«у меня не получилась портретная кукла одного политика — и тот не прошел в парламент», — рассказывает житомирский художник сергей соловьев
«Я «отминусовал» в Брежневе политика от человека. Человек оказался добрым и симпатичным»
- Лепил я фигурку Иоанна Павла II, — рассказывает Сергей Соловьев. — Долго не выходило задуманное. И вот, наконец, получилось. Это необъяснимо, но именно в тот день у Иоанна Павла II был день рождения. Довольно долго возился я и с куклой Владимира Путина. А в тот день, когда закончил работу, Путина во второй раз избрали президентом России.
Интересуюсь, как обстоят дела с кукольными образами известных людей Украины.
- Леплю. Как-то сделал куклу с чертами одного известного нашего политика (не буду говорить, какого именно). Симпатичная статуэтка получилась, да вот беда: никак не стоит ровно, все время ножки подламываются У другого политика по необъяснимой причине лицо не вышло. Я и вправду далек от шаманства, но этот человек в парламент не прошел
- Исходя из своего опыта, как думаете: шаманам и впрямь известна какая-то тайна, позволяющая вселить часть души реального человека в «его» кукольный образ?
- Кукла появилась как предмет языческого культа, игрушкой же она стала гораздо позже. Поэтому все возможно. И все же, я не думаю, что душа, например, Брежнева живет в «его» кукле. Кстати, эта кукла получилась необыкновенно добрая. Мне кажется, я сумел в этом персонаже «отминусовать» политика от человека. А человеком Брежнев, исходя из того, что я о нем знаю, был действительно добрым. Вообще же, в каждом произведении, даже в кукле, — частица души и художника, и тех, кто его произведение созерцает. Это я знаю точно!
- Вы по специальности машинист тепловоза. Каким же образом от железа, машинного масла и солярки вы пришли к своим куклам?
- Лепить любил с самого детства. Сначала из пластилина, потом из так называемой полимерной глины. С ней можно работать, как с обычной глиной, а потом запекаешь изделие в духовке — и оно становится твердым. Лет в 15 я занялся лепкой уже серьезно и решил после школы поступать в Ленинградский художественно-театральный институт, чтобы стать «художником — мастером кукол». Однако не одолел экзамен по рисованию карандашом с натуры. Слепить могу что угодно, а вот с рисованием проблемы
Проходя службу в армии, поступил во Всесоюзный заочный народный университет искусств в Москве, но, видно, опять была не судьба! СССР распался, для украинцев образование стало платным, и мне, тогда помощнику машиниста, средств на оплату обучения не хватило. Так и остался недоучкой. Леплю безо всяких эскизов, что называется, с ходу. Образ, возникающий где-то внутри меня, сразу «ложится» на пластик. А потом начинается мучительный процесс доработки
- И что, вот с 15 лет вы и лепите куклы известных людей?
- Нет, довольно долго я делал лепные пейзажи. А первой портретной куклой был шарж на себя. Так, знаете, для смеха. Это случилось в 1993-м, мне тогда было 23 года.
«Больше люблю лепить людей искусства»
- Как родилась у вас идея делать кукольные шаржи на известных людей?
- Вообще-то, инициатором создания портретных кукол была моя жена Татьяна. А основным занятием это стало в 1999 году, когда пришлось переехать из Черновцов в Житомир. Машинисты там не очень востребованы — и я остался без работы. Вот тогда и решил заниматься любимым делом — лепить. А тут еще случай: жена ездила в Венгрию и оттуда привезла несколько кукол ручной работы — вампиров, ведьм, прочих фольклорных персонажей. И предложила: а не попробовать ли сделать нечто подобное?
Сделали. На куклы появился спрос. Однажды стоял я со своими ведьмами на Андреевском спуске в Киеве и у меня спросили, смогу ли сделать портретную куклу. Почему бы и нет, подумал я. И чуть позже создал первые две портретные куклы — Ленина и Сталина, сидящих на скамейке и читающих газету «Искра».
- И так пошла серия политиков
- Честно говоря, больше люблю лепить людей искусства. По-моему, очень неплохо получились Чарли Чаплин, Луи де Фюнес, Пушкин, Гоголь. Мечтаю сделать куклу актера Евгения Леонова. Конечно, и политики могут быть великими, но мне нравятся люди, которые прославились, скажем так, с менее скандальной стороны. Хотя куклы политиков делаю сейчас чаще.
- У вас есть любимые персонажи?
- А как же! Чаплин, де Фюнес и Брежнев. Правда, штанишки у Леонида Ильича слегка поистрепались — надо поменять.
- Кстати, кто шьет одежду для кукол?
- Моя вдохновительница — жена.
- Традиционный вопрос — о ваших творческих планах?
- Задумал серьезный проект для персональной выставки с рабочим названием «Эпоха лидеров» — от Ленина до Ющенко. Хочется увековечить всех их не только в официальных портретах и монументах, но и в куклах. Правда, в этой серии будут не только политики, но и те люди, которые повлияли на ход истории, скажем, тот же Чаплин или Джон Леннон. Есть еще одна идея. Хочу сделать композицию «Тайная вечеря»
- Скажите, а вам заказывают портретные куклы только известных людей?
- Не только. Одна женщина, например, попросила сделать кукольный портрет своего мужа — в подарок ему на день рождения. Выполнял портретные куклы депутатов в образах Дон Кихота, Остапа Бендера, даже Анки-пулеметчицы.
- Ревнивые дамы не заказывают куклы соперниц, чтобы колдовать да издеваться над
ними?
- Такого не припомню.
- А кто из известных людей уже владеет своим кукольным портретом?
- Знаю наверняка, что Клара Новикова: ей заказанную у меня куклу вручили на бенефисе прошлой весной. А вообще, насколько мне известно, мои работы есть в 21 стране мира, включая Сингапур, куда отправились мои «первенцы» — Ленин со Сталиным.
- Скажите, свою «кукольную» деятельность вы относите к искусству или к ремеслу?
- А кем, по-вашему, были те люди, которые расписывали пещеры и первые керамические сосуды, — ремесленниками или художниками? Вот я, пожалуй, ближе к ним, «пещерным».
1239Читайте нас в Facebook