользу объясняется тем, что ямы на дорогах не дают нашим водителям превышать скорость, тем самым сокращая количество возможных ДТП.
Но сегодня система автофиксации нарушений в Великобритании себя изжила.
— В первые десять лет внедрения (с 1991-го по 2001 год) в Англии было установлено около 1300 камер, в последующие семь лет их количество увеличили до 2500 штук, — говорит Владимир Кривенко. — Уже к 2015 году число камер пришлось сократить до 1700, причем более 20 процентов из них простаивают, так как большинство камер в последнее время фиксируют менее одного нарушения в сутки. Фактически камеры стали жертвами своей эффективности!
Более эффективными зарекомендовали себя мобильные камеры фиксации, установленные в патрульных автомобилях английской полиции. К примеру, в 2014 году около 1700 стационарных камер в Великобритании зафиксировали почти 970 тысяч превышений скорости, а 345 мобильных — порядка 780 тысяч.
Осознала преимущество передвижных систем контроля и Франция — на сегодня в ее арсенале есть 100 мобильных комплексов, размещенных в передвижных антивандальных прицепах. Планируется закупить еще 500 таких приборов и дополнительно установить 10 тысяч муляжей. С учетом этих данных при введении в Украине автофиксации целесообразно закупить больше именно мобильных комплексов.
— Чем еще способен удивить зарубежный опыт применения систем автофиксации?
— Хочу рассказать об одном из весьма интересных и эффективных средств, которое в экспериментальном порядке используется уже и у нас, — отвечает Владимир Кривенко. — Это система так называемой обратной связи с водителем. По сути, это дорожные табло с встроенным радаром, на них выводится скорость движения проезжающих мимо автомобилей. Подобные информационные знаки Trusing появились и в Киеве. Если скорость автомобиля находится в пределах дозволенного, показатели высвечиваются зеленым цветом, при превышении — красным. Кстати, это новшество очень понравилось столичной полиции, и она уже определила в городе более 40 мест, где необходимо установить подобные дорожные табло.
— То есть это просто знаки с замеренной скоростью движения, которые не фиксируют превышение? В чем тогда их смысл?
— Такие системы обратной связи с водителем эффективны тем, что они снижают скорость дорожного трафика в среднем на 10 процентов. Водитель понимает, что нарушение замечено и в дальнейшем подобная езда грозит ему высоким штрафом (например, впереди может стоять камера автофиксации), поэтому сразу сбрасывает скорость до разрешенной. Системы наподобие Trusing широко применяются не только в европейских странах, но и в США.
— Как вы считаете, то количество камер автофиксации, которое планирует установить полиция, способно снизить аварийность на наших дорогах?
— Мировые исследования в сфере безопасности движения свидетельствуют, что увеличение средней скорости движения всего на 4 километра в час повышает аварийность на 15 процентов, аварий с тяжелыми последствиями — на 20 процентов, а с гибелью людей — на 25 процентов. Когда руководство полиции заявляет, что в Украине необходимо установить около трех тысяч камер, половина из которых будет контролировать среднюю скорость движения на участках около 10 километров, в результате мы получим 15 тысяч километров дорог с обеспеченным режимом соблюдения скоростного лимита. А это уже около 10 процентов от общей протяженности автодорог в Украине. При таких показателях у нас появятся все основания ожидать заметного повышения безопасности на дорогах.
Как видим, есть мировой опыт применения систем автофиксации, законодательные наработки наших правоохранителей, нормативные акты соответствующих министерств и огромное желание простых водителей и пешеходов, чтобы наши дороги наконец-то стали безопаснее. Спрашивается, сколько же еще должно погибнуть людей, чтобы руководство страны проявило волю и наконец дало зеленый свет такому нужному и эффективному методу борьбы с аварийностью?
2992Читайте нас в Facebook