Авиаколлапс в Украине: как пострадавшим туристам добиться компенсации
За последнюю неделю тысячи украинских туристов столкнулись с необъяснимыми задержками рейсов украинских авиакомпаний Bravo Airways и YanAir. Люди сутками сидели в аэропортах без еды и какой-либо информации. Что делать туристам, рейсы которых отменили или задерживают? Как вернуть потраченные деньги? Адвокат Антон Бойко говорит, что отсудить компенсацию за испорченный отдых вполне реально.
- В первую очередь нужно собрать доказательства, — объяснил «ФАКТАМ» Антон Бойко. — Пассажир, рейс которого перенесли или отменили, должен зафиксировать все понесенные в связи с этим затраты. Если он вынужден был оплатить номер в гостинице, необходимо сохранить квитанцию. Если в стоимость номера не входило питание, отдельно следует зафиксировать затраты на еду. Но имейте в виду, что это должны быть траты первой необходимости, а не ужин в дорогом ресторане (в суде будут изучаться чеки). Еще пассажир может улететь альтернативным рейсом, после чего потребовать возмещения ущерба.
В моей судебной практике была ситуация, когда туроператор не уведомил пассажира об изменении времени вылета. Приехав в аэропорт, мой клиент узнал, что его самолет улетел четыре часа назад. Он купил билет на альтернативный рейс. Деньги, которые он потратил на новый билет — это ущерб, полученный вследствие ненадлежащего исполнения туроператором своих обязательств. Когда туроператор отказался добровольно возместить этот ущерб, мы обратились в суд и выиграли процесс — смогли возместить потраченные деньги на новые билеты и взыскать моральный ущерб.
В нашей стране действует ряд международных авиаконвенций, Воздушный кодекс и Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа, где четко прописано, что можно требовать, если рейс отменен или сильно задерживается. Размер компенсации зависит от расстояния, которое вы должны были пролететь. Например, вы не смогли улететь из Туниса. Расстояние между Киевом и Монастиром — более 3500 километров, поэтому максимальный размер вашей компенсации составит 600 евро. Если расстояние меньше (от 1500 до 3500 километров), вы можете претендовать не больше, чем на 400 евро. Ну, а если там было меньше 1500 километров, получите 250 евро.
— А если я потратила на билет на альтернативный рейс больше? Например, полетела бизнес-классом?
- Это не имеет значения. Если по расстоянию получилось 250 евро, вам вернут только эту сумму, и ни цента больше.
- Возможно ли отсудить моральную компенсацию?
- Да. Но недостаточно будет просто сказать, что вы сильно переживали. А вот если у вас, например, повысилось давление и случился приступ тахикардии (и вы имеете соответствующую справку, поскольку вызвали врача или обратились в медпункт в аэропорту) это уже доказательство.
— К кому подавать иск? К туроператору, турагенту или к авиакомпании?
- Все зависит от ситуации. Если вы не знаете, кто виновен в сложившейся ситуации, указывайте в иске сразу трех ответчиков. А если четко знаете, что виновен, например, туроператор, который не рассчитался с авиаперевозчиком, судиться с авиакомпанией бесполезно — только потеряете время. Судитесь непосредственно с туроператором. Но когда у вас нет доказательств отсутствия вины какой либо из сторон, лучше обращаться в суд к трем ответчикам.
Читайте также: «Не ели, спали на полу и вызывали «скорую»: рассказ застрявших в Тунисе украинцев
- А если туроператора не было? Например, турист сам купил билеты на самолет и регулярный рейс, которым он должен был лететь, отменили?
- В этом случае даже проще. Если речь идет о системных рейсовых перевозках, авиакомпания обязана предоставить компенсацию и возместить стоимость билета или же предложить альтернативный рейс. Чаще всего эти вопросы решаются на месте и до суда дело не доходит. Еще пассажир должен знать, что, если он должен был пролететь расстояние до 1500 километров, ему уже через два часа ожидания в аэропорту обязаны предоставить прохладительные напитки и питание, а также разрешить два телефонных звонка за счет авиакомпании. Если расстояние от 1500 до 3500 километров, те же услуги вам должны оказать в течение трех часов (а если больше 3500 километров, у авиакомпании есть 4 часа). Если задержанный рейс переносится на следующий день, авиаперевозчик обязан помимо еды и напитков дополнительно предоставить номер в отеле и трансфер аэропорт-отель-аэропорт за счет авиаперевозчика. Или же если задержка рейса составляет больше пяти часов, авиакомпания обязана предоставить альтернативный маршрут или возместить стоимость билета и предоставить компенсацию.
- Выбирая туроператора, на что следует обратить внимание?
- В первую очередь нужно проверить, есть ли у него лицензия и действительное ли денежное обеспечение. Это можно сделать на сайте Министерства экономики по ссылке (http://www.me.gov.ua/Documents/Detail?lang=uk-UA&id=5386d976−11e4−4eb1-abdf-2948a2017c17&title=LitsenziiniiRestrSub-ktivTuroperatorskoiDiialnosti). Почитаете об этом туроператоре отзывы в интернете. Хотя, конечно, это не может полностью застраховать вас от неприятностей. Но, кстати, сейчас можно оформить страховку на случай задержки или отмены рейса. Есть также страхование на случай отказа в визе или во въезде в страну.
В 95 процентах договоров с туроператорами сказано, что за действия авиаперевозчика туроператор ответственности не несет. Но в то же время никто не отменял закон «О защите прав потребителя». И практика показывает, что пострадавший турист может защитить в суде свои права. Знаю о случае, когда украинский турист прилетел на Кипр и туроператор в последний момент заменил ему отель. В договоре было сказано, что он имел на это право. Но турист посчитал замену неравнозначной: в новом отеле не было Wi-fi, а окна выходили не на море (как должно было быть в первом отеле), а на оживленную трассу. Вернувшись с отдыха, этот человек подал на туроператора в суд и добился возврата части потраченных средств.
Читайте также: Во львовском аэропорту застряли туристы, которые планировали лететь в Барселону
- Если пострадавших много, лучше подавать коллективный иск или каждому судиться в отдельности?
- У коллективного иска есть свои плюсы и минусы. Если мы говорим о ситуации с застрявшими в Тунисе украинцами, то плюс — это резонансная ситуация, возможное присутствие в суде представителей СМИ. Но в то же время, если кто-то из истцов не будет являться в суд, заседания могут откладывать и процесс затянется. Получается, вы зависите от других. Если у вас на руках есть доказательства нанесенного ущерба и незапланированных расходов, имеет смысл обратиться в суд в индивидуальном порядке.
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что министр инфраструктуры Владимир Омелян просит лишить проштрафившегося туроператора лицензии.
1720Читайте нас в Facebook