Минздрав предлагает разрешить управление автомобилем диабетикам и людям с искусственным хрусталиком
Как утверждают чиновники Минздрава, новый проект приказа «Перечень медицинских противопоказаний для кандидатов в водители и водителей транспортных средств с учетом их отношения к некоммерческому или коммерческому транспорту» разработан с целью усовершенствования медицинского обеспечения в сфере безопасности дорожного движения. Он подготовлен в соответствии со статьями 15, 45, 46 Закона Украины «О дорожном движении» и приложением III Директивы 2006/126 Евросоюза.
Этот документ собираются ввести на замену ныне действующему приказу 1999 года, и пока проект вынесен на публичное обсуждение. Чиновники приглашают заинтересованных людей ознакомиться с их инициативами и присылать свои предложения и замечания на протяжении месяца по почте на адрес Минздрава (1 601, Киев, ул. Грушевского, 7) или в электронном виде (e-mail: [email protected]).
В подготовленном Минздравом проекте существенно изменилась структура документа. Все медицинские противопоказания для управления транспортными средствами теперь разделены всего на три категории: для водителей частного транспорта, водителей коммерческого транспорта, а также для водителей тракторов. Тогда как в действующем сейчас приказе категорий куда больше — их восемь. Отдельно прописаны требования к водителям мотоциклов/мотороллеров, легковых автомобилей, грузовиков, автобусов, автовозов с прицепами, трамваев, троллейбусов и тракторов.
В целом новый документ стал более либеральным для рядовых водителей — список заболеваний, при которых вождение противопоказано, заметно сократился. Как и сейчас, львиная часть запретов касается проблем со зрением. Из ныне действующего перечня предлагается убрать запрет на управление людям с искусственным хрусталиком и нарушениями цветоощущения. Правда, последняя инициатива, мягко говоря, вызывает недоумение — ведь дальтоникам, которые не различают сигналы светофора, хотят разрешить сесть за руль. В проекте приказа также отсутствуют противопоказания для управления людям, страдающим сахарным диабетом, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки. Лояльнее стали требования к людям с сердечными заболеваниями: если раньше за руль было категорически запрещено садиться при гипертонической болезни II—III степени, то в дальнейшем предлагается ограничиться только III степенью. Убрали из списка гинекологические заболевания, хронические заболевания почек и отсутствие одной почки, ограничение по росту менее 150 сантиметров.
При этом перечень противопоказаний для водителей-профессионалов остался практически таким же строгим и включает те же 35 запретных позиций, что и нынешний. Осталась также возможность индивидуального вынесения решений врачами по допуску водителя к управлению при определенных видах медицинских заболеваний. Например, при полной глухоте, глухонемоте, при грыже, свищах, выпадении прямой кишки, геморрое, водянке яичка или семенного канатика, проблемах, которые значительно затрудняют движения конечностей, и других.
Как видим, новая редакция приказа Минздрава теоретически должна предоставить возможность управления автомобилем большему количеству водителей.
Известный украинский адвокат Вадим Володарский, специализирующийся в сфере безопасности дорожного движения, одобряет инициативы Минздрава.
«Я не согласен, что новый проект приказа Минздрава приведет к увеличению коррупции. Говорить об этом могут только те люди, которые незнакомы с ныне действующим перечнем противопоказаний к управлению транспортными средствами. И если сравнить оба документа, то запросто можно увидеть позитивные изменения», — уверен Вадим Володарский. И приводит целый ряд положительных примеров. Так, сегодня диабет для водителя является приговором — ездить за рулем ему запрещено до конца жизни. А в проекте диабет приравнивается к другим эндокринологическим заболеваниям, и однозначный недопуск к управлению выносится только в случае склонности к коме и потерям сознания.
Адвокат приводит и другое позитивное нововведение. Сейчас существует запрет на управление транспортными средствами для людей с искусственным хрусталиком. Логика непонятна: если человеку сделали такую операцию, то следует полагать, что зрение ему восстановили. Но запрет ездить за рулем действует до конца жизни. Тогда как в новом проекте Минздрава запрета на вождение для людей с искусственными хрусталиками уже нет.
«По нынешнему перечню при бронхиальной астме и некоторых других заболеваниях органов дыхания „допуск индивидуальный“, — написал Вадим Володарский в „Фейсбуке“. — Причем именно по формальному диагнозу. По проекту же проблемы могут вызвать только „стойкие изменения в бронхолегочной системе с выраженными явлениями легочной недостаточности“. Нет такой недостаточности — пожалуйста, управляй транспортом. То есть „медицинский“ доступ к управлению становится лучше, а не хуже! Все это коснется сотен тысяч человек, которые наконец-то получат возможность управлять транспортным средством».
Правда, Вадим Володарский считает, что подготовленный Минздравом перечень противопоказаний все еще гораздо жестче европейских директив. Он по-прежнему ограничивает доступ многих людей к полноценной жизни, которую они имели бы в цивилизованных странах. Но в любом случае, утверждает адвокат, нужно признать: это первый шаг в правильном направлении.
«Это классический пример того, как снижение регулирования, отмена необоснованных ограничений и запретов приведут к снижению существующей коррупции в сфере здравоохранения», — подчеркнул адвокат.
Между тем глава Всеукраинской Ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко считает, что таким образом зарождается новая противозаконная схема получения медицинских справок для права управления авто и новых поборов с водителей. Документ несовершенен и далек от современных требований цивилизованных европейских стран, утверждает Олег Назаренко в соцсети.
По его словам, сегодня медицинскую справку можно купить в Интернете с доставкой на дом без прохождения медкомиссии. И вместо того, чтобы навести порядок и запретить выдачу фальшивок прикормленным фирмочкам, Минздрав инициирует принятие нового приказа с длинным списком болезней. Если реально проходить медкомиссию, то 95 процентов водителей ее не пройдут. Но это не значит, что они потеряют право на управление. По утверждению главы ВААИД, медицинские справки, как и сейчас, можно будет купить, но при этом стоимость этих фальшивых бумажек увеличится в 20 раз, а стоимость разрешения Минздрава на их выдачу — в 50!
При этом, заявляет Олег Назаренко, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, 60 процентов населения земного шара имеют сердечно-сосудистые заболевания, более половины — признаки различных невралгий, но в США даже престарелые бабушки, которые еле-еле ходят, водят автомобили.
«Старый приказ Минздрава был плохой, а новый нельзя назвать таким же плохим! — уверяет Олег Назаренко. — Но почему бы просто не принять в Украине в целом всю Директиву 2006−126-ЕС? На самом деле новый проект Минздрава полностью отрицает все стандарты Евросоюза. Так, главный акцент в Европе делается на медицинских проверках минимальных стандартов физической и умственной пригодности для управления транспортом, предназначенным для перевозки людей или грузов, а не частных легковых авто. В ЕС, например, нет запрета вождения при грыжах, свищах, геморрое, болезни яичек или семенного канатика. Там разрешают ездить даже бывшим алкоголикам, которые уже прекратили употреблять спиртные напитки».
По словам Олега Назаренко, украинская власть создает новые коррупционные схемы, но при этом объясняет согражданам, якобы таковы требования ЕС, полагая, что никто не будет читать настоящие стандарты и требования Евросоюза.
«Министр здравоохранения в любом случае обязан контролировать все проекты нормативных документов! — подчеркнул глава ВААИД. — Поскольку в новом проекте налицо коррупционная составляющая, то я считаю, что после подобного негативного общественного резонанса министр должен дать поручение отозвать этот документ. А в дальнейшем — дать поручение разработать новый проект с учетом замечаний автомобилистов и опыта других стран».
И с Олегом Назаренко трудно не согласиться. Действительно, зачем внедрять полумеры? Если Украина действительно стремится стать полноценной европейской страной с европейскими стандартами жизни, то обеспечивать это должно соответствующее законодательство, имплементированное к требованиям Евросоюза. Тем более что это предусмотрено принятым Соглашением об ассоциации Украины и ЕС.
2237Читайте нас в Facebook