Директор евро-2012 мартин каллен: «александр ярославский и харьковчане сделали все, чтобы украина через два с половиной года смогла провести отличный чемпионат европы по футболу»
Харьков, когда-то имевший статус запасного принимающего города Евро-2012, вырывается в лидеры по подготовке к чемпионату Европы по футболу 2012 года. Торжественное открытие стадиона «Металлист» совпало с празднованием 50-летнего юбилея генерального инвестора и координатора подготовки Харькова к Евро-2012, президента компании DCH Александра Ярославского. Футбольная арена стала тем фантастическим подарком, который Александр Владиленович сделал себе, своему клубу и, разумеется, всем харьковским болельщикам. Именно потрясающая энергия Ярославского, считают эксперты, созданная им эффективная команда управленцев плюс строжайший личный контроль буквально за всем, что связано с подготовкой Харькова к Евро-2012, и, конечно, инвестированные им средства, сделали возможным невозможное — за два с половиной года до начала чемпионата Европы Украина получила суперсовременный красавец-стадион, отвечающий всем требованиям УЕФА и готовый принимать футбольные турниры любого уровня.
Прибывший в Харьков на открытие стадиона директор Евро-2012 Мартин Каллен торжественно вручил имениннику памятный знак УЕФА и заявил: «Этот настоящий футбольный стадион очень важная этапная веха на пути к Евро-2012. Мне очень приятно, что один человек является и президентом, и хозяином стадиона, и человеком, преданным футбольному делу и делу Евро-2012». По словам Мартина Каллена, Александр Ярославский и харьковчане сделали все, чтобы Украина через два с половиной года смогла провести отличный чемпионат Европы по футболу.
Сам виновник торжества светился от радости, но был, как всегда, немногословен. «Я очень рад, что Харьков сегодня — это не только первая столица Украины, но и город, о котором в Европе говорят с уважением, — заявил Александр Ярославский. — Сегодня открывается стадион, появления которого все мы очень ждали, и я поздравляю с этим всех болельщиков харьковского «Металлиста».
Поздравления, слова благодарности и государственные награды принимал Александр Владиленович и от высших должностных лиц Украины, прилетевших в первую столицу Украины на праздник открытия «Металлиста». А вечером во время первого матча на официально открытой футбольной арене Александра Ярославского чествовали уже десятки тысяч простых харьковских болельщиков, развернувших над трибуной огромное полотнище, на котором, кроме слов приветствия, красовалось стилизованное табло с цифрами «5» и «0», что должно было означать: «50 — это 5:0 в пользу Ярославского!»
Харьковский стадион — единственный в Украине, возведенный усилиями местных проектантов, инженеров и строителей
Строительство стадиона «Металлист» было начато еще в двадцатые годы прошлого века. С тех пор футбольная арена неоднократно достраивалась. Однако вопрос о ее глобальной реконструкции встал несколько лет назад, после того как Украина получила право на проведение Евро-2012. Прежние трибуны решили сохранить, усилив и модернизировав в соответствии с требованиями европейских футбольных организаций и надстроив над ними огромную полупрозрачную крышу, закрывающую все сто процентов зрительских мест на трибунах! В итоге на внешней зеркальной «стене» стадиона и сейчас можно видеть фрагмент трибун и ротонду прежнего главного входа, демонстрирующих, как выглядел стадион в прежние годы.
- Свою историю нужно уважать, — поясняет главный архитектор реконструкции «Металлиста» Александр Чуб. — Да и есть такое выражение «намоленное место». На этих трибунах переживали за свою команду не одно поколение харьковских болельщиков, и этот дух мы хотели сохранить.
Однако проектировщики столкнулись с проблемой: на трибуны нельзя было опереть огромную и тяжелую конструкцию кровли.
- В мировой практике существует много систем, которые позволяют не опирать крышу стадиона на трибуны, — рассказывает Александр Чуб. — Мы рассматривали вариант, когда конструкция крыши опиралась бы на две мощные гигантские балки, которые в свою очередь поддерживались четырьмя башнями. Но вес крыши — три с половиной тысячи тонн, нагрузка колоссальная. Трибуны могли пострадать. Начали искать другие варианты, рассматривали дугообразную арку, как на стадионе Уэмбли в Лондоне. Но в этом случае опоры пришлось бы размещать слишком далеко, чего не позволяла территория вокруг стадиона. Поиск был длительный, но мы нашли оптимальный вариант как с конструктивной и планировочной точки зрения, так и по стоимости.
По словам главного архитектора, конструкция кровли стадиона «Металлист» напоминает краба, опирающегося на свои клешни — металлические V-образные опоры по периметру, которые дополнены отдельными одиночными опорами, играющими роль «оттяжек», страхующих всю конструкцию от опрокидывания. Модель стадиона возили в Киев, где испытывали в аэродинамической трубе. Это позволило оптимизировать конструкцию так, что «Металлист» теперь готов выдержать любые природные катаклизмы, вплоть до землетрясения в восемь баллов.
Справились создатели стадиона и с задачей сохранения газона. Половина крыши сделана из поликарбоната, чтобы траве хватало солнечного света.
- Вы же знаете, что в Лужниках газон пропал, после чего москвичам пришлось делать искусственное покрытие, — говорит главный архитектор проекта. — Чтобы не повторить чужие ошибки, мы сделали все необходимые расчеты по инсоляции (норматив освещенности. — Авт. ), добавив просвет между трибунами и крышей. Теперь мы уверены, что наш газон в безопасности. Ведь пока и ФИФА и УЕФА требуют для проведения матчей в рамках своих турниров только натуральные газоны
Как рассказывают проектанты и строители, «Металлист» — единственный в Украине стадион, построенный усилиями исключительно местных специалистов. Александр Ярославский неоднократно публично заявлял, что упор делает на развитие украинской экономики и приоритет отдает национальным товаропроизводителям. Видимо, именно поэтому проект разрабатывал институт «Харьковпроект», а все строительные и подрядные организации — также из Харькова и Харьковской области.
- В Европе в зависимости от категории стадиона его строительство обходится в 3-6 тысяч евро за одно посадочное место, — рассказывает первый вице-президент Федерации футбола Украины и вице-губернатор Харьковской области Сергей Стороженко. — А значит, такой стадион, как «Металлист», должен стоить 240 миллионов евро. А он обошелся в 85 миллионов долларов! Европейские эксперты говорят одно: фантастика!
Для стадиона закупалось самое лучшее оборудование известнейших мировых производителей, чтобы зрители могли получать максимум удовольствия
- Пока не утвержден регламент финальной части Евро-2012, нельзя говорить, какие матчи будут проводиться на стадионе «Металлист», — продолжает Сергей Стороженко. — Сегодня стадион готов к проведению всех матчей, кроме финала, так как к финалу есть четкие требования по вместимости — более 50 тысяч зрителей. На «Металлисте» же общее количество мест — около 40 тысяч.
По словам первого вице-президента ФФУ, немалых сложностей в проведении реконструкции добавили постоянно растущие требования УЕФА.
- Два года назад были одни требования по инфраструктуре, оснащенности, потом они стали все возрастать и возрастать, — говорит первый вице-президент ФФУ. — Скажем, поначалу норматив по освещенности игровой зоны составлял 1200 люкс, потом 1400. Осознав, что, возможно, это не предел, мы решили сделать мощность освещения 2400 люкс, чтобы уже никакие изменения не смогли помешать успешно провести в Харькове матчи европейского чемпионата.
Для обновленного стадиона закупалось самое лучшее оборудование производства известных в мире компаний.
- Бегущая рекламная строка фирмы «Барко» длиной 280 метров, два телевизионных экрана «Барко», каждый площадью 86 квадратных метров, которые можно хорошо видеть с любой точки стадиона, уникальная камера-»паук», ведущая съемку матчей с высоты птичьего полета, удобные кресла Recaro — все это сделано для того, чтобы харьковские болельщики могли получать максимальное удовольствие от посещения футбольных матчей, — рассказывают на стадионе.
Кресла здесь в самом деле классные. Они очень удобны, функциональны, и в то же время их невозможно оторвать или повредить. Сиденья откидные — это позволило заметно увеличить проходы по рядам, что уменьшает время эвакуации зрителей в случае такой необходимости. Весь стадион может быть эвакуирован за восемь минут! По словам экспертов, это одно из главных требований УЕФА к безопасности во время проведения матчей.
Выполнены на «Металлисте» требования УЕФА и в отношении турникетов при входе на стадион. Вместо запланированных поначалу обычных харьковчане вынуждены были поставить турникеты в полный человеческий рост. Потрачены немалые средства, но что поделаешь — таковы теперь европейские нормативы.
Общее число мест на паркингах вокруг стадиона — более пяти тысяч (плюс отдельные паркинги для автобусов), это в полтора раза больше, чем требует УЕФА. Причем, купив в кассе билет, болельщики могут сразу же приобрести талоны на парковку автомобиля на паркинге, отведенном для данной трибуны. Ближе к чемпионату начнет работать и система продажи билетов с авторизацией покупателей. Билеты фактически станут именными. Делается это во многом в целях безопасности. Тем, кому в официальном порядке по постановлению суда будет запрещено посещение матчей, не сможет купить билет и пройти на стадион. В Харькове поясняют: «Европейский чемпионат — это большой праздник, и мы никому не позволим его омрачить».
Вскоре на стадионе заработает и система питания — кейтеринг, включающая в себя три с половиной десятка ресторанов и фастфудов, рассчитанных на обслуживание всех зрителей, которых только может вместить «Металлист».
Харьков занимает первое место в рейтинге подготовки к Евро-2012 и не собирается отдавать лидерство
Прибывшие из Польши, России журналисты задавали харьковчанам один и тот же вопрос: как в украинских реалиях в такие сжатые сроки удалось успешно реализовать столь грандиозный проект? Секрет прост, отвечали харьковчане. Александр Ярославский создал потрясающую команду по управлению проектом реконструкции «Металлиста», которая на протяжении нескольких лет ежедневно и ежечасно занималась всеми вопросами, связанными со стадионом, вплоть до малейшего винтика. Харьковские рабочие — строители, монтажники, сварщики, энергетики — трудились в три смены! Ежедневно на стадионе работало более 70 машин и механизмов. При этом работы, что поразительно, не помешали проведению матчей чемпионата Украины и Кубка УЕФА! Иностранцы были поражены — никогда и нигде в Европе они не видели, чтобы на строящемся стадионе принимали матчи такого уровня. Делегаты УЕФА не верили, что в день матча все краны уберут из игровой зоны и можно будет проводить игру.
Что ж, стадион открыт, но на нем еще продолжаются некоторые работы. До Нового года остается закончить и сдать санитарно-гигиенические помещения — туалеты, детские комнаты, косметические комнаты для женщин. Самому Харькову также остается сделать немало, хотя прогресс первой столицы Украины очевиден. В аэропорту уже сейчас ведется остекление здания нового терминала, строятся рулежные полосы. Обновленный почти на 100 процентов аэропорт, возможно, даже с новой взлетно-посадочной полосой (проект сейчас утверждается), будет сдан в эксплуатацию в середине 2011 года. Тем временем разрабатываются новые маршруты общественного транспорта, которые должны будут связать вокзал, аэропорт и стадион. Активно строятся новые гостиницы. Они в основном небольшие — на 30-50 мест, но достаточно комфортабельные. Ведутся переговоры с инвесторами, готовыми вложить средства в строительство пятизвездочных отелей. В Харькове уверены: к июню 2012 года город сможет гарантированно предоставить необходимые УЕФА 1245 пятизвездочных номеров.
В мае 2010 года в первой столице Украины должна заработать новая программа благоустройства города. Она начнется от футбольной арены. Будут облагорожены улицы, покрашены фасады домов. Тем не менее, по словам представителей Федерации футбола Украины, Харьков уже сейчас занимает первое место по степени готовности к европейскому футбольному чемпионату среди всех четырех украинских городов, принимающих матчи Евро-2012. И сдавать свои лидирующие позиции харьковчане не собираются.
271Читайте нас в Facebook