Начальник департамента гаи мвд украины сергей коломиец: «инспектор не может забирать права. Это собственность водителя »
Украинская ГАИ отрапортовала о завершении месячника наведения порядка на дорогах. Высокие чины МВД, судя по их комментариям в СМИ, положительно оценивают достигнутые результаты и рассказывают, что инспектора, застоявшиеся в последние годы, когда их фактически отстранили от выполнения своих обязанностей, будут продолжать работу в том же духе. Мнения пешеходов разделились. Водители чаще всего недовольны. Причем даже те, кто не нарушает правил. Сотни тысяч работоспособных людей потеряли время, нервы (и деньги), простаивая в очередях в судах, принимающих решение о виновности-невиновности водителей. Юристы же практически в один голос утверждают, что милиция действует не совсем законно.
На фоне бравых рапортов правоохранителей о повышении правопорядка на дорогах путем массового изъятия водительских прав звонки в редакцию читателей, сообщавших о «беспределе гаишников», выглядели ложкой дегтя в бочке меда. Но некоторые из жалоб мы все же решили проверить. Метод был избран простейший — поприсутствовать в суде, где решается, изымать ли права у «злостных нарушителей Правил дорожного движения». Одним из них оказался известный криминальный журналист Олег Ельцов.
К 10 утра под кабинетом судьи собрались около 50 водителей
Как рассказал «ФАКТАМ» Олег Ельцов, собираясь отъехать от бровки на Харьковском шоссе, он включил сигнал поворота, пропустил несколько машин, дождался необходимого зазора и выехал на дорогу. Вскоре его обогнала машина ГАИ, инспектор приказал остановиться.
- Подходит инспектор, представляется, требует права, — говорит Олег Ельцов. — Удивляюсь, но достаю. Недоумеваю: что случилось? Что, моя машина в «ориентировке»? На встречный вопрос: «Почему не пропустили служебную машину?» резонно отвечаю: «Ваша машина была на более чем достаточном расстоянии, чтобы я успел разогнаться до приемлемых 40 километров в час. Может, вы ехали с превышением скорости?» Он будто не слышит и твердит свое: «Почему не пропустили служебную машину?» Странная логика у этого инспектора. Он признает, что несколько проезжавших машин я пропустил, а вот его машину вдруг решил «подрезать». Объясняю: если он куда-то спешит, не лишним было бы зажечь габаритные огни, а еще лучше — включить сирену с мигалкой.
Даже если допустить, что я все-таки заставил гаишников сбавить скорость, то ни о каком аварийном торможении речи не было. Максимум, что в таких случаях требуется от инспектора, — вынести предупреждение. Но сотрудник ГАИ был твердо намерен составлять протокол. Когда он пригласил меня сесть в его машину, я вспомнил, как мой коллега Гонгадзе однажды откликнулся на такое приглашение
Обиженный гаишник ушел, чтобы вернуться с протоколом. Дал подписать нечто без «шапки» организации и печати. Называется «Сповчщення». Объяснил, что это повестка в суд: на завтра к 10 утра. «Сповчщення» я подписал, протокол — нет, ибо не согласен. Поинтересовался, где мои документы. Узнал, что «вам их завтра судья отдаст». Спросил милиционера: «Уверен ли он, что поступает в соответствии с законом? Насколько мне известно, он имеет право изъять лишь «орудие преступления». Меня не удостоили ответа, возвратив лишь техпаспорт.
К 10 утра следующего дня в Дарницком районном суде возле кабинета судьи Евгения Куренкова собрались с полсотни человек — все водители, у всех гаишники отобрали права, у большинства «сповчщення» на 10 утра. Правда, у некоторых время начала судебного заседания было назначено на девять, но, по их словам, материалы из ГАИ еще не принесли, поэтому все ждут. Присесть негде.
Пока судья ждал материалы, мы пообщались с заместителем председателя суда Анатолием Майданевичем. Спросили, зачем одновременно столько людей мариновать в суде, не проще ли было вызвать их на разное время. Майданевич пожаловался на возросшую нагрузку на судей, отсутствие помещений. И распорядился поставить в коридоре стулья для ожидающих, а также решил лично рассмотреть половину дел. Судья же Куренков рассказал, что никаких повесток гражданам, нарушившим Правила дорожного движения (ПДД), суд не направлял. О времени рассмотрения дел почему-то оповещают сотрудники ГАИ, чему судья не может давать оценку.
Наконец начинается заседание. Поскольку дела не уголовные, а административные, никаких соревнований адвокатов с прокурорами нет. Даже сотрудник ГАИ, который принес материалы, немного посидев, уходит. Дело поставлено на поток. Судья выслушивает «нарушителя», читает протокол, обсуждает созданную на дороге ситуацию и решает, виновен ли водитель.
«Моих оправданий гаишники не слушали, хоть сами стояли с машиной на мосту, что категорически запрещено»
- Ехал в крайней левой полосе, — рассказывает очередной ответчик, — там инспектора разбирались с ДТП. Объехал их, перестроившись вправо. Остановили и составили протокол: «Создал препятствие для движения».
- Шедшая впереди маршрутка резко перестроилась, пришлось и мне «вильнуть» — у меня права забрали, а водитель маршрутки уехал восвояси, — говорит «нарушитель».
- Выезжаю на мост у станции метро «Позняки», весь правый ряд занят такси и маршрутками. В начале моста стоят гаишники: «Вы повернули на мост со второй полосы, а не с крайней правой». Моих оправданий, что «вся правая занята стоянкой — пойдите лучше их оштрафуйте», гаишники не слушали. А сами стояли на мосту, что категорически запрещено Правилами дорожного движения, — недоумевает водитель.
Это далеко не все, что рассказывали водители. Конечно, среди них были и такие, которые пересекали двойную осевую или еще как-то грубо нарушали правила движения. Но настоящие нарушители свою вину признавали. Большинство же считали, что сотрудники милиции приписали им нарушение. И судья в большинстве случаев с ними соглашался — никто из прошедших его кабинет не был лишен водительских прав. Половине вынесли «устное предупреждение», другой же половине выписывались небольшие штрафы — 17-34 гривни. Максимальный — 136 гривен — был назначен блондинке, имеющей уже кучу штрафов за последние годы.
Как рассказал Евгений Куренков, обычно он более строго относится к водителям, на которых составляют протоколы сотрудники ГАИ — 5-10 процентов из них лишаются прав на срок от трех до 12 месяцев. Но, поскольку шел последний день месячника и серьезных нарушений у «подсудимых» не было, судья решил не накалять обстановку.
Водителям, вышедшим из кабинета судьи, гаишник отдавал права, сверяя фото в документе и лицо «нарушителя». Документы всей пачкой лежали у него в кармане. Никаких расписок о получении он не требовал, впрочем, как не выдавали расписок и изымавшие права инспектора. И тут возникает вопрос: насколько законны действия милиции, отбиравшей права у водителей и не дающей никаких подтверждений того, что эти документы были изъяты именно правоохранителями? Ведь тот же инспектор может их потерять или использовать в каких-либо целях.
Согласно пункту 7. 5. 11 «Инструкции по деятельности подразделений ДПС ГАИ МВД Украины», инспектора имеют право «изымать у граждан и должностных лиц предметы и вещи, запрещенные или ограниченные в обороте, а также документы с признаками подделки, которые имеют отношение к сфере безопасности дорожного движения, с дальнейшей их передачей в установленном порядке».
В «Комсомольской правде в Украине» за 23 января 2008 года начальник Департамента ГАИ Сергей Коломиец, отвечая на вопросы читателя из Николаева о том, имеет ли инспектор право забирать права и как поступать, если такое произошло, сказал:
- Он не может отобрать у вас документы, это ваша собственность, которая выдается органами ГАИ. Лишиться их вы можете только через суд. Если же вы имеете в виду задержание водительского удостоверения, то мы рекомендуем сотрудникам в такой ситуации на основании статьи 260 Административного кодекса немедленно доставлять нарушителей в суд для рассмотрения дела. Просто спрятать ваши права в карман инспектор не имеет права. В подобных случаях нужно обращаться с жалобами по телефону горячей линии (044) 272-46-59 или непосредственно в Главное управление ГАИ Украины.
По телефону горячей линии ГАИ обычно отвечают, что инспектор, изымая права, был прав. Видимо, интервью своего начальника там не читают. Что же касается Кодекса об административных правонарушениях Украины, то еще в 2001 году из статьи 265 был изъят пункт, разрешающий инспекторам изымать права у водителей.
Тем временем наведение порядка на дорогах продолжается. Мобильные группы ГАИ вернулись из командировок в свои регионы и потихоньку изымают права теперь уже у «родных» водителей. Более 90 процентов изъятых прав суд возвращает. А страна теряет миллионы рабочих человеко-часов, бизнес — контракты и отложенные переговоры, судьи вместо того чтобы разбираться с преступностью, морочатся с зачастую безвинно пострадавшими водителями. Зато растут взятки, которые продолжают брать отдельные борцы с нарушителями правил движения. Так, по данным источников «ФАКТОВ», если раньше водители «на всякий случай» вкладывали в права 10-20 гривен, то сейчас — не меньше полусотни. Именно столько «стоит» теперь превышение скорости. Пересечение двойной осевой или проезд «на красный» могут «не заметить» за 300 гривен. А в одном из областных центров Украины молодой человек, севший за руль автомобиля в стельку пьяным, отдал права в залог остановившему его инспектору ГАИ, съездил домой за деньгами и, вернувшись, выкупил документ за 500 долларов. Еще один читатель «ФАКТОВ», из Луганска, рассказал, что львовские гаишники, командированные для проведения акции, требовали от водителей, которых останавливали, отвечать им на украинском языке. Если им отвечали по-русски, составляли протокол.
Справка сайта Департамента ГАИ МВД Украины
Результаты оперативно-профилактической отработки по состоянию на 11 февраля:
Выявлено нарушений ПДД — 860893.
Выявлено фактов управления транспортными средствами в нетрезвом виде — 38047(!).
Вынесено решений о лишении нарушителей прав управления транспортными средствами — 34569.
Изъято удостоверений по решению суда — 34561.
Остается дел на рассмотрении в судах — 13801 (10,1%).
Из всего этого напрашиваются вполне очевидные вопросы к руководству украинской Госавтоинспекции:
1) Что значит: «Вынесено решений о лишении нарушителей прав управления транспортными средствами»? По закону, эти решения выносят суды, а не ГАИ. Однако по решению судов, если верить той же статистике ГАИ, изъято несколько иное количество удостоверений.
Кроме того, не понятно, почему не лишились прав многие водители, садившиеся за руль в подпитии, несмотря на то, что это — самое грубое нарушение ПДД. Неужели действительно откупались?
2) Если по решению судов изымались права менее чем у 10 процентов водителей, у которых их отобрали гаишники, а около половины «нарушителей» судьями даже не штрафовались, не свидетельствует ли это о чрезмерном и показушном рвении ваших подчиненных?
562Читайте нас в Facebook