К рождеству полагалось купить для всей семьи новую одежду, выбросить надбитую посуду и разучить колядки
Через два дня, с 6 на 7 января, православные и греко-католики будут отмечать один из самых больших и ожидаемых праздников в году — Рождество Христово. Этим торжеством заканчивается 40-дневный Филиппов пост, длившийся с 28 ноября. Рождение Сына Божьего в Украине всегда встречали в Сочельник (»Святвечiр»). За тихой трапезой из 12 постных блюд собирались самые близкие родственники. А еще в Святой вечер гадали на женихов, а также выясняли, какой будет погода на Пасху (в этом году праздник выпадает на 27 апреля), пошлет ли Бог добрый урожай и даст ли здоровье всем домашним.
Парубки и девчата вырезали из бумаги и плели из соломы особые украшения, которые клеили на окна и вешали под потолком
К Рождеству полагалось основательно подготовиться. Причем работали всей семьей — от малышей до старцев. В обязанности женщин входила стирка. Ведь в Святки — от Сочельника до Иордана (праздник Крещения — 19 января) — полоскать белье в реке не разрешалось. К празднику подбеливали стены и печь в хате, покрывали иконы новыми рушниками. Мужчины наводили порядок в амбарах и хлевах, ну и, конечно же, гнали горилку и кололи кабана. Мясных блюд на Святки готовили много: жарили колбасу, коптили окорока, солили сало и нашпиговывали его чесноком.
Перед Рождеством семья обязательно ездила на ярмарку за покупками. Во-первых, к празднику полагалось справить новую одежду всем домочадцам. Во-вторых, нужно было приобрести посуду. Дело в том, что во многих областях Украины существовал обычай накануне Рождества выбрасывать все надбитые или треснувшие миски, кувшины, горшки и крынки, а взамен выставлять на полки новую утварь. Ну и, конечно же, на ярмарке покупали горячительные напитки, подарки и сладкие лакомства для детворы.
А у молодежи перед Рождеством хлопоты были связаны с подготовкой к колядованию. Парни и девчата учили новые колядки, шили для вертепа костюмы и мастерили звезду, с которой предстояло в Святки ходить по дворам. Парубкам и девушкам полагалось потрудиться и для украшения родительского дома. Они вырезали из бумаги «витинанки», а также плели из соломы «павуки» и «теремки». Паук в древних дохристианских легендах символизирует творца-ткача, который наполняет мир красками и звуками. Изготовленного из 12 гирлянд «павука» вешали под потолком, а под ним — «теремок», тоже из соломы, украшенный бумажными цветами. Кстати, до сих пор убить живого паука считается плохой приметой. Ведь, согласно народному поверью, именно паучок соткал сорочку для новорожденного Иисуса.
Вообще, обычаев и традиций, касающихся подготовки к Рождеству и праздничных гуляний, в Украине сложилось много. Так, накануне Рождества хозяйка готовила 12 постных блюд для ритуального ужина в Святой вечер. Делалось это особым образом: огонь в печи разводили до восхода солнца, причем использовали для этого 12 поленьев, которые вносили в дом по одному в течение 12 дней. На стол обязательно подавали борщ с рыбой или «ушками» из теста, вареники с фасолью, картошкой, горохом и капустой, а также сладкие — с калиной и маком, грушами и медом. Кроме того, постящиеся угощались рыбой — тушеной или жареной, рыбным холодцом, голубцами с пшеном и грибами, киселем из сухих вишен, слив и груш, маковыми коржиками и компотом из сухофруктов (узваром). Но главным блюдом Святого вечера была кутья — сладкая пшеничная каша с медом, маком, орехами и фруктами.
На стол под белую скатерть клали сено и чеснок: чтобы в семье царил мир и все держались друг друга так же крепко, как зубки чеснока в головке
Накануне Рождества весь день верующие ничего не ели, соблюдали строгий пост. Кормили только маленьких детей. В Святой вечер, когда солнце садилось, семья делала домашний алтарь. Хозяин торжественно заносил в хату оставленный после сбора урожая сноп пшеницы, ржи или овса (дидух), ставил его в углу под иконами, покрытыми новыми рушниками, и здоровался с хозяйкой так, будто впервые ее увидел. Затем глава семьи желал счастья, здоровья и богатства всем домочадцам, чтобы те весело праздники провели и следующих дождались.
Стол на Святой вечер сервировали по-особенному. Его покрывали сеном (в память о том, что новорожденного Христа положили на сено), а по углам раскладывали зубки чеснока (чтобы в семье царили мир и согласие и все держались друг друга так же крепко, как зубки чеснока в головке). В качестве оберегов на стол клали кусочки яблока, чтоб род был здоровым, и калину — символ единства всего украинского народа. Только после этого покрывали белой скатертью. Согласно обычаю, на стол ставили один лишний прибор: а вдруг в дом пожалует гость. Кстати, если на огонек заглянет холостой темноволосый мужчина, это расценивалось как добрый знак, сулящий в следующем году удачу и достаток. Явится женщина — голод и болезни обеспечены. Зажиточные семьи даже специально нанимали человека, чтобы он в назначенное время пришел и поздравил всю семью.
Как только в небе загоралась первая звезда, глава семьи зажигал тройную свечу, в знак объединения человека со Всевышним и другими христианами, живыми и почившими. Потом вся семья молилась и приглашала к столу души умерших предков и родичей, пропавших без вести. Для них на подоконник ставили стакан с водой и тарелку с ложкой. Глава семьи брал миску с кутьей и выходил с ней на улицу — приглашать на ужин морозы, ветры и бури. Он трижды призывал их, приговаривая, что если они сейчас обойдут стороной дом, то пусть уж и вовсе не приходят, пашни не портят, голод не приносят «Угостив» стихии, хозяин возвращался в дом и семья приступала к трапезе.
После ужина посуду не мыли, а все ложки складывали в миску с кутьей. Теперь можно и повеселиться. Прежде всего полагалось поколядовать в своей хате. Затем малыши забирались под стол и выбирали из соломы, которой был выстлан пол, орехи и мелкие деньги. Обычай велел детям при этом кудахтать: чтобы в будущем году хорошо неслись куры. А девчата на выданье выходили во двор с ложками, которыми кутью ели, и, постукивая одной ложкой о другую, прислушивались, с какой же стороны пес залает. Ведь оттуда скоро сваты приедут. Еще смотрели на звезды — если «подмигнет» звездочка, значит, у девушки есть тайный воздыхатель.
Люди пожилые по погоде в Святой вечер судили о том, каким будет в следующем году урожай. Ясное небо сулило полные амбары зерна, сосульки под крышей — большой урожай кукурузы, а иней на деревьях — обилие яблок, груш и слив.
Рано утром на Новый год мальчики ходили по хатам и горстями кидали в спящих зерно, приговаривая: «Роди, Боже, жито, пшеницю i всяку пашницю!»
На следующий день — то есть на само Рождество — начиналось настоящее веселье, длившееся до Крещения (19 января). С утра люди отправлялись в церковь на праздничную службу, после которой ходили в гости к кумовьям и родственникам. Дети навещали бабушек, дедушек и своих крестных родителей. Нарядные ребятишки пели колядки, желали близким здоровья, радости и богатства, а также просили принять гостинец — кутью, пирожки, колбасу. За веселые песни и пожелания детвору одаривали сладостями, игрушками и деньгами.
На Рождество о постных блюдах забывали, теперь православные отводили душу, угощаясь холодцом, печеным поросенком, домашней колбасой и, конечно же, жареным гусем. К слову, молодые люди за столом долго не засиживались. Парубки и девушки, разряженные кто во что горазд, ходили по дворам и колядовали. Самыми популярными персонажами рождественских представлений были Иосиф, Ангелы, Волхвы, Пастухи, Казак, Черт, Смерть, Ирод. Высокий чернявый парубок становился «Звiздарем» — ему поручалось нести звезду, напоминавшую о вифлеемской звезде, приведшей волхвов к новорожденному Иисусу Христу. В благодарность за веселые поздравления и спектакли добрые люди бросали в мешки колядующих колбасы, пироги, пряники, бутылки с горилкой и деньги.
Колядовали на Рождество и старые люди. Правда, пели они не под окнами домов односельчан, а на дорогах, ведь сами уже стоят «на Божiй дорозi» (то есть на пути к смерти). Пожилых колядников одаривали особенно щедро, поскольку собранные ими деньги принято было тратить на благотворительность — помощь вдовам и сиротам, благоустройство и украшение церкви.
В Западной Украине существовал рождественский обычай «водить кобылку». Молодежь вырезала из доски голову лошади, которую украшали соломенной гривой. «Всадник» переодевался в казака, приклеивал себе усы из конопляной пакли. Парубки «заводили» кобылку на подворье, чтобы та под величальные песни отметила своим «копытом» пашню, хлев, амбар и хату. Считалось, что такой ритуал приносит богатый урожай пшеницы, овса и ржи, а также повышает рождаемость всего живого в хозяйстве.
На следующий день после Рождества — День Богородицы. Женщинам, особенно беременным, категорически запрещалось работать.
Вечер накануне Нового года (или дня святого Василия Великого), 13 января, назывался Щедрым. Вечером хозяйка ставила на стол все съестное, зажигала свечу перед образами, окуривала хату ладаном и просила мужа «исполнить закон». Глава семьи садился во главе стола под иконами, перед ним раскладывали пироги, а затем звали детей. Малыши и ребятишки постарше, войдя в хату, молились и, будто бы не видя отца за пирогами, спрашивали: «Де ж наш батько?» Глава семьи говорил: «Хiба ви мене не бачите?» «Не бачимо, тату!» — отвечали дети. «Дай же, Боже, щоб i на той рiк не побачили!» После этого отец раздавал детям пироги.
Рано утром на Новый год мальчики ходили по хатам и горстями кидали в спящих и разбрасывали по комнате зерно, приговаривая при этом: «Роди, Боже, жито, пшеницю i всяку пашницю! Будьте здоровi, з Новим роком!»
Святочные гулянья заканчивались праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Иордан). Вечер накануне этого дня назывался вторым Святым вечером, или Голодной кутьей. Перед Крещением дом украшали сухими цветами васильков, бессмертника и голубыми лентами. Обязательным было соблюдение строгого поста и приготовление второй кутьи.
Вечером перед Богоявлением люди отправлялись в церковь помолиться и набрать воды, называвшейся иорданской. Считалось, что она обладает даже большей силой, чем крещенская, которую берут на следующий день. И ту и другую воду хранили весь год как хорошее средство против всякой беды и сглаза. Ею хозяин окроплял всех членов семьи, дом, скотину, колодец. Еще на Голодную кутью готовили коржики с медом — подпалки. Перед ужином отец, сын или брат отца шли с подпалками в хлев, окропляли там все водой, мелом рисовали кресты на дверях и воротах, а затем съедали по коржику, чтобы уберечь своих родных от злых духов.
Утром в день Крещения вся семья шла в церковь, а оттуда — к ближайшему водоему. К Богоявлению на замерзших озерах, прудах и речках мужчины и парубки вырубали крестообразную прорубь. На берегу из кусков льда и еловых лап сооружали «царские врата». Существовало поверье: если искупаться в такой проруби и затем пройти через «царские врата» — очистишься от всех грехов.
Колбаса домашняя на Рождество
Для приготовления потребуется: свинина — 1 килограмм; сало — 400 граммов; чеснок — 8 зубков; перец горошком — 8 штук; соль — 2-3 чайные ложки.
Свинину с половиной нормы сала нарезать мелкими кусочками и смешать с перемолотой на мясорубке второй половиной сала. Затем этот фарш перемешать с чесноком, измельченным перцем и солью.
Наполнить фаршем подготовленные кишки и поставить в холодное место на 5-6 часов. После этого колбасу проколоть в нескольких местах вилкой и жарить на сковороде с салом и луком до готовности.
Заливное из рыбы на Святой вечер
Для приготовления потребуется: рыба (щука, форель или другая) — 1-1,5 килограмма; лук — 3-4 штуки; желатин — 2 чайные ложки; морковь — 2 штуки; сельдерей, корень петрушки — по 1 штуке; перец горошком — 10 штук; лавровый лист — 2-3 штуки; соль по вкусу.
1-1,5 килограмма сырой рыбы почистить, разрезать на части, посолить и оставить на час. Вскипятить бульон из корней и пряностей, положить в него рыбу и сварить. Когда остынет, рыбу вынуть, освободить от костей и шкурки, нарезать ровными кусочками, положить в форму, украсить дольками лимона и зеленью петрушки. Голову и кости положить снова в кастрюлю с бульоном и варить, пока не останется 4 стакана жидкости. Затем процедить, добавить в бульон растворенный в холодной воде желатин, довести до кипения, осторожно залить этим бульоном уложенную в форму рыбу и поставить блюдо на холод.
590Читайте нас в Facebook