«Иллюзий не строим, оправдательного приговора не ожидаем. Сегодня в Крыму предавшие Украину судят не предавших. Предатели судят патриотов»
На прошлой неделе в Крыму завершились судебные прения по делу заместителя председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ильми Умерова, которого оккупационные власти полуострова обвиняют в экстремизме. Поводом послужили выступления Умерова на телевидении, в которых он выражал свое несогласие с аннексией полуострова Россией. Обвинение потребовало признать замглавы Меджлиса виновным и приговорить его к 3,6 года условно. Сегодня так называемый суд должен огласить приговор Ильми Умерову, дело в отношении которого возбудили в мае прошлого года.
«Борьба продолжается, независимо от содержания приговора»
В заключительном слове на судилище, устроенном оккупационными властями в Симферопольском райсуде, Ильми Умеров (на фото) сказал: «Я не считаю себя виновным перед Россией в чем бы то ни было! Это она виновна передо мной! Это она совершила акт агрессии в отношении Украины, оккупировав и аннексировав мою Родину — Крым! Меня судят по сфабрикованному делу. И, конечно, не за мои высказывания в конкретной телевизионной программе, а за политические убеждения и взгляды, которые я не скрываю. Не признавая юрисдикцию России в Крыму, я считаю возможным возвращение полуострова только ненасильственным путем, думаю, что эффективное усиление экономических санкций привело бы к тому, что РФ сама бы приняла решение о возвращении Крыма под юрисдикцию Украины. Таким образом, мое мнение полностью совпадает с позицией всего цивилизованного мира…»
А требования прокуроров он прокомментировал так: «Иллюзий не строим, оправдательного приговора не ожидаем. Сегодня в Крыму предавшие Украину судят не предавших. Предатели судят патриотов. Борьба продолжается, независимо от содержания приговора»…
Тем временем истекает год, который в кремлевских застенках провел еще один украинец — собственный корреспондент информационного агентства «Укринформ» Роман Сущенко. Его, приехавшего в Москву к родственникам, сотрудники ФСБ задержали 30 сентября, а 7 октября журналисту выдвинули сфабрикованное обвинение в шпионаже. Мол, будучи «сотрудником Главного управления разведки Минобороны Украины», он собирал секретные данные о деятельности Вооруженных сил РФ и Росгвардии. Украинское военное ведомство сразу же опровергло эту ложь, заявив, что версия ФСБ является очередной провокацией и далеко не первой попыткой российских спецслужб «оправдать свои преступные действия во время задержания украинских граждан россказнями о несуществующих диверсантах и шпионах».
Все это время Роман Сущенко находился в СИЗО «Лефортово», а на днях Московский городской суд прогнозируемо удовлетворил ходатайство следствия о продлении ему срока содержания под стражей на два месяца — до 30 ноября. Недавно Сущенко передал письмо коллегам, которые проводили на львовском Форуме издателей дискуссию о журналистской солидарности: «Жертвы Москвы: украинские журналисты в плену агрессора». «Приветствую Форум во Львове, спасибо за дискуссионную панель о жертвах Москвы среди журналистов, — написал Роман Сущенко (на фото). — Сердечно благодарю за то, что беспокоитесь о судьбах коллег. Готовлю материалы для современных практик по этой теме. В частности, сборник методик выживания в застенках: сопротивление, физические упражнения, оптимальное питание, социализация, организация быта, психотерапия…» Несмотря на то что Сущенко уже год находится в СИЗО, российские силовики пока не сообщили о завершении следствия.
«Это оперативная игра российских спецслужб, которые могут затянуть в нее абсолютно любого, особенно журналиста»
Ранее адвокат Марк Фейгин в интервью «ФАКТАМ» так ответил на вопрос, чем Роман Сущенко интересен Кремлю: «Во-первых, он работал в Париже корреспондентом «Укринформа», во-вторых, он бывший военный и в каких-то картотеках наверняка числился. В 1999 году прекратил службу, но в свое время окончил танковое училище. Не исключаю, что дело начиналось с попытки вербовки, возможно, хотели, чтобы он дал показания против руководства Украины, возможно, еще что-то… Им интересовались как объектом. Сущенко периодически приезжал в Москву к своему двоюродному брату. За последние годы как минимум три раза. Спецслужбы знали об этом. Он встречался в Москве со многими старыми знакомыми. Человек, который дал против него показания, знал Сущенко 25 лет. «Разработка» журналиста велась очень долго, он не случайный человек.
Поэтому здесь два уровня. Первый — политический. Сущенко был связан с политикой, освещал встречи в «нормандском формате», когда переговоры проходили в Париже, он задавал вопросы Путину, был знаком с президентом Франсуа Олландом. Имел аккредитацию при МИД Франции. Поэтому был интересен как достаточно известный и авторитетный журналист. Второй уровень — «шпионский». Это оперативная игра российских спецслужб, которые могут затянуть в нее абсолютно любого, особенно журналиста с его любопытством и желанием ко всему отнестись профессионально".
В некотором смысле прогнозируемо завершились и игрища российских спецслужб с коллегой Сущенко из Крыма, соавтором проекта «Крым.Реалии» Николаем Семеной. За «призывы к нарушению территориальной целостности России», то есть несогласие с аннексией Крыма Российской Федерацией, против журналиста возбудили уголовное дело в апреле прошлого года, а на днях вынесли приговор — 2,5 года условно с испытательным сроком и трехлетний запрет на публичную деятельность. «С одной стороны, я чувствую облегчение, поскольку мне вынесен условный приговор. С другой — разочарование российским правосудием, поскольку все те доводы защиты и выводы экспертов, которых мы привлекали из Москвы и Казани, они судом фактически не приняты в расчет», — цитирует Николая Семену сайт «Крым.Реалии».
В Министерстве иностранных дел Украины в связи с этим заявили, что приговор журналисту является «очередным позорным наступлением кремлевского оккупационного режима на основополагающие свободы человека и права гражданина Украины». «Безосновательный и политически мотивированный „приговор“ оккупационного „суда“ является еще одним доказательством целенаправленных репрессий со стороны государства-агрессора против жителей оккупированной украинской территории», — подчеркивается в заявлении.
А посольство США в Украине призвало снять обвинения с крымского журналиста, которого «преследовали за противодействие незаконной оккупации Крыма». Тем временем в ООН опубликовали доклад о состоянии дел с соблюдением прав человека в Крыму. В документе констатируется, что в условиях российской оккупации положение значительно ухудшилось. «Были зафиксированы серьезные нарушения прав человека, такие как аресты и задержания, насильственные исчезновения, жестокое отношение и пытки», — говорится в докладе ООН.
430Читайте нас в Facebook