Шарль Азнавур: «Возможно, Мэрилин Монро не покончила бы с собой, если бы мы встретились»
Это интервью легендарный шансонье дал в Лондоне, куда приехал, чтобы выступить с сольным концертом в Royal Albert Hall. Представление состоялось 30 июня. А 20 октября Азнавур должен был выступить в Киеве, однако умер 1 октября. Эксклюзивное право на публикацию интервью «ФАКТЫ» получили от The Interview People.
— Вас называют певцом любви, Купидоном…
— Извините, что перебиваю, но мне это никогда не нравилось. Какой из меня бог любви? Разве что рост такой же (рост Азнавура 160 сантиметров. — Ред.). А если серьезно, в моей жизни было не больше романов, чем у любого другого мужчины. Хотя и не меньше. Что касается песен, то мои — далеко не все о любви. Во многих из них слово «любовь» появляется только в последней строчке. Скажу честно, песни типа «Я люблю тебя, ты любишь меня» раздражают меня. А сколько избитых рифм переходят из одного шлягера в другой! Свои рифмы я ищу в другом месте.
— А как же ваши песни «Вечная любовь», «Она», «Умереть за любовь»?
— Я не хочу спорить. Но был бы рад, если бы меня запомнили как автора интеллигентных культурных песен, а не любовных шлягеров в их традиционном понимании. Я написал и исполнял самые разные песни. Это был и ответ критикам, которые обращали внимание только на мой рост и на мой ужасный голос. И песня о гомосексуалистах. Я исполнил Comme Ils Disent, когда о таких вещах, как однополая любовь, вообще было не принято говорить. В 2002 году сочинил песню об убитом в Пакистане журналисте Дэниэле Перле, в которой прямо назвал угрозу — исламский экстремизм.
Я пишу обо всем, кроме политики. Политика меня вообще не интересует. Меня волнуют общечеловеческие темы. И я нахожу их в книгах, в прессе. Может быть, поэтому часто использую в текстах слова, не свойственные песенной лирике. Скажем, целлюлит. Или вот такая строчка: «Я люблю запах твоих подмышек». Когда моя жена услышала это, она сказала: «Ты не можешь петь такое!» А я спел. Потому что хочу докопаться до правды жизни. И мне кажется, что именно такие «правдинки» по-настоящему трогают людей.
— Сколько лет вы уже женаты на Улле?
— 51 год. Мне повезло, после ряда проб и ошибок я нашел ту женщину, которую всегда желал.
— Как вы это определили?
— Господи, а какие могут быть сомнения? Блондинка со светлыми глазами и невероятно нежной кожей! Но есть проблема. Серьезная. Она на 17 лет младше меня. Это большая разница в возрасте. К тому же Улла — шведка и протестантка. Та еще смесь. Если ей что-то не нравится — бум! Это сразу взрыв. В любое время, в любом месте и надолго. С годами мне это даже стало нравиться. В этом как раз и заключается секрет долгого брака — в полной откровенности между супругами. Всегда нужно говорить друг другу то, что хочешь, и то, что должен сказать.
*Шарль Азнавур: «Улла на 17 лет младше меня. И это проблема. Серьезная»
— Улла — ваша третья жена. Известно, что у вас было много любовных романов и кроме браков…
— Ладно, давайте по порядку. Первый раз я женился потому, что был слишком молод, второй раз — потому что был слишком глуп. Но я не могу сказать, что жалею. Первая жена Мишелин родила мне дочь и сына. Вторая — Эвелин. У нас был сын. Его давно уже не стало… А потом я встретил Уллу. И у нас трое детей — дочь и два сына.
— А как же Эдит Пиаф, Брижит Бардо, Лайза Миннелли?
— С Лайзой правда был роман, но очень короткий. С Эдит и Брижит только дружеские отношения.
— Разве это возможно между мужчиной и женщиной?
— Французы называют это une amitie amoureuse. Вряд ли это можно перевести, но попытаюсь объяснить суть. Это означает, что вы очень нежны друг к другу, вам нравятся одни и те же вещи, еда, напитки, музыка. Иногда вы даже обнимаете и целуете друг друга. Но на этом останавливаетесь. Ничего больше. К тому же признаюсь, Эдит Пиаф — не мой тип женщины. Я ей благодарен за восемь лет нашей дружбы, за ее покровительство. Но любовниками мы не были.
* Эдит Пиаф взяла молодого шансонье под свою опеку, и их дружба продолжалась восемь лет. На снимке — Эдди Константен, Эдит Пиаф и Шарль Азнавур. 1951 год
— А Брижит Бардо?
— Слушайте, нельзя же влюбляться в женщину только потому, что она знаменита! Это не любовь, а какой-то туризм получается. С Брижит мы дружим уже много лет. Мы даже соседи на Лазурном берегу. Ее дом чуть ниже по улице от моего. Но там я бываю только летом. Остальное время года мы живем с Уллой в Во. Это франкоязычный кантон в Швейцарии. Я уже давно являюсь гражданином этой страны. А познакомились мы с Брижит благодаря моему другу-художнику. Он нарисовал фантастический портрет Бардо. Кстати, у меня есть две его замечательные работы. Это портреты Уллы и Мэрилин Монро.
— Вы и с Монро были знакомы?
— К сожалению, нет. Возможно, она не покончила бы с собой, если бы мы встретились с ней. Но лучше не говорите это моей жене. Улле даже сама мысль об этом не понравится.
— Супруга, похоже, держит вас на коротком поводке!
— Нет, это только так кажется. На самом деле меня очень строго воспитали. У меня просто маниакальное чувство самоконтроля. А что вы хотите от мужчины, которого в юности заставляли прочитать всего Чехова, а потом учили по методу Станиславского?
— Не могу не восхититься тем, как вы выглядите. В чем секрет?
— Я бросил курить, когда мне было 47. На моем голосе это нисколько не отразилось. Он у меня такой надтреснутый с детства. Не зря же критики называли его «ужасным баритоном». Что еще? Да, думаю, это тоже имеет значение — я каждый день проплываю 340 метров в бассейне, надев пояс с грузом. Это хорошо. Еще одно правило: съедаю только половину тарелки, какой бы вкусной еда на ней ни была.
— Спиртное?
— О, крайне, крайне редко. И только вино и шампанское.
— Неужели никаких слабостей, вредных привычек?
— Слабость одна имеется. Это IKEA. Чего вы смеетесь? Уверен, IKEA — одно из самых прекрасных творений человечества. Вот мы сидим с вами в этом номере отеля. Понимаете, что эту комнату можно за три минуты полностью изменить? Как? С помощью IKEA! У них все очень красиво сделано, а цветовые решения потрясающие.
— Как же начался ваш роман с IKEA?
— Очень давно. Я влюбился в шведку, а это был прямой путь к IKEA.
* «Хочу петь и в сто лет. Намерен дать концерт 22 мая 2024 года», — говорит Шарль Азнавур
— Давайте вернемся к вашему творчеству. Вы посвящали песни Улле?
— Никогда. И если вам будут говорить, что это не так, не верьте. Я никогда не посвящал песни конкретной женщине.
— Даже вашу знаменитую песню «Она»?
— Даже ее. Она была написана для телесериала «Семь лиц женщины». И стала очень популярной. Потом ее пели многие другие исполнители. Лишь однажды я написал песню A Ma Fille, на которую меня вдохновило рождение моей старшей дочери. Но потом, когда родилась вторая дочь, люди стали спрашивать меня, посвящу ли я песню и ей? Я отвечал, что нет. Они выражали недоумение. Объясняю: та песня посвящена обеим дочерям. И не только моим. Всем маленьким девочкам! Не знаю, мне кажется, что посвятить песню конкретной женщине — все равно что сделать себе татуировку с ее именем.
— Несколько лет назад вы объявили о завершении концертной деятельности. И вдруг снова стали выступать. В этом году отправились в мировое турне. Что заставило вас вернуться на сцену?
— Хочу петь и в сто лет. Намерен дать концерт 22 мая 2024 года.
— И он станет последним?
— Нет и нет. Хотя давайте, я его дам, а потом посмотрим. А впрочем, какого черта я должен останавливаться? Чтобы тихо умереть у себя дома, сидя в кресле? Нет уж, спасибо. Non merci.
Перевод Игоря КОЗЛОВА, «ФАКТЫ» (оригинал Celia Walden/The Telegraph). Фото Getty Images
3372Читайте нас в Facebook