ПОИСК
Происшествия

«у тебя есть десять дней, чтобы собрать миллион долларов. Если обратишься в милицию, мы казним твоего брата и пришлем тебе запись казни. А потом похитим еще кого-нибудь из твоей семьи»

0:00 5 декабря 2009
«у тебя есть десять дней, чтобы собрать миллион долларов. Если обратишься в милицию, мы казним твоего брата и пришлем тебе запись казни. А потом похитим еще кого-нибудь из твоей семьи»
Три недели брата известного черкасского бизнесмена держали на привязи(!) в заброшенном доме возле украинско-молдавской границы. Семерых похитителей одновременно задержали в Черкассах и Одесской области за два часа до момента передачи выкупа

Известный черкасский бизнесмен Борис Елизаров (имена и фамилии всех героев этой публикации, за исключением должностных лиц, изменены.  — Авт. ) ехал на своем автомобиле в Крым и уже почти добрался до места, когда на его мобильный телефон пришло сообщение с телефона брата. Но писал не Степан: «Борис, твой брат у нас. Завтра же возвращайся в Черкассы, получишь инструкции. Машину Степана заберешь возле театра. В милицию лучше не звони».

Размышлять о том, что эта sms-ка может быть просто чьей-то злой шуткой, было некогда. В тот же день Борис вернулся домой. В милицию он не позвонил, но обратился за помощью к некоторым народным депутатам — может быть, они как-то помогли бы спасти брата.

«Ты должен действовать только по инструкциям, которые мы тебе выслали. Загляни в почтовый ящик своей тещи»

- Если честно, такая бурная деятельность Бориса Елизарова чуть не испортила все дело, — говорит заместитель начальника черкасского областного управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) Игорь Паниотов.  — О том, что похищен человек, мы узнали почти сразу. Не спрашивайте откуда. Скажем так, из оперативных источников. Борис обратился к нам лишь на четвертый день. А до этого момента на нас оказывали давление депутаты: мол, почему вы не работаете? Но к тому времени мы уже вовсю работали. Ситуация была нешуточной. Похитители требовали от бизнесмена за похищенного брата ни много ни мало один миллион долларов! Люди, которые хотят получить такой огромный выкуп, не остановятся ни перед чем. Когда Борис расспрашивал нас о ходе поисков, мы не говорили ему ничего конкретного, опасаясь утечки информации. Вот потому Борис и думал, что мы еще не вышли на след преступников.

На следующий день Борису позвонил неизвестный и поинтересовался: «Почему ты до сих пор не забрал автомобиль? Слушай, если хочешь увидеть своего брата живым и здоровым, ты должен действовать только по инструкциям, которые мы тебе выслали. Загляни в почтовый ящик своей тещи».

РЕКЛАМА

В инструкции было написано: «Твой брат у нас и будет находиться здесь до тех пор, пока ты не выполнишь все наши требования. Ты должен в десятидневный срок собрать и выплатить нам деньги в размере одного миллиона долларов. Если ты обратишься в милицию, твоего брата уничтожим и потом оставим за собой право на похищение или убийство еще одного из членов твоей семьи. А чтобы ты не сомневался, что мы не шутим, пришлем тебе видео с казнью брата. Что делать дальше — мы тебе сообщим в следующей инструкции».

- Борис постоянно был на связи с преступниками, которые все время меняли номера телефонов, и несколько раз пытался уменьшить сумму выкупа, но похитители не собирались идти на уступки, — вспоминает начальник черкасского УБОПа Игорь Грушевский.  — Более того, они постоянно меняли условия игры. Придумывали все новые и новые инструкции. То требовали от Бориса, чтобы он перебросил чемодан с деньгами через высокий забор из окна машины, то каким-то образом передал выкуп по реке. Потом приказали бизнесмену петлять на машине по дорогам, пока он не найдет расстеленную на земле простыню, куда и должен был положить миллион долларов.

РЕКЛАМА

Преступники были очень осторожны. Как мы узнали позже, главарь банды специально в интернете искал информацию о том, как действуют спецслужбы при освобождении заложников. И поэтому он делал все возможное, чтобы запутать следы.

«Было такое впечатление, что заложника накачали то ли наркотиками, то ли снотворным»

- Вскоре нам удалось установить, что в состав банды похитителей входили семь человек, — продолжает Игорь Паниотов.  — Интересно, что главаря почти никто из его подчиненных не видел в лицо. Похитители просто знали, что есть человек, который руководит всей операцией, и ежедневно получали от него инструкции по интернету. А между тем, как нам удалось выяснить, организатором похищения брата бизнесмена Елизарова был 58-летний приятель Бориса, который знал, что у него водятся деньги. Однако, чтобы собрать миллион, Борису Елизарову нужно было продать весь свой бизнес.

РЕКЛАМА

- Он собирал деньги для выкупа брата?

- Борис искал деньги, занимал у друзей, родственников, знакомых. Десять дней, отведенных похитителями, уже истекли, но Степан был еще жив. Видимо, преступникам было известно, что Борис старается собрать нужную сумму.

- Но откуда Елизаров мог знать, что Степана еще не убили?

- Похитители заставляли Степана наговаривать на диктофон текст: мол, я живой, скорее отдай им деньги, а то меня убьют. И хотя все эти записи можно было сделать и заранее, Борису ничего не оставалось, как верить им.

- Вы уже знали, где преступники держат Степана Елизарова?

- Да. Оперативным путем мы установили, что заложника сначала держали на даче под Черкассами, а потом перевезли в Одесскую область, на границу с Молдовой. Там его охраняли несколько членов банды. Остальные находились в Черкассах. Все они были серьезными людьми, со многими судимостями за плечами. Операция по освобождению заложника готовилась очень тщательно. На кону была жизнь человека. Операцией лично руководил начальник черкасской областной милиции Николай Лушпиенко. Он сам бывший убоповец, имеет большой опыт оперативной работы и прекрасно знает, как надо действовать. Именно Лушпиенко разработал спецоперацию по одновременному задержанию похитителей и освобождению заложника. Преступники играли в свою игру, а мы — в свою. Обычно похитителей задерживают при передаче выкупа. Мы же обезвредили банду за два часа до момента передачи.

- У вас были деньги, может, часть денег или «кукла», муляж? На всякий случай, если придется все-таки участвовать в передаче выкупа.

- Честно скажу, что «куклу» с деньгами мы не готовили, так как были уверены на все сто процентов, что освободим заложника без выкупа. Четверо злоумышленников находились в Черкассах. Они продолжали вести переговоры с Борисом, возможно, присматривались к другим членам его семьи, изучали их маршрут передвижения. Еще трое похитителей охраняли Степана возле молдавской границы. Было принято решение обезвредить обе группы преступников одновременно. Потому что могла произойти утечка информации — кто-то из похитителей мог успеть дать команду в Одесскую область, чтобы Степана убили.

В тот момент, когда в Черкассах оперативники брали главаря банды, еще семеро убоповцев освобождали Степана Елизарова из полуразвалившегося домика. Сопротивления никто оказать не успел.

- Какова была реакция Степана, когда он увидел, что его освобождают?

- Было такое впечатление, что заложника накачали то ли наркотиками, то ли снотворным. Мы увидели прикованного к кровати бородатого мужчину, который почти ни на что не реагировал.

«За три недели мне ни разу не дали возможности хотя бы умыться»

- Меня постоянно поили снотворным, — рассказывает Степан Елизаров.  — Почти все время я находился в бессознательном состоянии.

С момента, когда его освободили, до нашей встречи прошло несколько дней. Степан понемногу приходит в себя, но видно, что он еще не скоро оправится от пережитого шока.

- Вы помните, с чего все это началось? Может быть, до того, как вас похитили, за вами была слежка?

- Нет, слежку я не замечал. Но теперь уверен, что она, скорее всего, была. Ведь звонить мне начали за месяц до похищения.

- Звонить? Кто вам звонил?

- Я работаю торговым представителем. Ищу товары для магазина. Как-то мне позвонили и предложили партию сока по выгодным ценам. Сразу на встречу я не пошел. Магазин, в котором я работал, в соке не особо нуждался — были прямые поставки. А эти люди мне звонили постоянно и обещали все более выгодные условия. Посоветовавшись с руководством, я наконец согласился на встречу.

Едва я остановил машину в условленном месте и немного опустил боковое стекло автомобиля, как ко мне подошли трое мужчин. Уточнили, действительно ли я Степан Елизаров, после чего один из незнакомцев вскочил в мою машину и зажал мне рот рукой. Затем втроем перенесли меня на заднее сиденье. Это было среди бела дня на глазах у многочисленных прохожих.

Потом мне силой разжали рот, вставили в него какую-то лейку и залили, как я позже узнал, водку с клофелином. Я отключился почти сразу.

- Когда очнулись, что вы увидели?

- Я очнулся на чьей-то даче. Было холодно. Увидев, что я пришел в себя, похитители перенесли меня на первый этаж. Там было теплее. Потом снова чем-то напоили. Я плохо понимал, что со мной происходит. Помню, долго ехали в машине, наверное, несколько часов.

- На вас были наручники?

- Нет. Представьте себе, если бы машину с преступниками остановили гаишники и увидели человека в наручниках…

- Можете описать место, куда вас потом привезли?

- Недостроенное здание, без электричества, кругом разбросаны вещи… Меня уложили на кровать и снова напоили снотворным.

- Были ли мысли о побеге?

- Один раз я предпринял такую попытку. Хотел воспользоваться тем, что преступники думали, будто я еще сплю. Но, как только встал с кровати, на меня набросились и избили. Уже после этого на меня надели наручники и приковали к кровати.

- Вас кормили?

- Да, но тоже, по-моему, туда подмешивали таблетки со снотворным. Я все время находился в полусне.

- А как вы наговаривали на диктофон просьбы к брату о скорейшем выкупе?

- Когда я приходил в себя, мне приказывали начитывать текст. Сначала я сам придумывал, что говорить, а потом похитители стали писать мне текст на листке бумаги, и я его зачитывал.

- Вы осознавали, сколько времени вас уже держат в заложниках?

- Надо мной висели часы, и я старался высчитывать время по ним. Когда ненадолго приходил в себя, приплюсовывал время, сколько мог находиться без сознания. Правда, иногда сбивался. Знал, что прошло около трех недель. За это время мне ни разу не дали возможности хотя бы умыться. Даже на улицу не выпускали. Естественные надобности справлял в ведро, которое стояло возле кровати. Кстати, скорее всего, его за это время ни разу не выносили.

- Как вы думаете, после получения выкупа вас отпустили бы?

- Они были без масок, я видел их лица. Так что вряд ли меня отпустили бы. Каждый день для меня был как последний.

- А когда поверили, что все уже позади?

- Если честно, я и сейчас чувствую себя неуютно. Вздохнул с облегчением только в Черкассах, куда меня привезли сотрудники милиции.

- Думаете, за вами могут продолжать следить? Не всех преступников арестовали?

- Меня посещает такая мысль. Кстати, после того, как снова оказался на свободе, я сошелся со своей женой, с которой был в разводе. Она, когда узнала, что меня похитили, очень сильно переживала за меня. И я понял, что все еще люблю ее. Огромное спасибо брату! Он не оставил меня. В последнее время мы, к сожалению, не так часто общались. Но он забрал мою бывшую жену и моих детей к себе на то время, пока меня держали в заложниках, и охранял моих близких.

Нам удалось побеседовать с одним из похитителей Степана. Неохотно, но он все же ответил на вопросы.

- У вас уже есть судимость. Вы осознавали, что для вас похищение человека может обернуться серьезным наказанием?

- Конечно, понимал. Мне обещали деньги.

- Сколько?

- Десять тысяч долларов.

- А сколько требовали с родственников Степана, вы знаете?

- Нет, я вообще больше ничего не знал. Мне сказали похитить человека, и потом я его охранял.

- Степана вы держали на цепи, как собаку…

- Это ради его же блага. Так он не смог бы предпринимать попыток к побегу и не пришлось бы его бить.

- А вы били Степана?

- Его никто не бил. Я не знаю, почему Степан говорил, что его били.

- После получения выкупа вы смогли бы убить заложника?

- Это в кино заложников убивают. Как можно это сделать? Жизнь человека — самое ценное, что у него есть. Как только мы получили бы команду отпустить Степана, мы тут же это сделали бы. Отвезли бы его к трассе и дали еще ему с собой денег. Двести… нет, триста долларов. Думаю, ему бы хватило, чтобы вернуться домой.

Арестованный решился попросить прощения у Степана и у его родственников. Однако Степан извинений не принял.

Как сообщили «ФАКТАМ» в пресс-службе черкасской областной милиции, всем арестованным уже предъявлено обвинение, и если их вина будет доказана, то им грозит лишение свободы на срок до 15 лет.

P. S. Автор выражает благодарность пресс-службе черкасской милиции за помощь, оказанную при подготовке материала.

447

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров