Экспертиза подтвердила, что полотно, несколько десятилетий хранившееся в запасниках одесского музея западного и восточного искусства, принадлежит кисти итальянского художника тициана и оценивается в 200 миллионов долларов
- Впервые предположение о том, что имеющийся у нас в запасниках «Портрет венецианского дожа» принадлежит кисти Тициана, высказал в середине 80-х годов прошлого века тогдашний заместитель директора нашего музея по научной части, — рассказал «ФАКТАМ» директор Одесского музея западного и восточного искусства Владимир Островский. — Однако мнения специалистов, в том числе сотрудников Эрмитажа и Музея Пушкина, тогда разделились.
Вторично к этой картине пытались вернуться лет пять-шесть назад, когда в беседе с сотрудниками Эрмитажа выяснилось, что у них имеется каталог рентгеновских снимков подлинных работ Тициана. Известно, что он часто переделывал картины прямо на холсте, меняя ракурс и перерисовывая голову. Именно рентген-метод является самым верным при установлении истины. Но подобное исследование стоит несколько тысяч долларов.
- Только сейчас, при содействии учредителя Фонда музеев Украины Олега Волощука, удалось «диагностировать» это полотно, — продолжает Владимир Островский. — Для этого картину в сопровождении специальной военизированной охраны отправили в Киев, в Национальный центр реставрации. Там провели рентгенологическое исследование и сделали химический анализ грунта. В частности, на снимке нашего «Портрета венецианского дожа Джироламо Приули» был найден «третий глаз» — художник сдвигал изображение. Обнаружены и типично тициановские мазки. Экспертиза подтвердила, что возраст полотна и состав краски полностью соответствуют предполагаемому времени его написания. Эти результаты отправили в Эрмитаж, где специалисты сделали заключение о подлинности картины.
Однако на этом одесситы не остановились. По словам директора музея, он созвонился с ведущим специалистом периода эпохи Возрождения, доктором искусствоведческих наук Викторией Марковой из Москвы, и она согласилась приехать в Одессу, чтобы ознакомиться с произведением и заключением экспертов.
- Мы также нашли информацию в интернете, где указан каталожный номер картины, дата, когда она выставлялась на аукцион. Он совпадает с номером на нашей картине. Поэтому теперь почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что это подлинный Тициан, — уточнил Владимир Островский. — Можно сказать, что сам Всевышний послал нам эту находку как компенсацию за украденную год назад картину Караваджо «Поцелуй Иуды, или Взятие Христа под стражу». (»ФАКТЫ» писали об этом «похищении века». Напомним, что, по оценкам экспертов, «Поцелуй Иуды» может стоить на черном рынке порядка 100 миллионов долларов. — Авт. ) Сейчас система охраны и сигнализации в нашем музее надежная, потому опасаться за безопасность вновь обнаруженного шедевра нет оснований. После заключения профессора Виктории Марковой картину планируем отправить в миланский или флорентийский музей на экспозицию.
196Читайте нас в Facebook