Александр Лаврушко: "Полгода я жил с 20-сантиметровой дырой в голове, едва затянутой кожей, под которой пульсировал мозг"
Накануне Дня защитника отечества в общеобразовательной школе села Новопетриковка Великоновоселковского района открыли уголок славы, в котором первой появилась фамилия выпускника Александра Лаврушко, награжденного орденом «За мужество» III степени. Старший сержант служил милиционером-водителем (в то время милицию еще не преобразовали в полицию) в зоне АТО. Там и получил тяжелейшее ранение…
— Сейчас я уже пробую управлять автомобилем на тренажере, получается. Но скорее всего, вернусь в строй уже в другом качестве — присматриваюсь к работе оперативного дежурного, — поделился с «ФАКТАМИ» 36-летний полицейский Александр Лаврушко. — Надеюсь, что все мы еще вернемся в Донецк. Хотелось бы, чтобы мой девятилетний сын, который тоже мечтает стать правоохранителем, увидел наш красивый украинский Донецк. Областной центр, где я по окончании школы милиции в 2004 году начинал работу в органах МВД. Я покинул город в июле 2014 года — после приказа министра внутренних дел Украины всем подразделениям милиции Донецка передислоцироваться в Мариуполь.
*Александр Лаврушко с сыном
Затем для Александра, как для всех правоохранителей Донбасса, начались военные будни — поездки в прифронтовую полосу в зоны обстрелов: Авдеевку, Докучаевск, Красногоровку, Марьинку…
— Бывало, едешь и видишь, как в лесополосе падают деревья, сбитые снарядами, — рассказывает собеседник. — Ухают разрывы, строчит стрелковое оружие. Но так жутко, как в Дебальцево, не было нигде.
В Дебальцево Александр прибыл в составе сводного отряда милиции за десять дней до роковой даты, вошедшей в историю как Дебальцевский котел. Спустя несколько часов по прибытии милиционеры поняли, что город находится в плотном вражеском кольце. А буквально спустя сутки, 10 февраля, в 400 метрах от здания горотдела милиции диверсионной группой противника в своей машине был застрелен начальник милиции города Евгений Юханов. Без отопления, света и воды в насквозь пронизанном осколками здании горотдела милиции 20 стражей правопорядка держали оборону в течение десяти дней.
— Дебальцево запомнилось мне адским холодом и чувством постоянной опасности, — вспоминает Александр. — Мы жили на первом этаже дебальцевского горотдела милиции, готовили еду на костре, по очереди дежуря на втором этаже здания. Пару раз приходилось отстреливаться от вражеских лазутчиков даже днем. Оккупанты фактически уже были в городе. На окраинах шли бои, обстрелы не прекращались…
19 февраля, когда здание горотдела милиции окончательно разрушил попавший в него снаряд, милиционеры примкнули к воинскому подразделению и с боем покинули осажденный город. В тот день был ранен и начальник управления уголовного розыска областного главка милиции полковник Артем Кисько. Его эвакуировали, положив в военный БТР. Впереди ехал «Урал», в кузове которого вместе с военными находились почти все оставшиеся коллеги Кисько, в том числе и старший сержант милиции Александр Лаврушко.
— Нас обстреливали из всего, чего только можно, — «Градов», гранатометов, пулеметов, — рассказывает собеседник. — Подбитые машины останавливались, за ними тормозила вся колонна, по которой враг вел прицельный огонь. По нашему «Уралу» ударили из пулемета. Пуля прошила мою кевларовую каску и разорвалась в голове. Я отключился. Очнулся уже в больничной палате в Киеве. Полгода я жил с 20-сантиметровой дырой в голове, едва затянутой кожей, под которой пульсировал мозг. Когда двигался или ложился, казалось, что мозг прорвет кожу и выйдет наружу.
То, что Александр выжил с таким ранением и встал на ноги, врачи и его побратимы считают чудом. Почти месяц он пробыл в коме. Затем были лечение и реабилитация. Александру требовалась сложная операция по закрытию раны титановой пластиной. Ему повезло: попал в группу раненых, которых врачи американского военного госпиталя в городе Ландштуль (Германия) отобрали для оказания бесплатной медицинской помощи. 26 августа
2015 года милиционера прооперировали в Германии. В течение восьми месяцев Александр оставался в этом же госпитале, где проходил курс интенсивной реабилитации — восстанавливал функции левой руки и левой ноги, «онемевших» после столь тяжелого поражения головного мозга.
*Александр на реабилитации в американском военном госпитале в Германии, рядом с ним военврач госпиталя Арни Ягер
— Ни разу я не увидел даже намека на то, что Саша сдался, — говорит начальник Великоновоселковского отделения полиции Сергей Бычин, который стал инициатором создания уголка славы в Новопетриковской школе. — Он заново научился ходить. Боролся и борется за восстановление своего здоровья, в прямом смысле слова — за каждый шаг.
На открытие уголка славы пришла и бывшая классный руководитель героя, учитель английского языка Наталья Васильевна Мавродий, которая «выпускала» Александра Лаврушко 18 лет назад. А сам Александр прибыл на праздник, организованный в его честь, прямо с лечения — сейчас он проходит реабилитацию в ведомственной больнице полиции в Мариуполе.
1758Читайте нас в Facebook