Когда банки, предоставившие фирме многомиллионные кредиты, требовали отчет об использовании кредитных средств, заемщик оспаривал имущество, находящееся в банковском залоге
О том, что автомобиль, который находился в залоге у банка, продан, банковская служба безопасности узнала, когда машина попала в ДТП, а девочка-пассажирка погибла
Первые сведения о сомнительной деятельности г-на Глухова и Ко относятся к 2002 году, когда Общество с ограниченной ответственностью «Инициатива» оформило кредит в размере около 350 тысяч долларов. Как рассказал «ФАКТАМ» Сергей Прожуган, сотрудник службы безопасности Днепропетровского отделения «ПриватБанка», в котором оформлялся кредит, деньги были взяты под залог будущего урожая сельскохозяйственной продукции. Урожай был вовремя собран и реализован. Однако деньги, вырученные от реализации, в банк не поступили.
Кроме урожая, банку были отданы в залог несколько иномарок. Одну из них, БМВ-Х5, вскоре после того, как был взят кредит, переписали на водителя Глухова Станислава Коротеева, а затем и вовсе продали. Об этом в банке узнали случайно, после ДТП с участием этого БМВ. Это произошло в ночь, когда по всей стране проводились выпускные вечера. На автомобиле перевозили выпускников, и одна девочка в том ДТП погибла.
- Вторую залоговую машину, «Тойоту RAV4», оформленную на самого Глухова, он тоже продал третьим лицам, в Одессу, а еще два «Дэу» просто прячет, — рассказал Сергей Прожуган.
Через год фактический владелец ООО «Промтехинвест» Михаил Глухов (директором фирмы числился полностью управляемый им человек) взял в том же отделении «ПриватБанка» кредит для покупки престижного «Мерседеса 350ML». Три-четыре месяца долг исправно выплачивался, потом же Глухов начал активно банкротить «Промтехинвест». А с банкрота-то что взять?!
- Мы обращались с заявлениями о деятельности Глухова в прокуратуру и милицию, но вы знаете, как сейчас рассматриваются такие обращения. Помощи от правоохранительных органов мы так и не получили, — говорит сотрудник службы безопасности банка. — Поэтому сейчас боремся за возврат своих кредитов в судах.
В том же 2003 году в Днепропетровское отделение Ощадбанка обратился за кредитом директор еще одной контролируемой Глуховым фирмы — ООО «Коул-Трейдинг». В залог банку были предложены недвижимость и автомобиль «Лексус».
- Имущественным поручителем по кредиту размером 800 тысяч гривен выступил Михаил Глухов, — рассказал «ФАКТАМ» начальник отдела проблемных активов этого отделения Ощадбанка Александр Литюк. — Он же, кстати, являлся владельцем отданного в залог банку четвертого этажа очень популярного в Днепропетровске многоэтажного ресторана «Маяк», расположенного в парке Шевченко. Глухов контролировал несколько фирм, а в двух из них он и его супруга были учредителями. Одна из этих фирм, «Энергопром», где учредителем числилась Алла Глухова, тоже брала у нас кредит, но погасила его. А вот «Коул-Трейдинг», учредителем которого является Глухов, кредит не вернул. Когда мы попытались получить находившиеся у нас в залоге недвижимость и автомобиль, Глухов начал чинить препятствия. С 2003 года мы судимся с ним, чтобы иметь возможность продать принадлежащий нам по закону этаж. В нескольких райсудах Днепропетровска рассматривались его иски к нам (должник банка придирался к любой запятой, к любой формулировке), а также иск жены Глухова к нему самому и так далее. Поводы для исков находились, истинной же целью этих судебных разбирательств было затягивание времени. Проиграв в районных судах, Глухов подавал апелляционные жалобы, получал отказ в их удовлетворении и тут же, не останавливаясь, подавал жалобы кассационные. На днях Верховный Суд Украины наконец-то вынес решение в нашу пользу. Подписывая письмо к другим участникам финансового рынка, мы хотели предупредить банковское сообщество о возможных кредитных рисках, связанных с этим заемщиком.
Еще одним поручителем возвращения взятого «Коул-Трейдинг» кредита выступил г-н Полтавцев, передавший в залог банку автомобиль «Лексус» стоимостью около 75 тысяч долларов. Полтавцев умер, но после его смерти оказалось, что еще при жизни он якобы продал автомобиль третьим лицам. У нас есть серьезные подозрения, что договор купли-продажи был сфальсифицирован уже после смерти Полтавцева, и мы подали соответствующее заявление в прокуратуру. Сейчас этот автомобиль находится в розыске.
- Насколько я знаю, этот крайне непорядочный человек обманул еще несколько банков, в частности, «Надра», — говорит Александр Литюк. — Что же касается Ощадбанка, то еще в 2005 году Президент и премьер-министр Украины вынесли постановление об оказании этому банку помощи в возврате задолженности. Это ведь государственный банк. В связи с этим мы направляли в прокуратуру несколько заявлений, в том числе и по «Коул-Трейдингу».
Напиваясь, Глухов мог избить рукояткой пистолета неугодного ему человека
Как известно, аппетит приходит во время еды. Видимо, чувствуя свои безнаказанность и недосягаемость для закона, в начале 2004 года Глухов обратился в АКБ «ТАС-Комерцбанк» все с той же неоригинальной просьбой предоставить ООО «Комбис» кредит в размере чуть больше 13 миллионов гривен для строительства в крымской Массандре рекреационного комплекса «Зеленый город». Банк предоставил фирме «Комбис» кредит в размере почти 8 миллионов гривен. Согласно предоставленному Глуховым бизнес-плану проекта строительства, в нынешнем году апартаменты в Массандре — с видом на море — должны быть не только построены, но и реализованы. Увы, на сегодняшний день, кроме котлована и свай для фундамента, на месте предполагаемого «Зеленого города» ничего нет. А фирма «Комбис», формальным директором которой является родной брат жены Глухова Игорь Власенко, фактически доведена до банкротства. Кредит же, как повелось у нашего героя, не возвращен, задолженность по нему составляет более 7 миллионов гривен.
Поначалу Глухов и Власенко вовсю имитировали бурную деятельность. Наняв субподрядчиков и заплатив им небольшой аванс, начали строительство. И работ было произведено гораздо больше, чем оплачено, — в Крыму существует большая конкуренция между строительными организациями, поэтому, получив хоть какие-нибудь «живые» деньги, люди стараются отработать их с лихвой.
В то же время, не рассчитываясь со строителями, Глухов переводил кредитные деньги на «левые» фирмы, оформляя там фиктивные контракты об объеме выполненных работ, пытался привлекать к «реализации проекта» и других «инвесторов». Действуя через фирму «Комбис», ООО «Компания с иностранными инвестициями «Пропети Систем Девелопмент» продало права на несколько апартаментов, фактически же — права на воздух.
В один прекрасный день, оказавшись полностью загнанным в угол, должник, договорившись с поселковым советом, передал 4 гектара земли, на которой находилась заложенная в банке недвижимость, в субаренду другой фирме. Практически все это время Глухов препятствовал проверкам целевого использования кредитных средств, которые пытался осуществить банк.
А весной прошлого года, как раз в тот период, когда банк в очередной раз требовал у «Комбиса» документы, касающиеся использования кредитных средств, у себя дома, в шкафу повесилась главный бухгалтер фирмы, оставив сиротой несовершеннолетнего ребенка. Почему так поступила уравновешенная здоровая женщина, кто довел ее до самоубийства, должны были бы разобраться правоохранительные органы. Но они лишь ограничились констатацией факта трагедии.
Все эти годы Глухов жил на широкую ногу. Его частенько видели в казино, а деловые партнеры нередко пребывали в затруднительном положении, ожидая, когда он выйдет из затянувшейся пьянки. Как-то, напившись, на одной из улиц Ялты он избил рукояткой пистолета попавшего под руку строителя, делавшего ремонт во дворе дома, в котором жил Глухов.
В декабре 2007 года Массандровский поселковый совет расторг договор аренды земли, заключенный в свое время с Глуховым ООО «Комбис». Однако документы, подтверждающие расторжение договора, исчезли при невыясненных обстоятельствах.
Как рассказала «ФАКТАМ» председатель Массандровского поссовета Любовь Арзамасова, после того как в канцелярию совета поступило подписанное директором «Комбиса» Власенко заявление о расторжении договора аренды, сессия приняла решение удовлетворить его. Вскоре после этого Глухов неожиданно позвонил и спросил, на основании чего сессия приняла это решение.
- Я пригласила его приехать и посмотреть на полученное нами заявление, под которым стояла подпись Власенко — директора «Комбиса», — рассказывает Любовь Арзамасова. — Глухов приехал под вечер, когда меня не было. Стал требовать у секретаря совета и присутствовавшего при этом землеустроителя, чтобы они отдали ему письмо. Они отказались и предложили дождаться меня, так как я запретила в мое отсутствие выдавать документы на руки. Глухов вроде согласился. Папка с документами оставалась лежать на столе секретаря, которая ненадолго вышла в соседний кабинет по делам. Когда она вернулась — папки уже не было. Мы написали заявление в ялтинскую милицию, в котором сообщили об обстоятельствах пропажи сессионных документов и высказали свое мнение, что единственным заинтересованным в их исчезновении человеком является Глухов. Но, как сказали милиционеры, не пойман — не вор. К счастью, все эти документы несложно восстановить.
А на этой неделе на имя исполняющего обязанности начальника крымского главка милиции Михаила Ильичева было подано заявление от руководства ОАО «Сведбанк» (после продажи шведским акционерам АКБ «ТАС-Комерцбанк» был переименован в ОАО «Сведбанк»). В нем — просьба возбудить против Глухова и Власенко уголовное дело по статьям «Фиктивное предпринимательство», «Мошенничество», «Мошенничество с финансовыми ресурсами» и «Невыплата заработной платы», а также проверить, не была ли гибель бывшего главбуха ООО «Комбис» результатом доведения ее до самоубийства, и другие факты махинаций. В заявлении обращается внимание милиции на то, что Михаил Глухов имеет и пользуется несколькими паспортами и «хронически» не возвращает банковские кредиты, используя различного рода манипуляции. «ФАКТЫ» намерены проследить, дадут ли правоохранительные органы должную квалификацию разнообразной деятельности этого господина. До сих пор им до этого не было практически никакого дела.
«ФАКТЫ» спросили у обвиняемого банкирами Михаила Глухова, не является ли он сторонником теории, что долги отдают только трусы, объяснив, конечно, причину возникновения этого вопроса.
- Это все разговоры. А мы ведь живем в правовом государстве. Все долги государственному Ощадбанку я погасил, потому что этот банк сейчас выплачивает деньги вкладчикам. По коммерческим банкам есть вопросы, но ведь бывают сложные ситуации — пусть подают заявления в милицию, в суд. У меня на каждый их документ есть свой.
- Только сегодня в Ощадбанке рассказали, что они с вами судились за этот долг с 2003 года — фактически пять лет. Вы считаете нормой ситуацию, когда банк фактически свое должен отвоевывать годами?
- Это же не я брал тот кредит, брала фирма, я был только поручителем. Решил Верховный суд, что я должен платить — я и заплатил.
Комментируя по просьбе «ФАКТОВ» прецедент с предупреждающим о мошенничестве письмом, разосланным во все коммерческие банки Украины, заместитель председателя правления ОАО «Сведбанк» Владимир Дубей сказал:
- На финансовом рынке Украины есть определенные правила взаимодействия, когда его участники предупреждают друг друга о возможных нежелательных последствиях, связанных с принятием тех или иных кредитных решений. Для каждого из банкиров на первом месте всегда стояла и стоит задача сохранения стабильности финансового сектора, который нельзя подвергать никаким как внешним, так и внутренним рискам. Это письмо — сигнал-предупреждение как банкирам, так и всему украинскому обществу о возможном мошенничестве со стороны конкретного физического лица, связанного с определенными компаниями. И хотя один недобросовестный заемщик на работу финансового сектора страны повлиять не может, банкиры всегда должны пресекать любые случаи мошенничества, чтобы не допустить «эффекта домино».
P. S. В настоящий момент «ПриватБанк», Ощадбанк и «Сведбанк» готовят совместное заявление в СБУ, Генеральную прокуратуру и МВД Украины с требованием провести расследование всего совершенного Михаилом Глуховым и его сообщниками. Тот факт, что конкурирующие банки объединились, говорит о том, что терпению банкиров пришел конец и они готовы добиваться привлечения Глухова не только к уголовной ответственности за совершенные, по мнению банкиров, преступления, а также и полного возмещения причиненного им материального ущерба. Остается надеяться на принципиальную и незамедлительную реакцию правоохранителей.
1178
Читайте нас в Facebook