"Мы поняли, что огонь вот-вот перекинется на нас — и решили прыгать со второго этажа…"
Как сообщали ранее «ФАКТЫ», о ночном кошмаре на территории детского оздоровительного комплекса «Виктория» впервые стало известно по видеокадрам, появившимся в социальных сетях. Двухэтажный деревянный корпус, в котором находились почти полсотни ребятишек, пылал вовсю, на глазах превращаясь в пепелище… Отдыхавшие здесь дети — участники образцового хореографического коллектива «Адель». Впрочем, и сам комплекс «Виктория» считался образцовым. Городская власть называла его «лучшим детским лагерем страны». На капитальную реконструкцию и перестройку ушло около 60 миллионов бюджетных гривен. При этом установка пожарной сигнализации входила в перечень дополнительных работ, за которые в мае 2016 года город перечислил 11 миллионов гривен.
Сообщение о пожаре поступило в службу спасения 15 сентября в 23.34. Первые пожарно-спасательные отделения прибыли на место происшествия через несколько минут. На тот момент деревянная постройка была уже полностью охвачена пламенем. Возникла угроза возгорания соседних жилых корпусов. «Пожар в 01.10 был локализован и в 1.54 ликвидирован на площади 560 квадратных метров», — рапортовали спасатели. При проведении поисковых работ и разборе конструкций уничтоженного огнем здания были обнаружены тела двух погибших детей. Еще одна девочка сперва считалась пропавшей. Но увы…
*Вот как выглядел деревянный корпус «Виктории» до пожара
…и вот что от него осталось
Свидетель ЧП одесский волонтер Андрей Танцюра отмечает, что спасателям приходилось работать в сложных условиях.
— Когда они приехали, в пожарном водоеме детского лагеря не имелось воды и к нему не было подъезда, — рассказывает волонтер. — В пожарном гидранте на территории лагеря отсутствовало давление воды, в гидрантах рядом на улице — тоже. Пожарные тянули воду почти за полтора километра от места ЧП, с перекрестка от другой улицы, используя дополнительное спецоборудование.
— Мы прибыли через четыре минуты после вызова, но все здание уже полыхало, — говорит исполняющий обязанности начальника регионального главка Госслужбы по чрезвычайным ситуациям Вадим Шулюк. — Когда сотрудники лагеря начали выводить детей и открыли все двери, здание вспыхнуло полностью за две минуты из-за обратной тяги.
— О каких пожарных резервуарах идет речь, когда в «Виктории» вообще не было воды! — рассказывает «ФАКТАМ» Юлия Коренюк, мама девятилетней Ангелины, одной из воспитанниц «Адели», отдыхавших в лагере. — Все время, пока там находилась дочь, я возила бутилированную питьевую воду — целыми упаковками… Считаю, нашей семье просто повезло: из-за обстоятельств на работе мне пришлось на сутки забрать Ангелину из «Виктории». Если бы не это, не знаю, что бы с ней случилось. Ведь она жила в комнате с девочками, которые погибли. Когда Ангелина уехала, к тем двум девочкам перешла их подружка.
Вы даже представить себе не можете, какой там был ужас! Перепуганные дети в панике бежали, кто в чем был — в трусиках, босиком. Так многие добирались домой.
— Меня разбудили среди ночи, я не понимал, что происходит, — рассказывает десятилетний Илья. — Мне сказали, чтобы я быстренько выбегал из корпуса. Так и сделал — в одних трусах, босиком. В последнюю секунду, на ходу, схватил свои штаны…
— Мы возмущены тем, что сейчас пытаются переложить вину на 33-летнего художественного руководителя ансамбля «Адель» Татьяну Егорову, — продолжает Юлия Коренюк. — Говорят, дескать, костюмы наших детей, участников ансамбля, не безопасны в противопожарном смысле и именно они якобы стали причиной возгорания. Это — настоящий бред! Для детей Татьяна Олеговна — как вторая мама. Она находилась там вместе с воспитанниками, с ней была ее доченька. Когда случился пожар, Татьяна Олеговна кинулась спасать не своего ребенка, а других детей. Она их будила, вытаскивала из горевших помещений, ловила тех, кто был вынужден прыгать, спасаясь от огня… А ее дочурку вынесла одна из воспитательниц.
Я с другими родителями ходила к зданию Киевского отдела полиции, сотрудники которого расследуют уголовное производство по пожару в «Виктории». Они вызвали на допрос Татьяну Егорову и довели ее до сердечного приступа, молодую женщину увезла скорая помощь. (Заметим, что в нескольких медучреждениях города не пожелали госпитализировать пациентку, очевидно, опасаясь хлопот с возможной «фигуранткой уголовного производства». — Авт.). Но в полиции нас не захотели принять и выслушать.
*Пятнадцатилетняя Катя Ной, спасшая восьмерых малышей, сейчас лежит в реанимации. Фото автора
— Я также подтверждаю, что Татьяна Олеговна проявила мужество и героизм, спасая своих подопечных на пожаре, — дополняет Вера Емельянова, представитель родительского комитета «Адели». — Она доставала из горевших комнат малышей с первого этажа, затем — тех, что постарше. При этом даже не замечала, что сама получила травмы.
— Правда ли, что комнаты, в которых проживали дети, на ночь оказались запертыми?
— Сейчас мы выясняем это у ребят, — отвечает Вера Емельянова.
— Ангелина как-то звонила мне и рассказывала, что во входной двери их комнаты сломался замок, — уточняет Юлия Коренюк. — В результате дверь не открывалась. Возможно, и сейчас произошло нечто подобное. Еще говорят, что некоторые двери в комнатах с детьми действительно оказались запертыми. Но то, что сигнализация не работала, — это точно!
— Наших детей поощрили трехнедельными бесплатными путевками в «Викторию», — говорит Михаил, отец одной из участниц «Адели». — Поселившись в том самом злосчастном корпусе, девочки постоянно жаловались на то, что нельзя было нормально помыться, так как вода периодически била током. В ответ на это администрация лагеря посоветовала… надевать в душе резиновые тапочки.
А как объяснить отсутствие в этом корпусе взрослых — воспитателей, другого обслуживающего персонала — в ночь на 16 сентября? Говорят, они где-то совещались… По поводу невключенной сигнализации сказали, дескать, она срабатывала каждый день, потому ее «вырубили» на ночь, чтобы… никого не будила!
— Да, противопожарная сигнализация не сработала, — рассказала «ФАКТАМ» 13-летняя Катя Циприанович. — Вообще-то она была давно испорчена — ежедневно внезапно включалась, гудела. Мы все выбегали на улицу, но тревога оказывалась ложной. Потому к этому даже привыкли. Воспитатели объяснили нам, что сигналы связаны с перепадами напряжения в электропроводке. Электрик как-то приходил, но все осталось по-прежнему. А в ночь пожара сигнализация не издала ни звука. В каждой комнате имелись огнетушители, но они оказались пустыми…
— Как же тебе удалось спастись?
— Спуститься вниз было уже невозможно — все пылало. Мы с девочками вспомнили, что в такой ситуации нужно закрыть рот и нос какой-нибудь мокрой тряпочкой. Схватили свои полотенца, намочили и наложили их на лицо. Когда поняли, что огонь вот-вот может перекинуться на нас, решили прыгать со второго этажа…
— Страшно было?
— Не успели испугаться. Прыгнули — и все… Кому-то повезло больше, кому-то меньше. Я, например, приземлилась удачно. А вот Оле Задориной и Алине Ибрагим не повезло. У них серьезные травмы, они сейчас в больнице.
— Ко мне привели девочку, сказали, что она выпрыгнула со второго этажа, упала на живот, — вспоминает Нина, медсестра «Виктории». — Ребенок жаловался на сильные боли в спине. Минут через десять доставили еще трех девочек, они задыхались, очевидно, наглотались продуктов горения. Начала их обтирать мокрыми полотенцами, обмахивать, обливать водой, пытаясь привести в чувство — вернее, как-то выиграть время до прибытия скорой помощи.
Как рассказал «ФАКТАМ» Владимир Задорин, отец травмированной 12-летней Ольги, о ЧП ему стало известно ночью от старшего сына.
— Он встречается с девушкой из «Адели», в которой занимается и наша Оля, — говорит мужчина. — Примерно в половине двенадцатого получил от нее сообщение: «У нас — пожар». Подумал, это она так шутит…
Олю я увидел уже в реанимации областной клинической больницы. Там же вместе с ней находится и Алина Ибрагим, у которой серьезное отравление продуктами горения. Недавно, 13 сентября, девчонки все вместе отмечали двенадцатый день рождения Алины. Дочь в сознании, хотя, как понимаю, испытывает нешуточные боли. У нее достаточно серьезно повреждены три позвонка…
— Слава Богу, что осталась живой, — подключается к беседе Олина мама. — Врачи говорят, что могло быть гораздо хуже, ведь дети рисковали получить серьезные черепно-мозговые травмы. Сейчас Оленька может шевелить руками и ногами, разговаривает. Естественно, предстоит непростой и длительный курс лечения. Месяц-полтора ей не рекомендуют даже поворачиваться.
Медики также подтвердили «ФАКТАМ», что угрозы жизни пострадавшим на пожаре девочкам нет.
Уже ближе к вечеру в субботу в больницу доставили еще одну потерпевшую — 15-летнюю Катю Ной. Ее буквально занесли в реанимацию, врачи сказали, что госпитализировали пациентку в бессознательном состоянии, с отравлением продуктами горения. Как нам удалось выяснить, Катя помогала выводить из горящего здания малышей и в результате получила ожог верхних дыхательных путей. Не говоря уже о сильном стрессе. На ее «личном счету» — восемь спасенных деток в возрасте до десяти лет…
Ночь на 16 сентября должна была стать последней для смены отдыхавших в «Виктории» детей. Для троих из них она, увы, стала последней в жизни. Когда к пылавшему лагерю стали съезжаться родители, выяснилось: из огненного плена удалось вырваться не всем.
12-летняя Снежана Арпентий поначалу числилась пропавшей без вести. По словам отца Снежаны Игоря Арпентия, персонал лагеря не рассказывал подробности эвакуации детей и не мог сообщить, когда в последний раз видели его дочь:
— Трое детей из одной комнаты пропали… Кажется, о них попросту забыли, а вот сейчас ищут…
Буквально не находила себе места и мама Снежаны: «Наша девочка хотела, чтобы мы ее забрали в пятницу. Она звонила нам, просила: «Мама, забери меня отсюда, я соскучилась по вам, по своему котику…»
В субботу днем на пепелище были обнаружены фрагменты тела, которые, по предварительным заключениям, принадлежали Снежане. О трех погибших девочках сообщил уполномоченный президента Украины по правам ребенка Николай Кулеба: «Восьмилетняя Софийка, девятилетняя Настя, 12-летняя Снежана».
Премьер-министр Владимир Гройсман назвал ужасной трагедией пожар в детском лагере. «В случае установления факта халатности людей, которые отвечали за безопасность в учреждении, все виновные будут жестко наказаны», — пообещал глава правительства.
В связи с трагедией глава Одесской областной администрации Максим Степанов объявил двухдневный траур.
— То, что произошло в «Виктории», однозначно, преступление. И речь идет не о хищении денег, не о халатности… Об убийстве, — так отреагировал на ЧП губернатор, подчеркнувший, что «настало время наказания. Всех без исключения лиц, чьи действия (бездействие) привели к этой трагедии».
Полиция открыла уголовное производство по статье «Нарушение требований пожарной безопасности». Правоохранители задержали директора «Виктории» Петроса Саркисяна и воспитательницу Наталью Янчик, которая должна была отвечать и за пожарную безопасность. Им сообщено о подозрении.
— Прокуратура станет ходатайствовать об избрании задержанным содержания под стражей, — заявил первый заместитель прокурора Одесской области Александр Саулко. — В рамках расследования будет дана правовая оценка всем должностным лицам, включая сотрудников ГСЧС, Киевской районной администрации и мэрии Одессы. Предстоит провести большое количество экспертиз, но мы надеемся, что в течение двух месяцев расследование будет завершено и передано в суд.
16 сентября перед зданием городского совета Одессы состоялась акция, участники которой требовали от мэра Геннадия Труханова объяснений в связи с пожаром в детском комплексе. Активисты пытались попасть в здание горсовета, в результате чего произошли столкновения с правоохранителями. По данному факту полиция начала расследование.
Распоряжением мэра от исполнения служебных обязанностей отстранен глава Киевской районной администрации (на территории которой дислоцируется «Виктория» и куда поступало предписание о ненадлежащем противопожарном состоянии лагеря) Владимир Сушков. Заявление об увольнении подала директор городского департамента образования и науки Елена Буйневич.
О коррупционной составляющей в происшедшей трагедии заявляют, в частности, одесские общественники. Они формируют комиссию, которая займется независимым расследованием причин пожара. Активист Владислав Балинский, который входит в комиссию «Группа 2 мая» (проводившую пожарно-техническую экспертизу причин пожара в Доме профсоюзов 2 мая 2014 года), сообщил, что общественность уже проинспектировала комплекс «Виктория». Один из выводов: материал с определенными показателями горючести (сосновый, еловый кругляк) не допустим к использованию в детских спальных помещениях.
— Внутренние наличники и прочие элементы конструкции лишены признаков нанесения противогорючих составов вообще! — говорит Владислав Балинский. — Тот слой, который выдавался за противопожарную пропитку, напоминает олифу. И его, скорее всего, нанесли кисточками поверх стен, когда здания уже были возведены. А ведь олифа сама по себе — горючее вещество.
Кроме того, по словам Балинского, прямо на деревянную поверхность было смонтировано электрооборудование — более десяти бойлеров и 48 светильников на каждый корпус, что также недопустимо. Под электропроводкой нет вообще никакой обработки. Кроме того, в корпусах отсутствует система активного пожаротушения.
— Мы сейчас видим, как пытаются назначить виновными людей, занимающих невысокие должности, или тех, кто имел к трагедии непрямое отношение: электрика и других сотрудников лагеря, спасателей, вожатых, — продолжает Владислав Балинский. — В то время как чиновники мэрии останутся в тени. Мы не должны допустить этого. Ведь в данной ситуации они «распилили» деньги, что привело к жертвам. Мы стали свидетелями того, как коррупция убила детей.
Как выяснили члены общественной инспекционной группы, стоимость комплекта пожарной сигнализации составляет порядка 600—650 долларов на корпус. Если говорить о четырех корпусах, это приблизительно три тысячи долларов.
— Если я правильно понял сумму, которая была затрачена на противопожарную безопасность (порядка 11 миллионов гривен), то здесь можно сделать вывод о гиперкоррупции, — заявил Владислав Балинский. — Это тысячи процентов отката.
Погибшие девочки находились в комнате № 11, прямо над очагом возгорания. Учитывая горючесть данного материала, пламя охватило комнату за минуту. Насколько я вижу по расположению лестниц, детей эвакуировали через перила. Они прыгали на руки воспитателям. При другом стечении обстоятельств могли потерять куда больше детей.
…Около четырех месяцев назад, 26 мая, президент Украины Петр Порошенко в ходе рабочей поездки в Одессу лично ознакомился с ходом и результатами работ по реконструкции внешкольного учебного заведения «Городской оздоровительно-спортивный комплекс «Виктория». Сопровождавший тогда президента мэр Одессы Геннадий Труханов назвал «Викторию» «образцовым детским оздоровительным комплексом». Он заявлял: «Мы вложили в него не только деньги, но и душу. Ведь одесские дети должны отдыхать в самых лучших условиях. И мы их создали».
В эти дни на место трагедии приходят множество горожан со своими детьми, внуками. Они кладут у входа в «Викторию» цветы и мягкие игрушки. Кто-то оставил здесь надпись: «Чужих детей не бывает!»
5074Читайте нас в Facebook