Екатерина Амосова: «Призываю прекратить забастовку в медуниверситете и вернуться к учебе. Наши требования учтены»
Можно ли разрешить этот конфликт таким образом, чтобы все действующие лица остались на занимаемых должностях? Похоже, ситуация не предполагает мирного развития, потому что даже факты, лежащие на поверхности, требуют юридической оценки, расследования и привлечения к ответственности тех, кто спровоцировал данный инцидент. Когда ситуация накалилась до предела, студенты и преподаватели Национального медуниверситета имени А. А. Богомольца объявили бессрочную забастовку. Были и те, кто не хотел в ней участвовать. Но именно благодаря неравнодушным активистам два дня назад ситуацию рассмотрел Комитет по вопросам здравоохранения Верховной Рады Украины, единогласно утвердив обращение к премьер-министру Владимиру Гройсману.
Вчера ректор медуниверситета Екатерина Амосова, выступая перед студентами и преподавателями, сказала: «Как врач и преподаватель призываю прекратить забастовку и вернуться к учебному процессу. Все принципиальные требования бастующих учтены народными депутатами. Первое — поручить Министерству здравоохранения в кратчайшие сроки назначить дату проведения экзамена „Крок“ для студентов-стоматологов. Второе — проверить законность финансовой деятельности Центра тестирования при Минздраве Украины. Третье — отменить приказ Минздрава об отстранении от должности законно избранного ректора. Вы отстояли вузовскую автономию, продемонстрировали свою гражданскую позицию. Теперь язык протеста мы должны заменить языком диалога».
Чтобы вынести урок из сложившейся ситуации, важно вспомнить, с чего начался конфликт.
— Еще летом заместитель министра здравоохранения Александр Линчевский требовал, чтобы университет расторг договор о бесплатном тестировании наших студентов (такой договор действовал более 17 лет) и заключил новый — на платное тестирование, — говорит ректор Национального медуниверситета Екатерина Амосова. — Я отказалась. Тогда же у 1200 выпускников вуза, которые успешно прошли тесты, возникли проблемы с получением сертификата от Центра тестирования. Университет по этому делу выиграл суд, и выпускники получили нужные документы. Но в декабре срок предыдущего договора истек, и Центр тестирования Минздрава потребовал перечислить на его счет огромную сумму — 1,4 миллиона гривен. Сделать это законно, без проведения тендера через систему ProZorro, невозможно. Если бы я выполнила требование, то несла бы персональную ответственность за противозаконные действия. А участвовать в объявленном на ProZorro тендере Центр тестирования не стал. Просто не подал документы. Эта структура — монополист в предоставлении услуги.
Тогда мы использовали другой шанс — перечислили 104 тысячи гривен (такими средствами можно распоряжаться без тендера) в виде благотворительного взноса на счет Центра тестирования. Надеялись, что тест (это лицензированный интегрированный экзамен «Крок-1.Стоматология») будет проведен, ведь мы сделали для этого все возможное. Студенты ждали теста, волновались. Но из Центра тестирования никто не пришел, нас даже не предупредили, что теста не будет. Эту ситуацию формально использовали для того, чтобы отстранить меня от должности. Я за должность не держусь. Но рада, что «нарыв» прорвался. Будем обращаться в НАБУ. Ситуация с тестированием касается всех медицинских вузов страны, которые по коррупционной схеме вынуждены платить Минздраву.
* Екатерина Амосова: «Ситуация с тестированием касается всех медицинских вузов страны, которые вынуждены платить по коррупционной схеме»
Об этом Екатерина Амосова заявила во время пресс-конференции, состоявшейся 20 февраля, сразу после того, как получила приказ о своем временном отстранении от должности. В этот момент около 250 студентов третьего курса стоматологического факультета, которые с 9.00 ждали тестирования (а оно должно одновременно проходить во всех медицинских вузах Украины), решали, что же им делать. И часть ребят отправились к Минздраву, чтобы прояснить ситуацию. Никому из студентов не удалось попасть в помещение, передать свое обращение в приемную исполняющей обязанности министра Ульяны Супрун или одному из ее заместителей.
В Министерстве здравоохранения утверждают, что вина за срыв тестирования лежит на руководстве Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца. Но, чтобы разобраться в этой истории, создали комиссию, которую возглавил заместитель министра Александр Линчевский. На время работы комиссии от должности отстранили ректора вуза Екатерину Амосову и директора Центра тестирования Минздрава Ирину Булах. Вот только обязанности Ирины Булах возложили на ее заместителя, а обязанности ректора поручили выполнять не проректору (как положено по Закону «О высшем образовании»), а профессору одной из кафедр медуниверситета, который в управлении вузом не участвует и даже не является членом ученого совета университета. К тому же, как заявила Екатерина Амосова, с этим сотрудником у нее лично сложились непростые отношения. Преподаватели и студенты посчитали такие действия предвзятыми, несправедливыми и угрожающими нормальному учебному процессу.
— Именно поэтому было решено объявить бессрочную забастовку, — сказал во время пресс-конференции председатель общественной организации «Студдоверие» аспирант НМУ Василий Гилюк. — В учредительном собрании стачкома участвовали практически все председатели студенческих советов всех факультетов и их заместители, представители студенческого парламента, проректоры, руководители всех подразделений вуза и профкомов. Дело еще в том, что Минздрав лишил права банковской подписи не только временно отстраненную от должности Екатерину Амосову, но и всех проректоров, из-за чего стали невозможными выплаты стипендий студентам и зарплат сотрудникам. (Сейчас эта проблема уже решена. — Ред.) Мы не понимаем, почему многотысячный коллектив вуза стал заложником ситуации, почему законно избранного ректора отстранили от работы, назначив человека, которого знают лишь некоторые студенты. С требованием вмешаться в ситуацию и помочь в ее решении стачком обратился к руководству страны.
Исполняющая обязанности министра здравоохранения Ульяна Супрун заявила, что объявление забастовки — это саботаж. Но, судя по всему, выяснять, что привело к конфликту, разбираться в деталях она не планирует. Ульяна Супрун не знакома лично с Екатериной Амосовой и никогда не была в Национальном медуниверситете, куда ее не раз приглашали. О своей позиции Супрун сделала заявление на странице в «Фейсбуке»: «Это не забастовка, а отстранение студентов от учебного процесса. Сейчас на самом деле это вина руководства университета». Кроме того, исполняющая обязанности министра отметила: «Студенты обращаются к нам, чтобы мы им как-то помогли, чтобы они смогли учиться. Мы также обращаемся к университету, чтобы он возобновил учебный процесс».
* Ульяна Супрун: «Студентам надо готовиться к следующему тестированию»
О неправомерности забастовки на днях заявило Министерство образования. Против прекращения занятий выступила часть студентов, которые собрали свою пресс-конференцию и утверждали, что с ними не посоветовались, а они просто хотят учиться.
Есть свои «за» и «против» как у участников конфликта, так и у сторонних наблюдателей, которые делают выводы, исходя из услышанных заявлений. Но важно разбираться в деталях, не забывая, с чего началась вся история. И делать это непредвзято. Ведь забастовка стала крайней мерой, вызванной тем, что аргументы вуза не были услышаны.
292Читайте нас в Facebook