«крейсер «украина», который не могут достроить уже 17 лет, — это символ бестолковой власти»
Глава Верховной Рады Владимир Литвин на днях посетил Николаевский судостроительный завод имени 61 коммунара. На встрече с коллективом предприятия Владимир Михайлович прокомментировал плачевное состояние украинского судостроения: «Украина входит в десятку крупнейших судостроительных стран мира. Но полагаю, что о таких достижениях мы скоро будем говорить в прошедшем времени. У нас 25 предприятий, относящихся к судостроительной сфере. К большому сожалению, в государственной собственности осталось только два Убежден, что они в первую очередь должны получать государственные заказы».
«За годы независимости Украины на стапелях наших судостроительных предприятий не было заложено ни одного нового боевого корабля»
Владимир Литвин отметил, что отечественная судостроительная отрасль сейчас переживает едва ли не худшие времена за всю свою историю. При Советском Союзе украинские заводы ежегодно сдавали 50-60 разных судов гражданским заказчикам, а военные получали целую эскадру новых и модернизированных кораблей — до 30-35 единиц. За годы же независимости Украины на стапелях наших судостроительных предприятий не было заложено ни одного нового боевого корабля. «А крейсер «Украина», который не могут достроить уже 17 лет, — это символ бестолковой власти», — с сожалением констатировал Владимир Литвин.
Впрочем, за 18 лет судостроительная отрасль лишилась не только заказов. Также сократилось и количество уникальных профессий, которые невозможно «импортировать» из других отраслей экономики: судовых слесарей-монтажников, электромонтажников, наладчиков сложных механизмов и аппаратуры. Подобное положение и в инженерном корпусе, и в составе менеджеров
Стоит отметить, что государство предпринимало попытки возродить украинское судостроение. Так, в 2000-2004 годах отрасль работала, руководствуясь положениями законов Украины «О мерах государственной поддержки судостроительной промышленности в Украине» и «О специальной экономической зоне «Николаев» (закон вступил в силу в 2002 году), создавшими благоприятные условия для работы судостроительных предприятий. За пять лет сформировались ростки возрождения отечественного судостроения и условия для его развития, увеличилась загрузка отрасли. Как следствие, объемы производства выросли в 2,5 раза, средняя заработная плата — в три раза, значительно увеличились поступления в бюджет и внебюджетные фонды, возросла инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность предприятий. Однако в 2007 году, говорит Владимир Литвин, все мероприятия и льготы, предусмотренные вышеупомянутыми законами, были отменены. Не сработало и положение закона о предоставлении государственной финансовой поддержки на строительство судов с использованием механизма удешевления банковских кредитов.
В связи с этим одной из первоочередных задач Владимир Михайлович считает восстановление в полном объеме Закона «О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности Украины». И в первую очередь это касается именно Николаевщины, где высококвалифицированные судостроители уже семь месяцев не получают заработную плату. «Необходимо восстановить специальную экономическую зону «Николаев». Надо сделать все, чтобы судостроительная сфера оставалась приоритетной. Задача государства — сохранить профессионально-интеллектуальный потенциал высокотехнологичной отрасли», — убежден Владимир Литвин.
«У нас есть настоящие патриоты, которым просто надо дать шанс возродить судостроительную славу Отечества»
Как отмечают эксперты, при сохранении равнодушного отношения власти к этому научно-производственному комплексу в ближайшие десять лет судостроение Украины просто исчезнет. Естественно, это повлечет за собой ухудшение материального положения жителей южного региона. Ведь судостроение определяет социально-экономический статус целого ряда городов юга Украины: Николаева, Херсона, Керчи, Севастополя и других. Иными словами, благополучие примерно 300-400 тысяч граждан напрямую зависит от успешной работы судостроения.
Чтобы спасти отрасль, считает Владимир Литвин, необходимо ввести специальные регуляторные правила для морской индустрии, важнейшими из которых являются прямое субсидирование государством строительства судов в размере шести-девяти процентов контрактной стоимости судна; финансовая помощь в строительстве судов для отечественных судовладельцев или на экспорт; гарантирование кредитов на строительство судов; введение налоговых льгот. По мнению политика, немаловажным является и участие государства в финансировании проектных изысканий, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и прочих работ. Но главное — это, конечно, кадровый, человеческий потенциал.
«Мы обычно только рассказываем миру, что у нас судостроение, авиастроение и космическая сфера обеспечивают прорывное развитие Украины. Если посмотреть на реальную ситуацию в стране, то мы должны говорить об этих возможностях в прошедшем времени, — резюмировал Владимир Михайлович. — Но я много встречался с судостроителями и знаю: у нас есть настоящие патриоты, которым просто надо дать шанс — и они возродят судостроительную славу Отечества».
203Читайте нас в Facebook