«над проповедью украинского пастора мы, американцы, просто рыдали»
Церковь Рождества Христова в Новой Каховке даже внешне похожа на шикарную новогоднюю открытку с надписью: «Под этими сводами отдохнет ваша душа». В ее внутреннем убранстве тоже сквозит счастливый безмятежный покой. Слово «скандал» с увиденным не вяжется вовсе. Но, увы, именно скандал привел меня в небольшой южный городок. Нешуточные страсти здесь разгорелись после того, как год назад паства благословила пастора этой церкви, 43-летнего бакалавра практической теологии Сергея Вознюка на поездку в Америку для сбора пожертвований. Благотворительный марафон, проведенный в штате Калифорния, прошел настолько успешно, что американцы-прихожане русскоязычных протестантских церквей помнят его до сих пор. Проповедь новокаховского священника произвела, можно сказать, фурор, ее даже в журнале «Вифания», который издается за океаном, напечатали.
- Видели бы вы, как народ рыдал над словами украинского пастора! — утверждает Ирина, жительница города Сакраменто. — Его красноречие заставляло людей доставать кошельки, без разговоров подписывать чеки.
Номер журнала, о котором идет речь, попал в Украину несколько месяцев спустя, и буквально тут же местные прихожане обвинили церковнослужителя в том, что его проповедь построена на вранье(?!), она, дескать, просто набор басен. Эти обвинения выплеснулись на страницы одного из украинских изданий, и на его сайте тут же началось живейшее обсуждение темы «церковь и деньги», а сам скандал приобрел едва ли не международный масштаб.
«Услышав о горькой судьбе маленькой Вики, люди стали слать для нее посылки, но оказалось, что такой девочки нет»
Семья Васильевых воспитывает троих своих детей и четверых приемных. Два года назад они переехали из Новой Каховки, где были прихожанами церкви Рождества Христова, в Херсон.
- Несколько месяцев назад наши братья по вере принесли нам посылочку из Америки, на которой было написано одно слово: «Вике», — рассказывает «ФАКТАМ» Александр Васильев. — Там оказались вещи для восьмилетнего ребенка, а нашей приемной дочери уже 12. Вы что-то перепутали, усомнился я и попытался вернуть подарок. Тогда мне объяснили, что пастор Сергей Вознюк в феврале 2007 года проповедовал в городке Сакраменто и рассказал там о девочке Вике, вот ей и прислали подарок, а другой Вики просто нет.
Гораздо позже в руки мне попал протестантский журнал «Вифания», напечатавший ту самую проповедь Вознюка, есть в ней такие слова: «Однажды меня вызвали в отделение милиции (Новой Каховки. — Авт. ), где женщина-милиционер рассказала про девочку, судьба которой оказалась очень драматичной. Ей было всего семь лет, когда маму посадили в тюрьму за пьянство и убийство, она там умерла от туберкулеза, а отец продолжал пить. Девочке некуда было уйти. Хотя отца лишили родительских прав, он заставлял дочь добывать ему деньги на спиртное. Однажды в морозный вечер эта девочка пришла домой холодная и голодная, постучала и говорит: «Папочка, прости, я не нашла денег. Не выгоняй, пожалуйста, на улицу, я замерзла!» Но пьяница избил дочку и продал ее пятерым своим собутыльникам. Те, надругавшись над ребенком, бросили его в городском парке. Случайно чужая женщина нашла ее там утром без чувств, вызвала милицию и «скорую».
Девочка два с половиной месяца пробыла в больнице, из них более двух недель — в реанимации. У нее было двустороннее воспаление легких, а также от стресса она стала заикаться — да так, что непонятно, что говорит. Из больницы ее привезли в милицию. «Послушайте, пастор, — сказала милиционер, — если мы сдадим ее в детдом, то вы сами знаете, что с ней будет. Знаем, скольким детям вы помогли, спасли им жизнь. Возьмите это дитя: у вас она станет счастливым ребенком». Мы зашли в комнату, где находилась девочка. Она сидела, сжавшись в комок, словно напуганный котенок. Я подошел, погладил по головке и сказал: «Вика, доченька, не бойся. Господь тебя любит, мы не дадим тебя в обиду». Девочка подняла испуганные глаза и, схватив меня за руки, спросила: «Вы не обидите меня?»
Спустя полгода Господь восстановил ее речь и освободил от болезней. Она действительно стала у нас счастливым ребенком, заучивает длинные стихотворения, целые поэмы, а когда поет в детском хоре, лицо ее светится. Отец же ее сгорел от водки. Давайте возблагодарим Бога за наших детей, и поддержите, пожалуйста, наш труд не только молитвенно, но и материально».
- В приведенном отрывке нет ничего дурного, просто это не про нашу дочь, — продолжает Александр. — Не только я, но и другие прихожане пытались выяснить, о ком же рассказал Сергей Вознюк американским христианам, что это за девочка Вика, однако никто такого ребенка не знает. Новокаховский пастор просит американцев: не проходите мимо, помогите сироте, ведь у нас около 650 таких детей, непосредственно же на церкви лежит ответственность за 320. Он живописует: мол, утром надо дать им завтрак, а бывают моменты, что кормить сирот нечем. На самом деле, никто утром не встает, потому что и вечером не ложится — никакого христианского приюта нет! Просто в церковь раз в день приходят 10-12 детишек за горячими благотворительными обедами. По словам пастора выходит, что он «кормит» столько сирот, сколько в действительности нет во всей Новой Каховке, да, пожалуй, и в Херсонской области. Несомненно, в наши дни, чтобы служить ближнему, нужны деньги, но зачем строить проповедь на вымышленных историях, сочинять небылицы?
Васильев припоминает, сколько беспризорных детей шаталось лет десять назад по улицам его родного города: да, в церкви их кормили, но крыши над головой предложить не могли. Когда в 2003 году возникла идея взять в аренду на 49 лет пустующий детский садик и превратить его в христианский интернат для сирот, прихожане буквально ею загорелись. Местные власти такое начинание поддержали.
- Началась реконструкция бывшего детсада, меня назначили директором создаваемого детского центра, приходилось просто ночевать на стройке, — утверждает Васильев. — Кто-то из американцев пожертвовал тогда сразу 150 тысяч долларов на обустройство, мы поменяли прогнившие коммуникации, старую кровлю, казалось, вот-вот запустим один из трех корпусов. Не освоили и половины выделенной суммы, как вдруг оказалось, что деньги закончились.
- Я в тот период была прихожанкой и бухгалтером церкви Рождества Христова в Новой Каховке, — вспоминает 38-летняя Елена. — Скажу прямо: деньги, выделенные на реконструкцию, использовались не по назначению. Пастор брал в кредит дорогие машины, причем оформлял их на преданных ему людей, баловал себя, семью. Одним словом, никогда не забывал о собственном интересе. Раньше пастором этой церкви был родной дядя Сергея Вознюка. При нем строилось здание — деньги, которые привозились из Германии, сразу при свидетелях оприходовались через церковную кассу, ни одна копейка не ушла «налево».
Дядя имел безупречную репутацию, завоевал в Новой Каховке огромный авторитет, но он уехал в США, кафедра перешла к Сергею Федоровичу, порядки моментально поменялись. Теперь деньги, например, учитывались только в связи с какими-нибудь расходами, финансами же он ведал единолично. Я бухгалтер по профессии, и всегда мне везло — ни на одном предприятии, где трудилась, не приходилось вести «черную» кассу. И вдруг такое умение понадобилось в храме! У церкви был свой валютный счет в банке, но на него деньги не поступали, пастор предпочитал, чтобы средства шли по иным каналам. Трудно стало жить в такой атмосфере, и я решила уйти из этой церкви.
- Дело начало страдать оттого, что деньги стали прилипать к нечестным рукам, на стройке перестали выплачивать зарплату, — продолжает Васильев. — Я забрал семью и уехал в Херсон. Конечно, нам небезразлично, что сейчас с христианским центром. Понимаете, за прошедшие годы ситуация кардинально поменялась: западная церковь больше не хочет давать деньги на строительство в бывших соцстранах. Там говорят: мы вам помогли, выросли замечательные храмы в ваших городах и селах, теперь учитесь жить сами. В той же Америке меценаты жертвуют теперь исключительно на детей, а не на кирпич и стены. Вот зачем пастору из Новой Каховки понадобилось фантазировать, придумывать девочку Вику. Эту церковную стройку давно можно было закончить. Вознюка же нынешняя ситуация устраивает: можно ездить и ездить, просить и просить — долгострой все проглотит, а еще больше на него можно списать.
«Странный способ проповедовать — врать. Священник просто клевещет на Украину»
С новокаховским предпринимателем и прихожанином церкви Рождества Христова Владимиром Дудником мы встретились в портняжной мастерской.
- Это мой маленький бизнес, — показывает свой скромный цех Володя.
Впрочем, в день нашего приезда ему было не до производственных проблем: в общежитии, где живут Дудники, настолько холодно, что пришлось срочно вызывать комиссию. Владимир с женой Светланой воспитывают пятерых детей-сирот, самым младшим из них — 11 месяцев и два годика.
- Наши родные дети уже выросли, уехали, мы без них заскучали, вот и решили все начать сначала, — улыбается Владимир Дудник.
Живет семья более чем скромно. У входа — гора пластмассовых бутылок с водой: до пятого этажа вода не доходит, вот и делают запас. Потолок обвалился, ванной или душа в квартире нет, поэтому Володя купать детишек водит к своим родителям. Раньше супруги надеялись, что в будущем церковном детском центре найдется место и им с ребятами. Но годы идут, надежды тают. Местные власти собирались за копейки купить для Дудников дом в одном из отдаленных сел, однако семья отказалась.
- Люди бегут из глубинки, а что я там со своей профессией стану делать? — объясняет Володя. — Последнего куска хлеба лишусь.
Владимир со Светланой были поражены, узнав, что пастор Сергей Вознюк рассказывал в своей американской проповеди и про их семью, назвал ее очень дружной, детей — счастливыми и защищенными, и подытожил — это, мол, наиболее перспективное направление нашей работы.
- Из контекста следует, будто община нам помогает, хотя мы ни копейки не получили, — удивленно пожимает плечами Володя. — Да, церковь предлагала нашим детишкам бесплатные обеды, но я ведь не для того брал в дом сирот, чтобы куда-то выпроваживать их покушать. А еще лет пять назад, помнится, давали 50 долларов, но при условии, что комиссия придет проверять, на что потратил. Я не хотел, чтобы из-за такой суммы лазили по моим горшкам. Другой помощи я не припомню. Мы не рассчитываем на заокеанские пожертвования, но жилье вряд ли сумеем приобрести. Другие миссии покупают братьям и сестрам, воспитывающим сирот, квартиры. Нам же остается доказать себе и другим, что можно быть счастливыми и в общежитии.
«Я с детства приучен жертвовать, а не жить на чужие пожертвования»
В тот же день я встретилась с человеком, который, собственно, и инициировал скандал.
- Когда американские друзья прислали мне журнал со стенограммой проповеди, — говорит 40-летний предприниматель и депутат Новокаховского горсовета Сергей Вялов, — я, прочитав ее, был поражен. Пастор живописует, как в Украине преследуют за веру, не разрешают проповедовать Евангелие. В частности, он рассказал, как однажды ехал на богослужение в село Чернянку, вдруг дорогу ему преградила огромная толпа православных.
«Полторы тысячи человек. Они стояли на трассе. Я вышел из машины с Библией в руках и увидел такую картину: приехала милиция, за ней стоит священник, рядом монашки с хоругвями и крестами, а далее — выпившие люди. В руках у них топоры, вилы, дубинки и бутылки с зажигательной смесью».
Пастора якобы обзывали еретиком, требовали убраться, грозились убить. Я десять лет уже посещаю церковь Рождества Христова, но о подобном инциденте никогда не слышал. Поехал в Чернянку, там тоже пожимали плечами: выдумки! Разве не клевещет Вознюк на Украину?
А вот еще один фрагмент той скандальной проповеди, где он хвалился американцам:
«В одном городе нашей области покаялся мэр, сегодня он является пресвитером поместной церкви, в другом городе покаялся прокурор района, районный судья, заместитель главы администрации, директор дворца культуры. Все эти люди крещены Духом Святым, стали членами нашей церкви. Теперь они ревностно проповедуют Евангелие в Херсонской и Николаевской областях».
Но я не знаю ни одного прокурора, мэра, которые проводили бы евангелизацию. Попросил пастора Сергея Вознюка рассеять мои сомнения, но ни на один вопрос он не смог ответить.
Согласитесь, странный способ проповедовать — врать. Поэтому я сказал Сергею Федоровичу, что, если эти вымыслы он не опровергнет на страницах издания, опубликовавшего проповедь, я уйду из церкви. Но разве это не мошенничество — выпрашивать деньги, пусть даже на благое дело, обманом? Калифорнию называют штатом миллионеров, там русских церквей очень много, и объезжая их, богослов громоздил одну ложь на другую, чтобы добраться до кошельков сестер и братьев, при этом просил присылать ордера и чеки на адрес своей семьи. Чек в банке обналичивается — и все, трать, как заблагорассудится. Американцы теперь говорят: мы деньги давали во имя Бога, грех — на совести священника. Однако он не только не раскаялся, но даже слышать нас не хочет.
Пастор Сергей Вознюк не только согласился встретиться с журналистом «ФАКТОВ», но предложил взглянуть на детский сад, который переоборудуется церковью под христианский детский центр. Он с энтузиазмом рассказал, где что со временем будет: в первом корпусе — детский дом семейного типа, рядом поселятся две семьи с приемными детками. Во втором будут кормить ребят из кризисных семей, здесь же разместятся разные кружки, спортзал. В третьем — обретут крышу над головой сироты, окончившие интернаты, ведь после совершеннолетия они зачастую оказываются на улице. На вопрос, почему же так затянулась реконструкция — весной будет ровно пять лет, как детсад передали церкви, — ответил: финансовые трудности. Денег вложили уже под два миллиона гривен, а работы еще много.
- В проповеди, из-за которой разгорелся скандал, красной нитью везде проходит: собираем пожертвования на христианский детский центр, — говорит пастор Сергей Вознюк. — Мои дед, отец — люди верующие, я сам имею сан епископа и с детства приучен жить не за счет чужих пожертвований, а, наоборот, жертвовать всем на благое дело. Люди, обвиняющие сейчас меня, хотели тотального контроля над нашей церковью. Подчеркиваю — тотального. Мы отлучили Вялова, ведь он бросил грязью не лично в меня, а в церковь.
«Из-за скандалов вера прихожан начинает слабеть»
На вопрос о девочке Вике пастор Сергей Вознюк ответил так: к сожалению, похожих историй полно, оглянитесь вокруг. О финансовой нечистоплотности, в которой священника обвиняют его бывшие братья и сестры по вере, Вознюк говорить не пожелал. На это, мол, есть вышестоящие органы церкви, у них к пастору претензий нет. Опять же община, все 300 человек, по словам священника, его поддерживают, доверяют ему.
Городской голова Новой Каховки Владимир Коваленко ситуацию комментирует следующим образом: «Бюд-жетные деньги в реконструкцию не вкладываются. Мы проверяли, работы там ведутся. А не так быстро, как хотелось бы, так что поделаешь? Церковь вынуждена сама собирать пожертвования, мы на это повлиять не можем».
Оппоненты Вознюка и бывшие прихожане церкви с такой позицией не соглашаются. В городе, говорят, острый дефицит детских садов — люди по два года стоят в очереди, чтобы определить ребенка в детское учреждение. Церковь же, забрав в центре города помещение площадью более полутора тысяч квадратных метров, может еще 15 лет ссылаться на нехватку средств. Но если проект все же заработает, наберут сирот, в центр заселятся семьи, где гарантия, что финансирование точно так же не иссякнет? Кто тогда станет кормить этих детей? Что с ними будет дальше?
- Меня удручает, что эта история произошла в среде людей верующих, — вздыхает Елена, бывший бухгалтер церкви Рождества Христова. — Но это грех одного человека. Он говорит о двух миллионах. Да если бы хоть половина этой суммы была вложена в реконструкцию, детский центр уже давно открылся бы! Всякий раз, как кто-нибудь из прихожан пытался ставить нашему пастору вопросы, ему показывали на дверь. А что касается проверок вышестоящих лиц Это в православии существует строгая иерархия, в нашей вере иначе. Да и кто же знает, сколько пожертвований собрал в США Вознюк? Когда центральное руководство выделяет финансы, тогда проверить можно, а тут Жаль, если вера прихожан из-за таких скандалов начнет слабеть. К сожалению, есть люди, которые любят деньги больше, чем добрые дела. Но Бог им судья.
2808Читайте нас в Facebook