ПОИСК
11 мая 2018
ОБЕЩАНИЯ ЛЮБВИ
ОБЕЩАНИЯ ЛЮБВИ

Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 1999
Скульптор: Virginia Gonzalez
Размер: 38×40 cm
Лимитированная серия 1000 изделий

Из экспозиции «Shvets Museum»

''Ужель та самая Татьяна.

Которой он наедине,

В начале нашего романа,

В глухой, далекой стороне,

РЕКЛАМА

В благом пылу нравоученья,

Читал когда-то наставленья,

РЕКЛАМА

Та, от которой он хранит

Письмо, где сердце говорит,

РЕКЛАМА

Где все наруже, все на воле,

Та девочка… Иль это сон?..''

Это Онегин. Евгений Онегин. Из знакомого старшему поколению по школьной программе романа в стихах, написанного великим Пушкиным.

Мы с младшей дочкой сидели позавчера в четвертом ряду киевской Оперы, слушали, затаив дыхание, арии Ленского и Онегина, хоровые партии и прекрасное исполнение монологов Татьяны, положенных на музыку великим Петром Ильичем Чайковским, и я невольно ловил себя на мысли, что огромные отрывки повторяю вслед за исполнителями — не напрягаясь, легко, практически безошибочно. Настолько крепко засели в памяти эти замечательные строки… Более того, обратил внимание на то, как много зрителей постарше, сидевшие на соседних рядах, так же беззвучно шевелили губами, повторяя произносимые героями оперного спектакля тексты.

И еще одна назойливая мысль не давала покоя, не отпускала ни на минуту. Все это происходило вечером 9 мая. В день, когда споры о том, стоит ли Украине отмечать День Победы или достаточно ограничиться европейским Днем памяти и примирения, отмечавшимся накануне, достигли своего чрезмерно заполитизированного апогея, кое-где даже обернувшимся массовыми стычками непримиримых оппонентов. Было какое-то предчувствие резких упреков в адрес тех, кто решил именно в этот день, да еще и на фоне непрекращающейся российской военной агрессии на Донбассе, в столичном театре давать российскую классику…

Я не знаю, случайным было такое совпадение или нет. Но я порадовался этому совпадению. Потому что этим отношением к происходящему мы словно демонстрировали то, что путинская нынешняя Россия и пушкинская вечная классика, как и классика Чайковского, Рериха и Репина, Мусоргского и Булгакова, Достоевского и Лермонтова, принадлежат не путинскому временному (пускай и долгосрочному) режиму, а мировому наследию, всем нам. Как и великая Победа советского народа в Великой Отечественной войне, ставшей частью великой победы мирового сообщества в войне против немецкого фашизма, не может и не должна быть узурпирована полковником Путиным, как бы ему этого ни хотелось. Ибо она благодаря крови, пролитой нашими отцами и дедами, и нам принадлежит ничуть не в меньшей степени.

И давать ''Евгения Онегина'' в эти дни в киевской Опере — это привилегия великой европейской нации, которая способна продемонстрировать всему цивилизованному миру свою нехуторянскость, свое стремление быть равной среди равных в семье европейских народов.

Так много хотел рассказать и об истории создания Чайковским этого выдающегося произведения, и о замечательной его постановке в нашей Опере, и о фантастических декорациях. И об этой чудесной фарфоровой композиции тоже. Но все пересилила актуальность сиюминутных наших проблем. Вы уж простите меня за это, друзья мои. Сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья.

Александр ШВЕЦ
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров