"Если горячая вода вылилась через дырявую трубу, за это в конечном итоге придется заплатить всем жильцам"
«ФАКТЫ» уже сообщали о вступлении в силу нового Закона Украины «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения». В правительстве заявили, что он является частью пакета законодательных актов, имеющих целью привести рынок предоставления жилищно-коммунальных услуг в Украине в цивилизованное состояние, способствовать энергосбережению, а следовательно, и энергетической независимости нашего государства. Однако на данном этапе и у экспертов, и у миллионов простых людей возникает масса вопросов относительно порядка применения данного закона.
В нем есть только основные правила коммерческого учета воды и тепла. Так, предполагается, что уже в 2018 году все многоквартирные дома должны быть оборудованы домовыми счетчиками, которые и являются приборами коммерческого учета. В законе описан основной принцип расчета платы за тепло и воду по данным как домовых, так и квартирных счетчиков, но нет четкого и подробного порядка проведения таких расчетов, учитывающего все нюансы. Как сообщили «ФАКТАМ» в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, такие нормативные документы уже разрабатываются и будут утверждены до 1 февраля 2018 года.
В связи с широким общественным резонансом, вызванным принятием нового закона, и множеством разнотолков вокруг него Кабинет министров опубликовал разъяснения по некоторым наиболее актуальным вопросам. Они были подготовлены совместно со специалистами проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине» в формате «вопрос —ответ».
Показания квартирных водомеров обязаны учитывать при расчетах за потребленные услуги
— Говорят, что закон позволяет игнорировать показания квартирных счетчиков.
— Нет, это не так. Если говорить о многоквартирных домах, то закон выделяет два вида узлов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды: узел коммерческого учета (общедомовой счетчик) и узлы распределительного учета (квартирные счетчики). Узел коммерческого учета служит для измерения объема всей тепловой энергии или воды, потребленной в здании. То есть именно по показаниям его приборов будет определяться, сколько всего тепловой энергии или воды использовано. Этот объем необходимо распределить между потребителями в доме: определить, кто сколько услуг получил и сколько должен за них заплатить. Именно для этого и будут использоваться квартирные счетчики.
Рассмотрим ситуацию на примере учета воды. Следует понимать, что у квартирного счетчика воды точность измерения обычно ниже, чем у домового. Поэтому закон предусматривает такой базовый принцип: объем, определенный с помощью общедомового счетчика, будет распределяться между потребителями пропорционально показаниям квартирных счетчиков. Именно поэтому квартирные счетчики и названы в законе «распределительными». Заметим, что закон содержит подробные указания по распределению показаний узла коммерческого учета для различных ситуаций, которые могут возникнуть на практике: расходы воды на общедомовые нужды, случаи несанкционированного вмешательства в систему и так далее.
Благодаря такому подходу снимается вопрос о «разнице в показаниях», то есть об отличии между суммой показаний квартирных счетчиков и показаниями домового прибора учета, имеющих различный класс точности, а также проблема потерь воды вследствие утечек из внутридомовых сетей из-за их неудовлетворительного состояния. При этом стоит напомнить, что содержание внутридомовых сетей является ответственностью совладельцев многоквартирного дома.
Итак, закон и в дальнейшем предусматривает использование показаний квартирных счетчиков при расчетах за коммунальные услуги.
— По слухам, в законе есть формула, согласно которой придется платить «за соседей».
— Нет, каждый будет платить сам за себя. Статья 4 и пункт 2 заключительных и переходных положений закона предусматривают, что все помещения в многоквартирном доме должны быть оборудованы квартирными счетчиками. Учет их показаний является обязательным при расчетах за потребленные услуги.
Разница между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний квартирных счетчиков будет пропорционально распределена между всеми потребителями в многоквартирном доме. И если, например, горячая вода вылилась через дырявую трубу или кто-то из соседей «отматывает» счетчик, за это в конечном итоге придется заплатить всем. Поэтому совладельцам многоквартирного дома следует, как и раньше, заботиться о качественном обслуживании и исправном состоянии внутридомовых сетей.
Итак, «за соседа» платить не придется. Но за элементарным порядком в доме следить надо по-прежнему.
— Запрещено ли устанавливать счетчики на отопление мест общего пользования?
— Часть шестая статьи 4 предусматривает, что «установка узлов распределительного учета тепловой энергии, приборов-распределителей тепловой энергии в помещениях (местах) общего пользования здания не обязательна». То есть закон не обязывает устанавливать такие узлы учета, но и не запрещает этого. Более того, часть вторая статьи 10 закона прямо предусматривает, что перед распределением объемов потребленной тепловой энергии между собственниками квартир тепловая энергия, затраченная на отопление мест общего пользования, вычитается из общего объема потребленной в здании тепловой энергии. Закон прямо не указывает, как должен быть определен объем тепловой энергии, потребленной на отопление мест общего пользования. То есть возможны и приборный, и расчетный методы. Окончательно точки над «і» в этом вопросе должна расставить методика, которую в ближайшее время обещает утвердить Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.
Итак, закон не запрещает устанавливать счетчики на отопление мест общего пользования. Там, где такая возможность существует, ею стоит воспользоваться.
За общедомовой счетчик, установленный оператором внешних инженерных сетей, жильцы будут платить в рассрочку в течение пяти лет
— Говорят, в платежке появится графа об оплате ремонта, обслуживания и поверки счетчиков.
— Такая графа действительно должна появиться. Однако это тот случай, когда новая графа в платежке не означает дополнительной платы. Уже сегодня большинство исполнителей коммунальных услуг заложили в свои тарифы расходы на установку и поверку узлов учета. Закон предусматривает, что отныне такие расходы не должны включаться в состав тарифа на коммунальные услуги. Таким образом, жильцы, которые за свой счет установили общедомовые счетчики, не будут платить за их установку в других домах через инвестиционную составляющую тарифа, которая равномерно начислялась на всех потребителей.
Такой подход, как ожидается, будет способствовать более прозрачному финансированию процесса установки, поверки и замены узлов учета. Отдельно следует обратить внимание на то, что перед установкой общедомового счетчика оператор сети должен согласовать модель прибора и его стоимость с жильцами дома, которые могут предложить более дешевый или лучший вариант.
Итак, закон просто предусматривает вынесение в отдельный платеж тех расходов, которые ранее уже были «спрятаны» в тарифе на коммунальную услугу, но не применялись на практике.
— А если в тарифе исполнителя коммунальных услуг не учтена установка счетчиков?
— Закон предусматривает совершенно новый подход к установке узлов учета, не «привязанный» к тарифу на коммунальные услуги. В статье 3 сказано, что установку узла коммерческого учета, то есть общедомового счетчика, инициирует оператор внешних инженерных сетей. В большинстве случаев он же является и исполнителем коммунальной услуги. Не менее чем за два месяца оператор обязан предупредить совладельцев многоквартирного дома о своем намерении установить узел коммерческого учета, сообщив им стоимость. Если жильцы не хотят устанавливать такой счетчик самостоятельно, оператор устанавливает его, а соответствующие расходы взимает с совладельцев данного конкретного здания в виде взноса за установку узла коммерческого учета. Оплата рассрочивается на пять лет. Впрочем, это касается только узлов коммерческого учета, то есть общедомовых счетчиков. Узлы распределительного учета, то есть квартирные счетчики, потребители должны устанавливать за свой счет.
Следовательно, исполнитель коммунальной услуги обязан инициировать установку узла коммерческого учета независимо от того, были ли ранее соответствующие расходы включены в тариф.
— По слухам, за невыполнение закона не предусмотрено никакого наказания.
— Нет, это не так. Статьи 13—16 закона предусматривают применение ряда финансовых санкций к операторам внешних инженерных сетей и исполнителям коммунальных услуг за нарушение требований закона. Также заключительными и переходными положениями закона вносятся изменения и дополнения в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Предусмотрена административная ответственность за нарушение закона, в том числе и для потребителей.
713P. S. «ФАКТЫ» продолжают внимательно следить за всеми изменениями и новшествами в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. Для этого мы постоянно привлекаем к сотрудничеству экспертов в данной отрасли и даем возможность самим читателям задать свои вопросы специалистам.
Во вторник, 19 сентября, с 12.00 до 13.00 во время прямой линии «ФАКТОВ» на вопросы читателей будет отвечать исполнительный директор Ассоциации управляющих многоквартирными домами и Украинского института анализа и менеджмента политики кандидат юридических наук Андрей Никончук.
Звоните в редакцию по телефону (044) 236−90−69.
Заранее присылайте вопросы на электронный адрес [email protected]
Читайте нас в Facebook