«Идея создать сервис для путешественников появилась, когда мы с женой чуть не разбились на машине в горах»
— В Интернете множество сервисов для поиска дешевых туров и билетов. Чем вы отличаетесь, что вас в 2016 году признали лучшим туристическим стартапом в мире?
— Мы провели исследования и выяснили, что 60 процентов путешественников имеют одну и ту же проблему: человек, не знающий, куда ему поехать, тратит уйму времени, чтобы найти действительно выгодные предложения, — рассказывает основатель TripMyDream Андрей Буренок. — Мы решаем этот вопрос с помощью динамического пакетирования. Сервис избавляет от необходимости просматривать десятки сайтов, а собирает всю информацию о перелетах и доступном бронировании отелей в одном месте. Пользователь выставляет фильтр по сумме, и система, анализируя цены и скидки, предлагает все возможные направления по всему миру вместе с гостиницей в рамках установленного бюджета. Система прогнозирует результат, основываясь на аналитике исторических данных. Например, вам нужно из Лондона полететь куда-то за 400 фунтов. Сервис предлагает слетать в Париж конкретной авиалинией и поселиться в определенном отеле. Но мы не запрашиваем каждый раз эти данные, а просто прогнозируем. Точность прогноза выше 90 процентов. Дальше пользователь может откорректировать запрос по своему усмотрению и получить более точные данные. Мы первые, кто посмотрел на проблему с такой точки зрения.
* Андрей Буренок: «Мы с женой Юлей много путешествуем. А сейчас уже и дочки Ева и Эмма совершили с нами около ста перелетов»
— Свою технологию вы продаете лидерам туристического рынка в Европе. Украинский недостаточно развит?
— В Украине люди зачастую предпочитают простые туры: Турция, Египет, Кипр. Самостоятельных путешественников, выбирающих интересные направления, очень мало. Для Украины мы пока сделали простой сервис поиска дешевых билетов.
У нас самый развитый в стране блог о путешествиях и 146 тысяч подписчиков в «Фейсбуке». На сайт ежемесячно приходит около миллиона посетителей. То есть мы имеем классную площадку для размещения информации для целевой аудитории с хорошим доходом.
— У вас за плечами уже был серьезный менеджерский опыт. Насколько сложно было начинать строить собственный продукт?
— Мы понятия не имели, что делать и с чего начать. Строить и руководить — это вообще разные вещи. Создавая продукт, надо понять несколько вещей: для кого ты его делаешь, какую проблему решаешь и каким образом. Чтобы угодить потребителю, нужно стать потребителем, разгадать его скрытые потребности и предугадать ход мыслей. К тому же это технологически очень сложный продукт, предусматривающий сбор и обработку колоссального объема данных. Мы начали с дизайна. Хотели понять, как потребитель будет взаимодействовать с сайтом, на какие кнопки и почему станет нажимать. Один важный совет для начинающих предпринимателей: не стоит сразу строить ракету. Постройте сначала скейт и убедитесь, что он едет, — покажите рынку. Затем сделайте из него самокат, велосипед, автомобиль, самолет, и только потом ракету. Самокат легко переделать, если он не получился, чего не скажешь о ракете, которую строишь три года. Придется начинать с нуля, а это очень больно. Знаю, потому что сам начал с ракеты…
— Разногласий с партнером не возникало?
— Мы плохо распределили обязанности и много спорили, — говорит Андрей Буренок. — Часто в споре рождалась истина, но иногда ситуация накалялась до предела. Однажды я даже хотел прекратить финансирование, но нам пришло приглашение на международный конкурс Seedstars Summit.
— О завоевании статуса лучшего туристического стартапа в мире трубил весь Интернет.
— Наверное, единственным, кто не поздравил нас с победой, был президент Украины. На конкурс привезли 65 стартапов из разных стран. Надо было презентовать свой проект перед инвесторами за 60 секунд. Это очень сложно. Но нам это удалось, и мы прошли в финал. За ночь должны были придумать пятиминутную презентацию со слайдами, а затем выступить перед аудиторией в 700 человек. Очень волновались. После конкурса мы стали настоящими героями.
— На конкурсе вы получили грант в размере 500 тысяч долларов. Какие еще были инвестиции?
— Многие думают, что грант — это приз, который ты тратишь на развитие. На самом деле это возможность получить инвестиции на данную сумму, отдав инвестору долю в компании. Я не могу сказать, приняли ли мы это предложение. До сих пор стараемся развиваться за счет личных сбережений. Вложили в проект более полумиллиона долларов собственных денег. Чтобы профинансировать TripMyDream, я продал квартиру.
— Очень уверенный шаг…
— А как иначе? Есть только один способ проверить правильность решения — принять его. Если ты не умеешь создавать, не бойся. Никто не умел. Научишься. Так я всегда говорю своим сотрудникам. И своим дочкам. Гораздо хуже ничего не делать, чем ошибаться.
— Сейчас вы серьезный предприниматель, отец двоих детей. А каким были в детстве, в подростковом возрасте?
— Отличником, но неисправимым непоседой, — с улыбкой вспоминает сооснователь TripMyDream Андрей Буренок. — А это довольно сложно, когда мама учитель младших классов в твоей школе и все контролирует. В школу меня возили на черной «Волге» дедушки (он был главой райисполкома, а также облплана области). Но жили мы с родителями, сестрой и собакой на 34 квадратных метрах в однокомнатной квартире.
* Андрей Буренок: «Если ты не умеешь создавать, не бойся. Научишься. Так я всегда говорю своим сотрудникам. Гораздо хуже ничего не делать, чем ошибаться»
— В девятом классе я повздорил с учителями, — рассказывает Андрей. — Они несправедливо меня в чем-то обвиняли. Я взбунтовался и убежал из дома. Отправился в Киев. Добирался попутками: сначала на мотоцикле, потом на машине. Чтобы меня подвозили, придумал жалостливую историю о том, что в Киеве у меня умерла тетка. За мостом Метро я пересел в автобус и приехал к Дому мебели. Город казался огромным и завораживающим. Решил: заработаю много денег, куплю «Ладу"-"девятку» и вернусь домой лет через десять. Что делать дальше, было непонятно. Увидел ребят моего возраста, моющих машины. Подошел, попросил работу. Ребята предложили сторожить автомобили. Это был 1995 год, машины угоняли сплошь и рядом. Не говорю уже о значках, которые скручивали с иномарок и продавали на рынках.
Новая самостоятельная жизнь продлилась недолго. Как-то вечером я разговорился с пожилой парой из Харькова. Эти люди провели со мной тонкую психологическую работу, образумили. Мне стало жаль маму. Я же ей даже не позвонил тогда. Только через друзей передал, что все в порядке. Той же ночью я сел на автобус до Чернигова. Приехал рано утром и полтора часа шел пешком под проливным дождем. Дома меня приняли нормально, без скандала. Напоили чаем и уложили спать.
Идти в старую школу я наотрез отказался, и меня перевели в другую. На первой же перемене одноклассники подсунули сигарету. Я начал курить, употреблять алкоголь (к слову, уже пять лет совсем не употребляю спиртное). Про учебу забыл. А в одиннадцатом классе посмотрел на свою жизнь и испугался: а что же будет дальше?
Дедушка посоветовал поступать в Черниговский технологический институт, чтобы получить профессию бухгалтера. Сам он когда-то приехал поступать из села. В кирзовых сапогах и рваном костюме. Посмотрел на городских и… постеснялся. Пошел в армию. А когда вернулся, получил три образования. Он был мне примером. Я взялся за учебники. Пошел на курсы при институте, нанял сразу двух репетиторов по математике и одного по украинскому языку. Хотелось стать человеком, который что-то создает, а не только потребляет.
Поступил. Забыл всех своих старых друзей. Начал подрабатывать репетитором по английскому языку у двух детей — Степы и Ани. А в конце первого курса устроился ночным сторожем в офис «Укртелекома». Приносил свое одеяло и спал прямо на столе. Другую работу в 1998-м сложно было найти.
При здании была территория, где я устроил ночную парковку для жителей соседнего дома. Брал по две гривни за место. Первым во всем институте купил себе мобильный телефон.
— А что сподвигло переехать в Киев?
— В начале пятого курса мне предложили работать техником в первом в Чернигове интернет-кафе, — продолжает Андрей. — У меня уже был свой компьютер. Платили хорошо, но хотелось большего. Понимал, что скоро учеба закончится и все поедут в Киев. Подбил одногруппницу Жанну сдать сессию досрочно и уехал в столицу первым.
Поселился у незнакомых людей. Убирал, готовил, сидел с детьми. Меня обещали устроить на работу, но что-то не получалось. Решил, что будет быстрее двигаться самостоятельно. Снял комнату у бабушки, которая заставляла насухо протирать ванну полотенцем, не разрешала у нее готовить, приходить поздно и читала мне вслух политические статьи из газет. Однажды она взяла у меня деньги за два месяца вперед, а утром сошла с ума и выбросила из окна мои вещи. Я оказался на улице. Вспомнил о Жанне. Мы сняли квартиру на окраине города, где прожили три года.
Я прошел более ста собеседований, прежде чем устроился в «Альцест», а затем в «Самсунг». Работал по 12 часов без выходных. Отвечал за розничный маркетинг в Украине, ездил в командировки, проводил встречи с владельцами крупных партнерских компаний. Это давало возможность посмотреть на бизнес с разных сторон и понять внутренние процессы. Затем перешел в «ТНК-ВР», компанию мирового уровня, а через три года наконец попал в компанию «Viasat Украина». Весь бизнес дистрибуции каналов Viasat проторил с нуля.
— Вы раньше говорили, что видели себя исключительно в президентском кресле компании Viasat. А взялись строить собственный сложный технологический проект. Как так получилось?
— Взял на работу толкового программиста Тараса Полищука. Мы нашли общий язык и захотели создать что-то вместе. Я на своей должности уже достиг потолка и думал, как развиваться дальше. Целенаправленно искали идею полгода. В 2013-м я с супругой Юлией отправился кататься на лыжах в Италию. Это была знаковая поездка. Сначала у нас возникли сложности с арендой машины в Милане. Затем мы несколько раз чуть не слетели в пропасть с горной дороги. Оказалось, нам дали машину на летней резине. Это и очевидно, ведь в Милане плюс 14, а в горах зима. Сидя вечером перед камином, я задумался: если такие неурядицы случаются со мной, то и с другими тоже. Почему бы не заглянуть в сегмент путешествий? Это же то, что я люблю.
— Вы продолжаете управлять компанией, строить свой бизнес, много путешествуете. Как все успеваете?
— Один из ключевых элементов в бизнесе — это команда. Если у тебя нет людей, которым можешь доверять и делегировать обязанности, то и бизнеса толкового не будет. Я еще и YouTube-блогер! Это серьезная работа, которая отнимает много времени и десятки тысяч долларов. Снимаю сюжеты о путешествиях по миру. Сейчас задумал проект «Переехавшие». В девяти европейских городах нахожу интересных героев, эмигрантов из Украины, и показываю жизнь за границей их глазами.
— Ваши дети летают с вами по миру с трехмесячного возраста. Есть какие-то секреты путешествий с малышами?
— Ева и Эмма совершили с нами уже около ста перелетов. Ребенку двух-трех лет очень сложно объяснить, что нужно пристегнуться, нельзя бегать по салону, невозможно выйти из самолета и еще желательно не плакать. К поездкам надо психологически готовить детей. В прошлом году мы летели на Бали с тремя пересадками. Несколько раз в неделю я играл с дочками дома в игру «Куда мы летим?». Мы проговаривали все наши действия вслух, называли города, представляли, чем займемся в самолете. Важно было дать им возможность визуализировать поездку. «А кто будет себя хорошо вести, тот получит дьюти-фри! Что вы себе купите?» — эту часть они любят больше всего. Дьюти-фри — их приз перед каждым следующим этапом. Не могу сказать, что девочки совсем не капризничают в самолете, но все же это игра.
3719Читайте нас в Facebook