ПОИСК
Украина

Виталий Кличко: «Согласно планам, четвертая линия киевского метро — это 18 станций и хаб с кольцевой электричкой»

9:15 1 декабря 2017
Кличко и китацы метро на Троещину
Сергей АФОНИН, журналист
Мэр Киева рассказал «ФАКТАМ» о том, когда наконец появится метро на Троещину, сколько оно будет стоить и кто его может построить

Четвертая ветка столичного метро, призванная соединить центр города с массивом Троещина, давно уже стала мифом. О необходимости ее строительства говорили все мэры, руководившие Киевом, но за четверть века дело не доходило даже до проектирования. Глобальный проект постоянно разбивался о невозможность найти средства не только в городском, но и в государственном бюджете. Именно поэтому то, что произошло в последние дни, можно смело назвать прорывом. Подписание соглашения о сотрудничестве мэром столицы Виталием Кличко и заместителем главы правления China Pacific ConstructionGroup Го Уином о намерении реализовать проект четвертой ветки метро в Киеве — шаг от мифа к реальности.

— Виталий Владимирович, как вы нашли инвесторов и убедили их вложить деньги в украинскую столицу?

— В последние десять лет китайский бизнес стремится инвестировать в крупные проекты. В первую очередь — перспективные. Поэтому самой большой проблемой было не найти инвесторов, а убедить их в том, что мы надежные партнеры. Думаю, три-четыре года назад инвесторы из Поднебесной не заинтересовались бы таким предложением. Но за последние два года Киев в два раза сократил свой внешний долг, привлек немало инвестиций (60 процентов средств, которые «зашли» в Украину), и теперь на столицу как на партнера смотрят уже по-другому. Больше доверия, а соответственно, и желания вкладывать деньги.

РЕКЛАМА

— Сумма, которую китайцы готовы инвестировать, велика?

— Общая стоимость проекта четвертой ветки столичного метро — 2 миллиарда долларов. Из них 85 процентов должны покрываться кредитом. То есть 1,7 миллиарда долларов, или около 46 миллиардов гривен по сегодняшнему курсу. Конечно, это колоссальная сумма. Поэтому речь идет о долгосрочном кредите — на 15—20 лет, под государственные гарантии. Процентную ставку пока назвать не могу, по ней еще будут вестись переговоры.

РЕКЛАМА

— То есть договоренность еще не полная и строительство пока не начнется?

— Строительство еще, к сожалению, и невозможно. Линия метро на Троещину не может появиться раньше, чем мы достроим Подольско-Воскресенский мост. Поэтому главные усилия сейчас сосредоточены на этом направлении. По данному проекту мы сотрудничаем с немецкой стороной и ведем переговоры для привлечения инвесторов. Но параллельно начата работа и по строительству метро. Уже договорились о создании украинско-китайской группы специалистов, которая разработает оптимальные технические и финансовые решения для осуществления проекта.

РЕКЛАМА

— А сам проект уже есть?

— Базовый проект есть. Речь идет о линии протяженностью 18 километров, с 13 станциями. А также о пересадочной линии длиной в один километр, которая соединит новую ветку метро с кольцевой электричкой.

— Так когда же все-таки Троещина будет с метро?

— Планируемый срок строительства — пять лет. Однако его начало, опять же, зависит от того, сколько времени понадобится для завершения Подольско-Воскресенского моста. Предположительно, мы можем закончить работы за три года, но сейчас прилагаем все усилия, чтобы сделать это быстрее.

— Поскольку вы уже затронули тему инвестиционной привлекательности Киева, скажите, есть ли перспективы для роста?

— Безусловно. Хотя рейтинг Киева всегда будет зависеть от рейтинга Украины в целом. Но и мы делаем многое для того, чтобы позиции страны улучшались. К примеру, в рейтинге Doing Business 2018 Украина поднялась сразу на 105 пунктов по показателю «Упрощение получения разрешений на строительство». В основном благодаря тому, что Киевсовет уменьшил с 10 до 4 процентов паевое участие застройщиков в развитии инфраструктуры столицы. Причем в нынешнем году оно и вовсе составляет 2 процента.

— По каким еще параметрам улучшились наши позиции и над чем надо работать?

— За последний год Украина поднялась на 41 пункт в категории «Налогообложение». Но, безусловно, нужно усиливать дерегуляцию и борьбу с коррупцией. Условия работы для бизнеса должны быть прозрачными. Мы планируем также утвердить новый генеральный план развития Киева, чтобы все наши действия, касающиеся развития инфраструктуры города, были открытыми, понятными и для предпринимателей, и для жителей столицы.

— Кроме китайских инвесторов, вы также встречались на днях в Брюсселе с президентом Европейской народной партии Джозефом Долем. О чем с ним говорили? Ведь ЕНП — чисто политическая структура…

— Однако сегодня Европейская народная партия — самая влиятельная сила в Европарламенте. От нее очень многое зависит в экономических связях Евросоюза с другими странами и городами. Хотя, конечно, говорили мы не только об экономике и инвестициях. Как я уже сказал, проблемы Киева неотделимы от проблем всей Украины, а для нашего государства сейчас главный вопрос — восстановление мира на Донбассе. Поэтому мы обсуждали и санкции против России, которые необходимы для сдерживания дальнейшей агрессии РФ. Также речь шла о проведении реформ в Украине и партийном строительстве. Президент ЕНП отметил, что Европейская народная партия всегда будет поддерживать те политические силы, которые отстаивают европейские принципы и ценности.

— В среду в столице завершился Международный саммит мэров. Какие киевские ноу-хау вы на нем представляли?

— Может быть, это и не совсем ноу-хау. Мы ведь, когда начинали какие-то проекты, тоже использовали чей-то опыт. Просто в процессе реализации абсолютного копирования никогда не бывает, поэтому каждый опыт оказывается уникальным. Например, участников саммита заинтересовал проект Kyiv Smart Sity, цель которого — использование «умных» технологий в управлении городом, в создании цифровой инфраструктуры столицы. Так, электронные закупки не только повысили доверие к самой процедуре, но и позволили сэкономить для бюджета Киева 2 миллиарда гривен. На эту сумму обратили внимание все участники саммита, потому что речь идет о сэкономленных бюджетных средствах.

— И о голосованиях за проекты «Бюджета участия» рассказали?

— А как же! Вот вы о них спросили, участники саммита тоже интересовались. И вообще, мне очень часто задают об этом вопросы, я даже не ожидал такой популярности идеи. Когда каждый житель Киева может предложить свой проект, а также поддержать финансирование из бюджета столицы тех проектов, которые он считает нужными и важными. Киевляне очень активны и инициативны, готовы принимать участие в изменениях в родном городе. Если в прошлом году мы выделили на проекты «Бюджета участия» 50 миллионов гривен, то в нынешнем предусмотрели на эти цели уже 100 миллионов.

— О чем еще спрашивали участники саммита?

— Многих заинтересовал открытый в мае iHub. Это площадка для инноваций, которые превратятся в новые проекты для Киева. Международный саммит мэров проводится как раз для того, чтобы мы смогли обсудить современные тенденции развития городов. Кроме того, коллеги интересовались нашим проектом «Безопасный город», в рамках которого в Киеве установлены почти пять тысяч камер наблюдения и действует дата-центр по обработке полученной с них информации. Данная система успешно работает во многих мегаполисах мира, и нам в этом направлении еще надо очень многое сделать.

— А «Карточка киевлянина» — ваше ноу-хау?

— Да. Ее в этом качестве недавно даже представили на мировой выставке технологий для «умных» городов Smart City Expo World Congress 2017 в Барселоне. Мы там презентовали саму карточку и мобильное приложение к ней. Задача приложения — сделать доступ к сервисам мегаполиса более удобным для его жителей и упростить общение с городскими службами. Это приложение также даст возможность использовать транспортный, медицинский, коммунальный или образовательный модуль, то есть будет соответствовать большинству потребностей киевлян.

— Напоследок давайте поговорим о недавнем решении Киеврады запретить парковку на 67 улицах. Какую цель преследует этот шаг?

— Киевский горсовет на пленарном заседании определил и утвердил перечень мест в городе, где будет запрещено парковать автомобили из-за «уменьшения пропускной способности и существенного препятствия дорожному движению». Во-первых, необходимо разгрузить дороги от пробок. Во-вторых, следует навести порядок с парковками, чтобы деньги от них шли в бюджет города, а не каким-то мошенникам. В августе мы ввели безналичную оплату парковки, после чего поступления существенно увеличились. За десять месяцев 2017 года они составили 52,5 миллиона гривен.

— То есть парковщики больше денег не берут?

— Массово — нет. Но водители жалуются, что в отдельных местах это происходит. Поэтому я поручил проверить паркинги, вызывающие нарекания. Провели вместе с полицией специальный рейд по 19 стоянкам, и факты подтвердились. Я благодарен неравнодушным водителям, которые помогают нам бороться с мошенниками. Мы, в свою очередь, продолжаем работу над тем, чтобы максимально упростить оплату парковки в столице. Уже есть паркоматы, талоны, мобильные приложения. Специально для столичных водителей появилась также услуга TelePark. С ее помощью можно оплатить парковку прямо с мобильного счета. Отсылаешь СМС-сообщение на номер 849 — номер своего автомобиля *849* номер парковочной площадки#. Это тоже удобно. В конце концов, одними запретами никогда ничего не добьешься, нужно еще и предлагать альтернативу, которая будет удобной. Тогда деньги за парковки пойдут не аферистам, а на потребности киевлян.

Но отмечу также, что полностью навести порядок с парковкой мы сможем, только если у нас появятся для этого все необходимые полномочия и механизмы. А это зависит от того, когда будет принят парламентом закон о парковках. Мы его ждем уже более двух лет.

765

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров